Название спектаклю подарил монгольский музыкальный инструмент. Его появлению предшествовали трагические события, которые и стали сюжетной основой постановки, однако двухструнный морин-хуур дарит слушателям светлые ощущения. Авторы спектакля Бат-Улзий Даваасурен и Анхбаатар Буд получили кукольное театральное образование в России, что позволяет им рассказывать свои национальные истории с долей иронии, не ограничиваясь в своих постановках исключительно восточным колоритом.
Спекта кль разыгрывают куклы-маппеты, а значит, будет смешно, даже если обещают нечто страшное. Персонаж, придуманный драматургом и режиссером Артемом Малаховым, напоминает всех недотеп, которые в сказках попадают в перевернутый мир, где можно пропасть и заблудиться. По законам жанра все они выходят оттуда победителями.
Скифские бабы — каменные истуканы, которые сегодня вызывают вопросы и восхищение. Театр кукол понимает и ценит древние традиции и изваяния, которые в одну секунду могут обрести душу. И, возможно, сегодня они окажутся столь же полезны людям, как было задумано при их появлении.
В спектакле из Ташкента всех персонажей играют марионетки, которые похожи на людей, кажется, каждым своим суставом. Здесь любая подушка на диване и тарелка на столе неотличима от настоящей, дело только в масштабе. Тем разительнее волшебство, когда в восточную размеренную повседневность врывается огненный Джинн, чья суперсила оказывается в итоге в умении дружить.
Куклам сподручнее играть святых, чем драматическим актерам. Куклы могут выглядеть бесплотными, они экономны в жестах, а вокруг персонажей буквально летают буквы и складываются в слова. Ефросиния особенно почитается в Беларуси, и если в иконописи существует жанр жития в клеймах, почему бы этим картинам не ожить в куклах.
Второй спектакль марионеток из Ташкента посвящен похождениям Насреддина и столь же подробен в жизнеподобных деталях. В отличие от «Аладдина» здесь нет волшебства и на базарной улице не получится обменять простую лампу на волшебную, так что герой анекдотов вынужден выкручиваться исключительно благодаря собственной смекалке.
Гамсадир Камал — во всех смыслах первый драматург татарского театра. Перчаточные куклы на ширме по воле актеров и режиссера Ильгиза Зайниева сыграют две комедии автора, в которых герои разговаривают о деньгах и театре. И от второго в жизни случается гораздо больше пользы.