Молодой маэстро Филипп Чижевский вместе со своим камерным оркестром Questa Musica в последнее время сочиняет такие программы, что Владимир Юровский позавидует. На этом концерте густую мелодическую вязь позднего Стравинского (Базельский концерт для струнников) он сопоставит с задушевным сборником псевдонародных песен Лучано Берио (поет грузинская дива Светлана Касьян) и грациозной классикой Гайдна в Прощальной симфонии №45 (по канону она должна закончиться перформансом со свечами).
Американский пианист, импровизатор и композитор Фредерик Ржевски — возможно, самый последовательный социалист от музыкального авангарда: даже разменяв девятый десяток он продолжает искренне верить, что самый изощренный художественный эксперимент без человеческого лозунга и гроша ломаного не стоит. Его день рождения на сцене «Дома» отметит оригинальный пианист и мыслитель Федор Амиров, который сыграет массивный цикл «The People United Will Never Be Defeated!» — в 36 вариациях на тему песни поэта Серхио Ортеги Ржевски поддержал борьбу чилийцев против военной диктатуры. Также будет российская премьера пьесы «Saints & Sinners» в память о Полин Оливерос и Фиделе Кастро.
Великолепный аутентичный оркестр Il Pomo d’Oro приедет в Россию не впервые, но на этот раз с целой плеядой звездных солистов: от звенящего аргентинского контратенора Франко Фаджоли и опытной немки Лидии Тойшер до отечественной барочной дивы Юлии Лежневой и поляка Кристиана Адама. Играть и петь они будут оперу Генделя «Орест»: у нас ее не исполняют практически никогда, и без таких исполнителей послушать в концерте за счастье.
Четвертая симфония Шостаковича — возможно, его самая экспрессионистская партитура. В ее неустойчивом сновидческом тематизме как-то уживаются хитрейшая атональная полифония, батарея перкуссионных инструментов, переклички низких и высоких жанров и еще куча других звуковых находок. Спасаясь от шквала сталинской пропаганды, Шостакович отложил премьеру в 1936-м, и в итоге впервые сыграли Четвертую только в 1962 году. Ее и сегодня исполняют нечасто: час такой сложной музыки могут выдержать редкий оркестр и слушатель. Поэтому новая попытка от Национального филармонического оркестра России во главе с Андреем Борейко — дело чрезвычайно нужное и полезное.
34-летнего Александра Хубеева все еще уместно называть молодым композитором, но список проектов и профессиональных регалий у него более чем зрелый: начиная с победы на важном нидерландском конкурсе «Гаудеамус» и заканчивая участием в Венецианской биеннале и руководством в нескольких российских композиторских лабораторий. На большом сольном концерте-интервью у главреда «Музыкального обозрения» Андрея Устинова можно будет услышать, какая музыка сделала Хубеева крупным международным композитором. Спойлер: жесткая и сложная, но впечатляющая.
Замечательного пианиста Михаила Дубова знают прежде всего по Московскому ансамблю современной музыки (МАСМ) и проектам, где играют новейшую музыку. На своем сольном концерте он пойдет против стереотипов: сочинения старинных английских композиторов Томаса Арна и Джона Дауленда он исполнит вместе с «Немецкими танцами» Франца Шуберта, редкими произведениями Клода Дебюсси и «Африканкой» современного южноафриканского автора Кевина Воланса. Должно выйти интереснее иных авангардных программ.
Московский аутентичный оркестр Pratum Integrum собрался в 2003-м. За почти два десятка лет он попробовал себя и в музыкальном Средневековье, и в неизвестной русской музыке XVIII века, и в барочном репертуаре — с последним он готовится покорять главную сцену «Зарядья». По такому случаю пригласили молодую приму Василису Бержанскую, в активе которой есть роль в Большом театре и номинация на International Opera Awards. В программе — блистательные арии Вивальди и Перголези, воздушный концерт Телемана для двух скрипок и пассакалия из сонаты Генделя.