Музей ИРРИ — один из самых авторитетных московских музеев в том, что касается научной работы: пожалуй, мало кому, кроме Третьяковки и Пушкинского, удаются такие кропотливые и проработанные выставки. Георгия Нисского музей уже показывал в рамках временных выставок, но его ретроспектива — и такая подробная — будет первой: на выставке будут представлены работы из 25 музеев. Железные дороги, автострады, покоренное самолетами небо и низкий горизонт — так собирательно можно описать основные темы и персонажей художника, который сегодня становится одним из самых популярных советских мастеров: его работа была приобретена в коллекцию ИРРИ на аукционе Sotheby’s в 2014 году за рекордную сумму. Выставка рассказывает не только о пути самого Нисского, но и представляет панораму вдохновивших его мастеров: от Рылова и Марке до Рериха и Дейнеки. Большое количество документальных материалов, представленных на проекте, будет показано впервые. За выставкой последует издание масштабного каталога, объединяющего материалы из более чем 100 музеев и частных коллекций.
Ученик Магритта, хулиган и поэт Марсель Бротарс ни разу до этого не демонстрировался в России. А очень зря: сегодня он — один из важнейших художников XX века, чьи работы нужно знать, чтобы понимать, о чем искусство говорит сегодня. Он выставлял в музеях шкафы, набитые яичной скорлупой; традиционное бельгийское блюдо — кастрюльки, набитые мидиями; книги Малларме с закрашенными словами, которые превращались в абстрактный объект. Главное даже не столько его роль в развитии концептуального искусства (он был одним из тех, кто повлиял на новый тип отношений между текстом и изображением, смог преодолеть границы между медиа), сколько размышление о самой природе музейного пространства. Почему вещи, которые музей приобретает в свою коллекцию, вдруг становятся искусством? На этом размышлении и были основаны его собственные псевдомузейные экспозиции — вроде знакового пародийного «Музея современного искусства, отдел орлов» или другой смешной выставки «Завоевание», где пушки соседствуют с омарами, которые режутся в карты. На выставке в «Гараже» будут показаны его ключевые произведения: от объектов, фильмов и фрагментов путешествующей инсталляции «Музей современного искусства, отдел орлов» (1968) и вплоть до масштабных «Декоров» — инсталляций, составленных из различных предметов и фрагментов ранних работ.
Выставкой Кабаковых Москву не удивить — но такого масштаба ретроспективу художественного союза мы еще не видели. Суперпроект из 100 произведений, который организовали три музея — Tate Modern в сотрудничестве с Государственной Третьяковской галереей и Государственным Эрмитажем, объединяет живопись, графику, альбомы, макеты, а также масштабные композиции фирменного жанра — изобретения Ильи Кабакова под названием «тотальная инсталляция» — универсального произведения искусства, которое объединяет не только художественные творения, но даже свет и цвет стен, и напоминает, по словам Екатерины Деготь, сцену, куда зритель заходит во время антракта, и «он бродит по ней, потерянный, пытаясь угадать, что произошло и кто был героем». На выставке будут показаны такие знаменитые проекты художника, как «Лабиринт. Альбом моей матери» (1990), «Человек, улетевший в космос из своей комнаты» (1985), «Три ночи» (1989), «Предметы его жизни» (2005) и другие. Особый раздел включит ранние работы Ильи Кабакова 1960–1970-х годов.
Этот год в ГМИИ смело можно окрестить годом Пикассо: сначала здесь показали «Анатомию кубизма», первые эксперименты художника в направлении, которое повлияло на всю живопись прошлого века, — а осенью здесь будет представлена выставка о художественной жизни Парижа начала XX века и, наконец, масштабный проект об истории любви Пикассо и его жены, балерины Ольги Хохловой. С Ольгой Хохловой Пикассо познакомился благодаря Дягилеву, который ставил балет «Парад» по музыке Сати с либретто Кокто. Пикассо тогда впервые попробовал себя художником по костюмам — и нарядил танцовщиков в «кубические костюмы» из картона. Среди танцовщиков была и молодая балерина Ольга Хохлова. Художник много рисовал свою будущую жену — и в экспозиции будут показаны посвященные ей произведения живописи и графики из собрания парижского Музея Пикассо и ее собственной коллекции.
Архитектурная фотография — интересная вещь, о которой непрофессионалы не знают многого: в поисках правильного света и теней фотографы отправляются на свидание к зданию трижды в день, подбирают правильные точки съемки — и почти всегда остаются недовольны результатом. Эзра Столлер — один из титанов и законодателей жанра, чьи фотографии повлияли сильно не только на всю профессию, но и на то, как мы в целом воспринимаем архитектуру. Его фотографии появлялись в журналах Architectural Record Architectural Forum, Fortune и House Beautiful — и работали на популяризацию тогда еще не столь широко распространенного, как сегодня, жанра архитектурной фотографии. Эзра Столлер получил признание как поэт архитектуры модернизма, снимавший работы своих знаменитых современников: Фрэнка Ллойда Райта, Людвига Мис ван дер Роэ, Луиса Кана, Ле Корбюзье, Пола Рудольфа и Марселя Брейера. А для архитектуры, которая попала в его объектив, в профессиональном сообществе даже появился специальный термин – «столлеризировано» (Stollerized). Музей Соломона Гуггенхайма, Музей американского искусства Уитни, небоскребы Манхэттена, терминал авиакомпании TWA аэропорта им. Джона Кеннеди, знаменитый «Дом над водопадом», культовая постройка ХХ века — капелла Роншан и многие другие знаковые строения эпохи модернизма в объективе Столлера будут представлены на площадке Центра фотографии на «Красном Октябре».