Все развлечения Москвы

7 авангардных концертов февраля: от Шенберга и Фелдмана до Radiohead в минимализме

Февраль в Москве оказался очень удачным месяцем, чтобы пуститься в музыкальный авангард. По-хорошему странные концерты готовят молодые московские ансамбли Kymatic и Diana Plays Perception. Первый сыграет современных японцев в тропической теплице, второй — тихую музыку в библиотеке «Гаража». Столичные корифеи, МАСМ и «Студия новой музыки», готовят программы с роком и минимализмом, а «Персимфанс» сыграет в «Зарядье» трех ныне живущих лауреатов престижной Пулитцеровской премии. Если хочется классики, которая чуть-чуть недотянула до радикальных экспериментов ХХ века, то стоит идти на концерт солистов оркестра Теодора Курентзиса — дают мрачнейшую «Просветленную ночь» молодого Шенберга.
2 февраля 2019, Александр Малаховский

Radiohead в американском минимализме и другой околороковый авангард

«Студия новой музыки» в очередной раз доказывает, что виднейшие академисты XX века во что только не ввязывались, чтобы найти новый саунд. Рок-музыку среди прочих источников влияния даже можно назвать общим местом: Фаусто Ромителли явно вдохновлялся психоделическим роком и психоделиками во взвинченной партитуре Professor Bad Trip, интеллектуал Дьёрдь Лигети написал немного дурацкий и смешной «Венгерский рок» для клавесина скорее из уважения к феномену, а Луи Андриссен и сейчас продолжает сочинять жесткие ритмические вещи вроде «Союза рабочих». Отдельное внимание стоит обратить на пьесу Radio Rewrite минималиста Стива Райха, которая полностью построена на гармониях двух песен Radiohead.

«Гараж»,
7 февраля в 19:30

Тихая негромкая музыка в библиотеке «Гаража»

В новом проекте «Гаража» «Пожалуйста, тише!» новая музыка будет звучать там, где обычно любой более-менее громкий звук сопровождается презрительными взглядами — в библиотеке. Открывает серию концертов молодой московский ансамбль DianaPlaysPerception, который исполнит негромкие и неспешные произведения участника композиторской группы Wandelweiser швейцарца Юрга Фрея и американца Мортона Фелдмана: организаторам придется сильно постараться, чтобы к следующему разу придумать столь же уместную программу для читального зала.

Аптекарский огород,
8 февраля в 20:00

Новая японская музыка в тропиках

Московский ансамбль Kymatic в прошлом году успел отметиться важнейшими музыкальными событиями — от сложносочиненного электроакустического концерта в «Плутоне» до российской концертной премьеры Музыки для 18 музыкантов Райха в Никола-Ленивце. Сбавлять обороты они, кажется, не собираются: в начале февраля ансамбль исполнит неоклассический цикл «Patterns of Plants» Мамору Фудзиэды и тончайшую вещь «Shu (Spells)» Сомэя Сато посреди тропических растений в «Аптекарском огороде». Как и обычно, каждый их концерт — это какой-то новый опыт.

Зарядье,
10 февраля в 12:00

Авантюристы от классики пустились в минимализм

Концерт симфонического ансамбля «Персимфанс» в камерном формате хоть и теряет экзотический привкус — все же хотят увидеть, что происходит с большим оркестром без дирижера, — но сохраняет творческий импульс музыкантов-единомышленников, которые решились идти против унылой классической конъюнктуры. Тем более в этот раз они попытаются объяснить, что такое американский минимализм: со вступительным словом и сочинениями трех живых классиков (от «Piano Phase», великого этюда Райха про расслоение примитивных паттернов, до прекраснейшей струнной партитуры «Shaker Loops» Адамса).

Когда композиторы-авангардисты пытаются шутить

Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) постарается доказать, что колючий академический авангард не всегда бывает с серьезнейшим выражением лица. К примеру, Шнитке уместил посвящение сразу трем композиторам в шумной пьесе для фортепиано в шесть рук, а заумный Лигети однажды попытался сделать рок на клавесине — со специфическим результатом, но все же. Закончит концерт «Coming together!», бодрая вещь американского импровизатора и минималиста Ржевского — перформансы с актуальными политическими текстами на сцене Камерного зала Филармонии случаются нечасто.

Солисты MusicAeterna играют без Теодора Курентзиса

Знаменитый на всю Россию и Европу оркестр MusicAeterna Теодора Курентзиса часто сравнивают с ансамблем — с таким маниакальным вниманием каждая инструментальная группа относится даже к, казалось бы, тривиальным местам в симфонических партитурах. Момент, когда эти первоклассные музыканты начнут выступать без своего маэстро, был лишь вопросом времени. В Москве струнники пермского оркестра пробьются к темному позднему романтизму через стройную и сверкающую классику: после партитур Моцарта и Римского-Корсакова они исполнят мрачнейшую «Просветленную ночь» молодого Шенберга.

«Академия старинной музыки» с новейшими сочинениями

Ансамбль «Академия старинной музыки», несмотря на свое название, часто играет новые сочинения (минималист Владимир Мартынов — их очевидный фаворит). Однако с новейшими партитурами он сталкивается все же не каждый концерт: для филармонического вечера они готовят неназванные вещи музыкального руководителя «Электротеатра» Дмитрия Курляндского и молодого композитора Даниила Пильчена. Оба уже давно занимаются скорее акустическим искусством, чем музыкой в ее более привычном понимании; как с ними справится ансамбль, тяготеющий к барочному мелодизму, — отдельный и жутко интересный вопрос.