Композиторы Саша Елина и Кирилл Широков в составе ансамбля The Same Ensemble готовят эксперименты со временем, тишиной и меланхолией. В программе концерта всего три пункта, но как они будут исполняться — это уже вопрос: пьеса Широкова для двух бас-гитар предполагает свободные стартовые и конечные точки, в пространство которых как-то вписаны песня Янки Дягилевой «Печаль моя светла» и сочинение британско-нидерландского композитора Кэмерона Грэма. Сегодня в Москве такую новую музыку так никто не играет.
Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) продолжает филармонический цикл концертов с программными сочинениями передовой академической музыки ХХ века. Как и всегда, очевидного здесь не так уж и много: например, исполнение (!) хрестоматийной «4'33"» Кейджа или концертная версия электронного коллажа «Come Out» Стива Райха (ее сделал флейтист ансамбля Иван Бушуев, как она исполняется — большая загадка). Из более консервативного репертуара — мрачнейшая позднеромантическая Камерная симфония Шенберга и сложнейший «Клавирштюк №9» его фанатичного последователя Штокхаузена.
Молодой струнный квартет A&C продолжает знакомить москвичей с так называемым спектрализмом — музыкой, в которой свойства звука рассматриваются как основа для методов композиции. На втором концерте в «Электротеатре» они исполнят тягучий Третий струнный квартет австрийца Георга Фридриха Хааса (его уже называют классиком направления) и пьесу Polichronization израильтянина Яра Клартага — штуку куда более стремительную и резкую. В целом эту музыку вполне можно слушать как эмбиент, так что если не хватает медитативной электроники, стоит иметь этот концерт в виду.
Если бы в России раздавали премии за лучшие классические концерты, то оркестр без дирижера «Персимфанс» каждый год собирал бы их так же, как Шазелл свои «Оскары». На этот раз либеральные энтузиасты от классики будут озвучивать великого «Броненосца «Потемкин» оригинальным саундтреком австрийца Эдмунда Майзеля, который после премьеры почему-то довольно быстро позабыли (сам Эйзенштейн был от него в восторге). Словом, «Персимфанс» выдумал очередную любопытнейшую авантюру, которых страшно не хватает в местном классическом мейнстриме.
«Дом» вспоминает продюсера, журналиста и деятеля российского новомузыкального движения Николая Дмитриева чуть ли не мини-фестивалем: в Москву во второй раз приедет Илпо Вяйсянен, один из основателей великого финского электронного дуэта Pan Sonic. Как и в его составе, Вяйсянен из аскетичных средств — простых шумов и нехитрых ритмов — создает богатейшие, но ультраминималистичные звуковые ландшафты, которые варьируются от странного даба до дрона и эмбиента. Помимо него выступят саунд-артист, участник «Ночного проспекта» и «Центра» Алексей Борисов, импровизационный электронный проект Brinstaar и аналогово-цифровой дуэт Star Control.
Пианист московского ансамбля Kymatic Михаил Бузин готовит в МАММ трибьют японским послевоенным авангардистам Юдзи и Аки Такахаси — каждому достанется по собственному концерту. В оба дня будут совершенно отлетевшие программы, в которых Кейдж уживается со снобским европейским авангардом, классикой (известной и неизвестной), аранжировками песен The Beatles и Pink Floyd и новейшей музыкой, но если хотите больше дичи — выбирайте вечер имени Аки Такахаси. В любом случае ждать стоит не обычные концерты, а нечто сродни хеппенингов в духе легендарного арт-движения флуксус.
На этот раз группа «Сольвычегодск», которая играет озверевший фри-джаз с периодическими заходами в грайндкор и чистый шум, позвала на баттл в бар «Успех» московский дуэт Drojji — по сравнению с энергичным хаосом первых их взвинченный дада-рейв вполне может сойти за умиротворенную интеллигентную музыку. Однако на концерте все может выйти совсем иначе: все-таки в руках у дуэта электронные инструменты, способные выдать такой сумасшедший шум, что никакая стереосистема не выдержит.
Эдуард Артемьев, возможно, самый энигматичный композитор в советской электронной музыке. Он никогда не мог бы пожаловаться на недостаток внимания (в нулевые повсюду можно было купить рингтон с темой из «Своего среди чужих, чужого среди своих»), при этом оставался значимым экспериментатором и художником (одни саундтреки для Тарковского чего стоят), а в последнее время, видимо, даже провалился в русский космос (в прошлом году давали премьеру его мессы «Девять шагов к Преображению»); за этими разрозненными фактами фигура Артемьева-композитора будто бы теряется. На очередном концерте проекта Sound Up именно она окажется в фокусе внимания: обещают, что Симфонический оркестр кинематографии вместе с ансамблем Intrada исполнят много разной музыки не только из фильмов и познакомят с неизвестным Артемьевым.