Пермский театр кукол редко бывает в Москве, поэтому на его гастроли следует обратить внимание. Книга Дэвида Алмонда часто ставится в театрах, но опять же не в столице. Трагическое обстоятельство — уход мамы — ставит дочь перед выбором: продолжать следовать по жизни размеренному расписанию или поддержать отца, который не намерен отступать от участия в эксцентричном конкурсе летунов. Куклы ярких цветов с открытыми лицами с самого начала намекают зрителям, что персонажам не чужды смелые поступки.
Более 20 лет Татьяна Матюхова и Елена Галибина выходят на сцену в ролях слепоглухонемой девочки и ее упорного учителя, свершившего невозможное. И все эти годы спектакль по-хорошему популярен. За мелодраматическим сюжетом и реалистическими декорациями скрывается самое важное — мастерство и отношения двух людей. Основанная на реальной истории пьеса предоставляет двум актрисам возможность сыграть отчаянный поединок и заслуженное примирение.
Огромной куклой Каштанки управляют четыре актера. Заглавная героиня, по идее режиссера и художника Амира Ерманова, напоминает большой токарный верстак, на котором могут появиться и другие персонажи, сделанные из дерева — материала подвижного и теплого. Возможно поэтому она предпочитает заведомо успешной актерской карьере возвращение домой, где ее вновь ждут, говоря современным языком, абьюзивные отношения.
Техника «черного кабинета» подразумевает, что актеров не будет видно или они предстанут в неожиданных ролях. Например, домика свиньи: на фартуке нарисовано окно, в рука х — длинный стол, за которым много-много поросят в такт стучат ложками. А еще этот кукольный прием позволяет продемонстрировать невозможные в драме чудеса. Все гости кошки в пожарной панике суетятся и не замечают, что несколько раз успели хаотично поменяться телами и головами. Подобная абсурдная сцена не мешает финалу сказки оказаться привычно поучительным: озябшие и голодные котята обретут свой дом у исправившихся взрослых.
Пьеса Константина Федорова, пропитанная петербургской атмосферой, впервые оказалась поставлена в Москве. Куклы в спектакле режиссера и художника Александры Ловянниковой когда-то были обычными перчатками, а теперь стали обитателями Северной столицы. В современном городе живут три мойры, заброшенные сюда еще во время войны и забытые здесь античным начальством. Теперь им приходится работать не с древними греками, а с индивидуальным предпринимателем, его девушкой, маленькими воспитанниками приюта, бомжом и его собакой. Но однажды ножницы потерялись, и теперь каждый, кто их найдет, может обрывать чужие жизни.
Ульф Старк известен текстом о дедушке «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?». «Беглецы» — его последнее произведение со схожими персонажами. И дедушка (Олег Исаев эмоционален без сентиментальности), конечно, не бежит, а уходит. Вернее, сначала с помощью внука бежит из больницы, а потом уходит. Режиссер Екатерина Корабельник, работавшая до этого преимущественно в камерных пространствах, осваивает все уникальное здание Театра Романа Виктюка, которое еще называют «Дом света» Константина Мельникова.
Сергей Беляев в роли доктора Рагина и Мамука Патарава в роли пациента Громова демонстрируют редкое актерское умение быть эмоциональными и убедительными, и главное понятными, в философском диалоге. Они теряют себя для общества и на первый взгляд приближаются к катастрофе, но при этом испытывают в процессе переоценки ценностей несравненное счастье.