Тадаси Кавамата известен как мастер пространственных инсталляций, темой которых является связь между прошлым и настоящим и между культурами Запада и Востока. Чаще всего сделанные из природных материалов или старых использованных предметов, его инсталляции тонко вписываются в городской ландшафт. Использовав обнаруженные при разборе старых зданий Музейного квартала материалы (усадьбы Голицыных и дома Стуловых), Кавамата создал в пространстве постоянной экспозиции и в кабинете директора инсталляции, напоминающие гнезда.
Больше всего я люблю междисциплинарных художников, и Матиас Умпьеррес — именно такой. В рамках фестиваля «Территория», часть программы которого традиционно проходит в Московском музее современного искусства, будет представлен и его проект, созданный под патронажем Робера Лепажа. «Музей вымысла» изучает влияние искусства на зрителя. Первая часть проекта называется «Империя»: в ней действие шекспировской трагедии «Макбет» перенесено в современную Латинскую Америку, реплики леди Макбет произносит сам Лепаж, а реплики Макбет — звезда фильмов Педро Альмодовара Анхела Молина.
Бельгия породила великого сюрреалиста Магритта и великого концептуалиста — Бротарса, причем оба вышли далеко за рамки своих направлений. Этим летом мне повезло быть в Брюсселе на выставке двух гениев. Их творчество продолжает очаровывать не только зрителей, но и интригует весь художественный мир: от поп-музыки и концептуального искусства до самых современных творений. На выставке в «Гараже» будут показаны важнейшие произведения Бротарса: от объектов, фильмов и фрагментов путешествующей инсталляции «Музей современного искусства, отдел орлов» (1968), впервые поднявшей вопрос о природе выставочных институций и механизмах функционирования музея, до масштабных «Декоров» — инсталляций, составленных из различных предметов и фрагментов ранних работ. Недолгая художественная карьера Бротарса, начавшаяся, когда ему, в то время поэту, было 40 лет, во многом определила ход развития современного искусства. Он открыл возможности для институциональной критики и сформировал новый тип отношений между текстом и изображением.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, ставший «Музеем года Cosmoscow 2018», в рамках направления «Пушкинский XXI» впервые представит на международной ярмарке современного искусства Cosmoscow свою коллекцию медиаискусства и проведет трехдневную образовательную программу с участием экспертов мирового уровня. В отдельном павильоне — кинотеатре — будут показаны видеоинсталляции Гэри Хилла (США) и Фабрицио Плесси (Италия), видеоживопись Марианны Хеске (Норвегия), а также трилогия российской арт-группы «Провмыза» (Сергей Проворов и Галина Мызникова) «Отчаяние» (2008), «Воодушевление» (2010) и «Вечность» (2011). Также стоит отметить и публичную программу, созданную Пушкинским музеем и Cosmoscow и состоящую из нескольких сессий о современном искусстве и арт-рынке.
Новый выставочный сезон в Третьяковской галерее открывает важный международный межмузейный проект — выставка произведений Ильи и Эмилии Кабаковых. Концепцию «тотальной инсталляции» можно сравнить с идеей Gesamtkunstwerk — универсального произведения искусства, синтезирующего различные его виды. Инсталляции Кабаковых предполагают полное погружение зрителя в среду, формируемую специально сконструированным пространством, в котором важную роль играют не только картины, тексты и предметы, но и архитектура, цвет стен, свет и звук. Название проекта «В будущее возьмут не всех» заимствовано у одной из самых важных инсталляций, занимающей центральное место в экспозиции. В период подготовки к выставке Илья и Эмилия Кабаковы передали Третьяковской галерее свою легендарную мастерскую на Сретенском бульваре, а также три живописных произведения, которые впоследствии будут там выставлены. Мастерская станет отделом Третьяковской галереи, где будет сохранена мемориальная часть, а также создана экспозиция, посвященная истории московского концептуализма.
В «Гараже» будут показывать моего фаворита, албано-французского видеохудожника Анри Сала со звуковой инсталляцией The Last Resort, что можно приблизительно перевести как «Последнее пристанище». Любители видеоарта, возможно, помнят его работы в моих кураторских проектах «Расширенное кино» в 2011 в ММОМА и в рамках прошлогоднего проекта «Прогулках трубадура» в пушкинском. В этот раз художник обыгрывает особенности архитектуры и акустику Атриума «Гаража» — открытого пространства высотой в девять с половиной метров, где и представит инсталляцию из 38 барабанов, подвешенных к потолку. Звук в инсталляции создается при помощи барабанных палочек, приводимых в движение вибрациями спрятанных внутри барабанов динамиков. Основой этой работы послужил Концерт для кларнета с оркестром ля мажор Моцарта, считающийся одним из главных музыкальных творений Просвещения — эпохи переосмысления основ в политике и науке.
Стремление к бесконечным изменениям берет свое начало в экспериментах авангардистов начала ХХ века, и сегодня разнообразие этих идей приобретает новое значение. На ретроспективной выставке Михаила Ларионова одна из главных фигур отечественного авангарда выступает в роли нового вдохновителя в современном историческом контексте. Пять сотен экспонатов продемонстрируют все основные направления его творчества, а также широкий круг интересов Ларионова-коллекционера.