Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
2 февраля 2019

7 авангардных концертов февраля: от Шенберга и Фелдмана до Radiohead в минимализме

Александр Малаховский
Февраль в Москве оказался очень удачным месяцем, чтобы пуститься в музыкальный авангард. По-хорошему странные концерты готовят молодые московские ансамбли Kymatic и Diana Plays Perception. Первый сыграет современных японцев в тропической теплице, второй — тихую музыку в библиотеке «Гаража». Столичные корифеи, МАСМ и «Студия новой музыки», готовят программы с роком и минимализмом, а «Персимфанс» сыграет в «Зарядье» трех ныне живущих лауреатов престижной Пулитцеровской премии. Если хочется классики, которая чуть-чуть недотянула до радикальных экспериментов ХХ века, то стоит идти на концерт солистов оркестра Теодора Курентзиса — дают мрачнейшую «Просветленную ночь» молодого Шенберга.

«Студия новой музыки» в очередной раз доказывает, что виднейшие академисты XX века во что только не ввязывались, чтобы найти новый саунд. Рок-музыку среди прочих источников влияния даже можно назвать общим местом: Фаусто Ромителли явно вдохновлялся психоделическим роком и психоделиками во взвинченной партитуре Professor Bad Trip, интеллектуал Дьёрдь Лигети написал немного дурацкий и смешной «Венгерский рок» для клавесина скорее из уважения к феномену, а Луи Андриссен и сейчас продолжает сочинять жесткие ритмические вещи вроде «Союза рабочих». Отдельное внимание стоит обратить на пьесу Radio Rewrite минималиста Стива Райха, которая полностью построена на гармониях двух песен Radiohead.

DianaPlaysPerception
Классика

В новом проекте «Гаража» «Пожалуйста, тише!» новая музыка будет звучать там, где обычно любой более-менее громкий звук сопровождается презрительными взглядами — в библиотеке. Открывает серию концертов молодой московский ансамбль DianaPlaysPerception, который исполнит негромкие и неспешные произведения участника композиторской группы Wandelweiser швейцарца Юрга Фрея и американца Мортона Фелдмана: организаторам придется сильно постараться, чтобы к следующему разу придумать столь же уместную программу для читального зала.

Kymatic
Классика

Московский ансамбль Kymatic в прошлом году успел отметиться важнейшими музыкальными событиями — от сложносочиненного электроакустического концерта в «Плутоне» до российской концертной премьеры Музыки для 18 музыкантов Райха в Никола-Ленивце. Сбавлять обороты они, кажется, не собираются: в начале февраля ансамбль исполнит неоклассический цикл «Patterns of Plants» Мамору Фудзиэды и тончайшую вещь «Shu (Spells)» Сомэя Сато посреди тропических растений в «Аптекарском огороде». Как и обычно, каждый их концерт — это какой-то новый опыт.

Концерт симфонического ансамбля «Персимфанс» в камерном формате хоть и теряет экзотический привкус — все же хотят увидеть, что происходит с большим оркестром без дирижера, — но сохраняет творческий импульс музыкантов-единомышленников, которые решились идти против унылой классической конъюнктуры. Тем более в этот раз они попытаются объяснить, что такое американский минимализм: со вступительным словом и сочинениями трех живых классиков (от «Piano Phase», великого этюда Райха про расслоение примитивных паттернов, до прекраснейшей струнной партитуры «Shaker Loops» Адамса).

Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) постарается доказать, что колючий академический авангард не всегда бывает с серьезнейшим выражением лица. К примеру, Шнитке уместил посвящение сразу трем композиторам в шумной пьесе для фортепиано в шесть рук, а заумный Лигети однажды попытался сделать рок на клавесине — со специфическим результатом, но все же. Закончит концерт «Coming together!», бодрая вещь американского импровизатора и минималиста Ржевского — перформансы с актуальными политическими текстами на сцене Камерного зала Филармонии случаются нечасто.

Знаменитый на всю Россию и Европу оркестр MusicAeterna Теодора Курентзиса часто сравнивают с ансамблем — с таким маниакальным вниманием каждая инструментальная группа относится даже к, казалось бы, тривиальным местам в симфонических партитурах. Момент, когда эти первоклассные музыканты начнут выступать без своего маэстро, был лишь вопросом времени. В Москве струнники пермского оркестра пробьются к темному позднему романтизму через стройную и сверкающую классику: после партитур Моцарта и Римского-Корсакова они исполнят мрачнейшую «Просветленную ночь» молодого Шенберга.

Ансамбль «Академия старинной музыки», несмотря на свое название, часто играет новые сочинения (минималист Владимир Мартынов — их очевидный фаворит). Однако с новейшими партитурами он сталкивается все же не каждый концерт: для филармонического вечера они готовят неназванные вещи музыкального руководителя «Электротеатра» Дмитрия Курляндского и молодого композитора Даниила Пильчена. Оба уже давно занимаются скорее акустическим искусством, чем музыкой в ее более привычном понимании; как с ними справится ансамбль, тяготеющий к барочному мелодизму, — отдельный и жутко интересный вопрос.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все