В Манеже с размахом показывают двух мэтров советской живописи. Один из них – Александр Самохвалов, жил и работал в Ленинграде, второй – Александр Дейнека – в Москве. Несмотря на это, принципиальную разницу между их творческими подходами сложно разглядеть: оба прославляли образ здорового советского человека-физкультурника, образ нового социалистического города с его строителями и военные подвиги Второй мировой. Разве что живопись Самохвалова эпична до предела – персонажи напоминают демиургов социалистической мечты. Выставка на двух этажах Манежа включает главные шедевры авторов: «Мать» из Третьяковки и «Оборона Севастополя» из Русского музея Дейнеки, «Девушка в футболке» Самохвалова, тоже из собрания Русского музея.
Русский музей не мог обойти стороной важную дату — 175-летие со дня рождения, пожалуй, самого известного русского художника. Выставка Ильи Репина раскинулась на два крыла корпуса Бенуа. В масштабную экспозицию вошло 250 произведений художника — от ранних «Бурлаков на Волге» до поздних портретов современников: Модеста Мусоргского, Валентина Серова и Льва Толстого. Главное достоинство проекта в том, что Репин предстает художником более сложным, чем мы привыкли думать о нем: не только передвижник и не только реалист, а прежде всего драматург и свидетель своей эпохи — именно поэтому его полотна, их названия и образы до сих пор остаются хрестоматийными.
С падением всех запретов Советского Союза искусство 1990-х вырвалось на свободу несметным числом стилей и направлений. Объединяющей для всего художественного процесса того времени стала возможность безграничного эксперимента. На масштабной выставке в музее на канале Грибоедова собрали более 150 произведений ленинградско-петербургских художников, которые прямо указывают на царившее творческое разнообразие. Здесь и виртуозные переодевания Влада Мамышева-Монро, и культовые «тряпочки» Тимура Новикова, и игра в классику Ольги Тобрелутс, и черно-красные иконы Марины Колдобской. У всех произведений есть еще одна объединяющая черта: постмодернистская способность иронизировать и смеяться над собой.
Фотограф Владимир Сычев начал снимать жизнь советского андеграунда в Казани в 1960-х, а в 1980-х эмигрировал во Францию — главный центр мировой моды на тот момент. Тогда Сычев снимал дефиле высокой моды и рекламу для легендарных французских модельеров, а также публиковался во французском и американском изданиях Vogue. Среди его персонажей — Карл Лагерфельд на знаменитой зеркальной лестнице в доме Шанель, Ив Сен-Лоран за работой и эпатажный Жан-Поль Готье. Фотографии на выставке соседствуют с винтажными костюмами тех лет: блестящая парча, рукава-фонарики и бархат как символ ушедшего времени.
В K Gallery показывают три произведения импрессиониста Эдгара Дега. Два из них — репродукции пастелей, которые хранятся в Эрмитаже и Метрополитен-музее. В центре внимания — «Обнаженная женщина, со спины, причесывающаяся», оригинал из петербургского частного собрания. По трем работам французского мастера можно в деталях рассмотреть, как художник разрабатывал один мотив, захвативший его внимание в середине 1880-х. Несмотря на композиционную схожесть картины, Дега варьирует содержание фона — от почти абстрактного до предельно конкретного, а также резкость линий и положение моделей. Во всем этом — классический Дега, создававший целые серии, посвященные одной и той же теме.
Перед фотокамерой Моисея Наппельбаума оказывались, кажется, все ключевые фигуры культурной и научной жизни России первой половины XX века. Всего в K Gallery показывают более 70 портретов, а среди персонажей — Анна Ахматова, Сергей Есенин, Максим Горький и Лев Ландау. Именно Наппельбаум создал первый официальный портрет Владимира Ленина — тот тоже вошел в экспозицию. Часть снимков для выставки приехала из Минска, где фотограф родился и владел собственным фотоателье.