Три комнаты — три общественных строя: капитализм на фоне торгового центра, социализм равноправного масштаба выставки и коммунизм в тотальной инсталляции из растений с ягуаром. Главные краснодарские ударники художественного труда также представят свои ранние серии и совместные инсталляции со студентами «Вышки». Как и обычно у «ЗИПов», должно быть весело, энергично и слегка безумно.
Третья и заключительная часть диалогов художника Евгения Антуфьева и мастеров прошлого: параллельно с лаконичной и эффектной выставкой о жизни и смерти в Музее Коненкова в МАММ открывается рифма Антуфьева и одного из главных художников-нонконформистов — Дмитрия Краснопевцева. Схожи не только мастерские обоих художников, но и их любимые символы — вазы и ножи, чаши и маски, раковины и материалы. Схожи и их размышления об искусстве — это дневники с выдержками о роли архетипических форм в мировой культуре, о жизни и смерти, фундаментальных проблемах человеческого, которые на этой выставке бережно цитирует Антуфьев.
Огромное четырехлетнее исследование про родной город Дзержинск и его завод — с архивами, газетами, историями, видео и разговорами с людьми, грустными и смешными, увидеть которые можно будет в каталоге. Описание жизни отдельно взятого завода становится точкой отсчета для размышлений о всех злободневных темах современности — экологии, идеологии, несостоятельности утопий, мечтах о великом — и послесловии к ним.
Каждая выставка куратора Виктора Мизиано — это событие. Эстонского художника Яана Тоомика он уже показывал в своем проекте «Невозможное сообщество» в 2011 году в том же ММОМА, но его персональной выставки в Москве никогда не было. На этом проекте в основном будет представлено видео перформансов: поэтических разговоров с отцом и сыном, рассказов о травме и памяти, но не только. Выставка представляет собой подробную ретроспективу творческих интересов художника: от увлечения неоэкспрессионизмом и постконцептуальной инсталляцией до перформанса и видеоарта, с фокусом на главных темах — жизни, смерти и сна.
Андрей Кузькин — возможно, самый важный из тех перформансистов, что остались у нас в стране. Каждая его выставка — событие: он замечательный рассказчик, и его поэтические описания собственных действий работают не хуже, чем инструкции Йоко Оно. Но эта выставка — про инсталляцию: с человеком из хлеба в центре, а на стенах — формула пустого мира из трех слов: «ложь», «страх» и «смерть».