Режиссер Алексей Франдетти разрушил предрассудок о мюзикл е как о чем-то масштабном и получил за эту работу вместе с художником Тимофеем Рябушинским по персональной премии «Золотая Маска». Это камерный мюзикл едва ли не для 100 зрителей, в котором действие происходит в мире, похожем на трогательную книжную иллюстрацию. Два по-хорошему сентиментальных рассказа о любви и дружбе объединены автором — О'Генри — и живым исполнением полученной по лицензии оригинальной музыки.
Традиции вертепного театра соединились с собственными традициями коллектива «Ученый медведь» — так история Спасителя предстает с помощью теневых кукол в живом сопровождении редких музыкальных инструментов. Во второй — светской части — зрители совершат путешествие и узнают о том, как празднуют Рождество в разных странах, например, в Польше и Франции.
История о чудесном младенце не могла оказаться без внимания «Первого театра», в котором — уникальный случай для рождественской истории — главный герой и зрители ровесники. Здесь будут все необходимые приметы библейского сюжета — звезда, животные, мудрецы и, конечно, мать, ведь все спектакли Ольги и Юрия Устюговых в том числе и о семейной любви.
В театре кукол, как ни в каком другом, удаются полеты и превращения, сказочные персонажи из иного мира и характерные герои-люди. Режиссер Екатерина Образцова ставит гоголевскую прозу, как это мог сделать ее великий дед, привлекая в соратники художника Сергея Алимова, чьи иллюстрации к произведениям Николая Васильевича стали хрестоматийными.
Четырехчасовая опера Римского-Корсакова на гоголевский сюжет сокращена до двух часов, чтобы юные зрители не успели заскучать. Это пример классической постановки с монументальными ариями, красивой сценографией, летающей нечистой силой и обязательными по случаю колядками. Такой спектакль родители могли видеть в детстве, только в нем не было современной видеопроекции, которая отвечает здесь за чудеса исчезновения месяца и полетов из Диканьки в столицу.
Многие поколения зачитывались в детстве прозой Диккенса. Режиссер Полина Стружкова напоминает юным зрителям и их родителям об уютном домашнем чтении именно с помощью этого автора. Открыв волшебный томик «Рождественской песни в прозе», глотнув горячего чая, услышав живую музыку, зрители нарисуют в своем воображении святочный рассказ о том, как к скряге Скруджу пришли привидения. Вернее, духи-предсказатели, так как хотели они ему только добра.
Традиционная для вертепного представления история о рождении Спасителя рассказывается не в общепринятом ящике с двумя ярусами, а на обычном столе. В роли еванг ельских персонажей выступают бытовые предметы, в первую очередь — скромная посуда. Все это в сопровождении живой музыки и с непосредственным участием зрителей.