На выставке представлены альбомы и лубочные листы из коллекции краеведа Владимирской губернии Ивана Голышева, которые он сам передал Историческому музею. Родившийся в семье крепостного крестьянина, Голышев обучился литографскому ремеслу и в итоге посвятил свою жизнь этнографическому и художественному документированию жизни своего региона.
Большой проект зарисовок важнейших скульпторов прошлого века, включая Родена, Мура и наших современников вроде Христо. Рисунки скульпторов отражают ход их мыслей, размышление о форме — и вполне могут служить материалом для откровения для внимательного зрителя. Так, рисунки Колдера и Джакометти оказываются отличным комментарием к их пространственным работам. Не обойдется на выставке и без трехмерных объектов: среди них будет и самая маленькая скульптура Христо, знаменитого художника, который когда-то устроил тотальную инсталляцию из красных ворот в Централ парке, но больше всего любит заворачивать в ткань мосты и здания.
Если раньше работы классиков московского концептуализма Ильи и Эмилии Кабаковых были представлены в Эрмитаже в качестве одиноких вкраплений в экспозицию или как парафразы к произведениям современников, то в этом году художники создали в музее масштабный персональный проект. Название выставки отсылает к одноименной инсталляции: рельсы, уходящий вдаль поезд и платформа, на которой одиноко остались стоять картины. Излюбленная кабаковская метафора в очередной раз проводит водораздел между советским прошлым и космическим будущим. Художник клянет угнетающий советский быт: так было и в, пожалуй, самой важной работе Ильи Кабакова — «Человек, улетевший в космос из своей комнаты», и в «Туалете» — все это, разумеется, инсталляции. Эрмитажная выставка, правда, не ограничивается этим жанром — без графики и живописи тоже не обойдется.
Быт поморов — обитателей берегов Белого и Баренцева морей, атрибуты чукотских оленеводов и каяки алеутов — все это можно увидеть в Этнографическом музее. Более 500 предметов из музейного собрания рассказывают о нескольких десятков народностей Крайнего Севера. Здесь представлены традиционные костюмы ненцев и якутов, интерьер рыбацкого стана и символы национальных торжеств. Кроме того, на выставке можно узнать и то, как в традиционную культуру вторгались христиане и как они повлияли на жизнь северных людей.
Американский предприниматель Томас Каплан и его жена сделали невозможное: за 15 лет собрали огромную коллекцию живописи Рембрандта и его современников. Эти работы на аукционах появляются редко и практически все поделены между великими музеями — им же удалось собрать с нуля разнообразную подборку картин Рембрандта, Франса Халса, Яна Вермеера и многих других. Всего в ГМИИ можно будет увидеть 80 картин (включая учителя Рембрандта Питера Ластмана и Яна Ливенса — друга, с которым он делил одну мастерскую), а также два рисунка с изображениями животных — молодой лев Рембрандта и «Голова медведя» Леонардо да Винчи.
Цель этой огромной ретроспективы (500 экспонатов!) — показать личность Верещагина, исследователя, путешественника, воина, которая и помогла ему по-новому показывать батальные сцены в своей живописи. Выставка структурирована по географии его путешествий — от Японии до Индии и Туркменистана, а ее главная художественная цель — заставить задуматься о границах реалистического подхода в работах художника.