Ко французскому секстету перкуссионистов-виртуозов Les Percussions de Strasbourg никак не клеится слово «академический», хотя чаще всего они играют сложнейшие композиторские партитуры. Делают это они с таким драйвом, что даже самая заумная музыка выходит у них вполне захватывающей. Для reMusik.org французы готовят мощную программу, где нервный электронный дестрой «Scratch Data» Рафаэля Сендо уживается с хитрыми ритмическими изгибами негромкой пьесы «IDEM» Артуро Корралеса. Также они исполнят новое сочинение петербургского композитора Владимира Раннева — по части ироничных звуковых выдумок в России ему нет равных.
Если бы не ковид, Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) к лету уже выдал бы с десяток отличных проектов. На reMusik.org они прервут вынужденную концертную паузу и сходу представят интересную головоломную программу, самый возрастной композитор которой, экспрессивный швейцарец Янник Гигер, родился в 1985 году, а самый молодой автор, украинец Антон Кошелев, даже не разменял четвертый десяток (и пока вообще не светился на радарах новой академической музыки). Словом, новее только музыка подростков.
Для ансамбля Lemniscate из швейцарского Базеля, кажется, нет никакой разницы между авангардом середины ХХ века и новейшими междисциплинарными поисками — любую музыку они играют без надменной интеллектуальной дистанции. Вот и на reMusik.org они в одном концерте представят новую вещь для струнного трио классика советского нонконформизма Юрия Каспарова и, например, «Wings» нидерландской композиторки Кэти ван Эк — это такой дарк-эмбиент-перформанс для больших белых щитов, трех микрофонов, одного динамика и трех исполнителей (как они затащат его в онлайн — отдельная загадка).
Немецко-исландский ансамбль Adapter специализируется на актуальной музыке, в которой привычные звуки классических инструментов если и появляются, то только для того, чтобы мгновенно утонуть в океане электронных примочек и экстремальных исполнительских техник. На онлайн-концерте для reMusik.org странной музыки с электроникой и видео будет в достатке: тут и психоделический AV-театр «Sad Music for Lonely People» Наташи Диэлс, и флейтово-вокальный электроколлаж «Shadow Art II» Пауля Клифта, и новая пьеса петербургского композитора Юрия Акбалькана (он пишет остроумную невыносимую не-музыку). Специально для тех, кто хочет совсем отлететь.
В тембровой палитре швейцарского трио Sæitenwind смешались виолончель, саксофон и аккордеон — столько воздуха в тактичном струнном заземлении, пожалуй, нет ни в каком другом новомузыкальном ансамбле. Сами инструменты диктуют экзотическую программу, например немецкий композитор Миша Кэсер в «Fünf phonisische Baccunicellen» эти необычные звучности будто бы решил припрятать в концентрированной тишине; россиянка Светлана Лаврова и американец Джек Лэнгдон, написавшие новые сочинения для трио по заказу reMusik.org, наверняка придумали для Sæitenwind не менее заковыристые акустические челленджи.
На закрытии reMusik.org швейцарские виртуозы новой музыки Lemniscate в прямом эфире сопоставят европейских мультимедийных мэтров с московскими экспериментаторами — музыкальным руководителем «Электротеатра Станиславский» Дмитрием Курляндским и молодой, но беспощадной композиторкой Дарьей Звездиной (от обоих будут мировые премьеры). Особенно любопытно, как у швейцарцев выйдет видеоперформанс «Exit to Enter» немца Михаэля Байля: фонограмма, видео и пространственное позиционирование музыкантов в нем чуть ли не важнее, собственно, звуков.