Москва

5 новых русских сериалов, каких вы еще не видели

Российских сериалов, за которыми интересно следить, становится все больше — в том числе благодаря стримингам, которые спровоцировали конкуренцию на рынке. Рассказываем про свежие премьеры, которые меняют правила игры в отечественном сериалостроении.
Евгений Ткачёв, Екатерина Симакова
16 ноября 2020

комедия

Истории из жизни Инженера, Игоря Катамаранова, Розы-Робота и других альтер эго Антона Лапенко

Завершился второй сезон «Внутри Лапенко» — одного из самых успешных современных российских веб-сериалов (помимо большого количества просмотров этот проект может похвастаться также тем, что в топе-250 сериалов «Кинопоиска» он забрался выше всех остальных отечественных тайтлов). Ну что же, это прекрасный повод попытаться разобраться в причинах его успеха? Формально — это наш «Монти Пайтон», новая инкарнация скетчкома «Осторожно, модерн!», за тем важным отличием, что социальная сатира с Нагиевым и Ростом снималась в «лихие 90-е», а значит, непосредственно отражала дух своего времени, в то время как «Лапенко» — это стилизация не только под российские программы 90-х, но и советское телевидение 80-х. Лапенко — миллениал 1986 года рождения, ровесник чернобыльской катастрофы и человек, аккумулировавший в своем шоу большинство культурных кодов, на которых выросло поколение Y (тем интереснее, что сериал заходит не только ему, но и зумерам).

Вообще, «Внутри Лапенко» дает отчетливое представление, из какого поп-культурного сора выросли миллениалы. Например, в первом сезоне можно найти аллюзии на «Криминальное чтиво», «Иглу», обоих «Братьев», из более свежих примеров — на «Она» Спайка Джонза. Во втором — концептуально на второго «Терминатора» и второй сезон «Твин Пикса». Словом, референсов в сериале так много, что их перечисление может затянуться на неприлично долгое время и в конечном счете отвлечет от истинной сути шоу. Главная же его сила заключается не только в том, что это уморительный метаконструктор, но и отчаянная попытка отрефлексировать то, как телевидение, видеокассеты с зарубежными фильмами и вообще западная массовая культура сформировали постсоветское поколение. Лапенко предлагает примирить шинель, из которой вышли миллениалы (и не только они). И это оказывается очищающий, полезный опыт. Главное — не увидеть в отражении Боба из «Твин Пикса».

Смотреть на ютьюбе

боевик, триллер, фантастика

Сериальная версия фантастического блокбастера

В конце 2019-го «Аванпост» не стал событием, хотя было очевидно, что это прорывной и даже революционный для российского кинематографа проект. Спустя год на видеосервисе Premier вышла его сериальная версия — и она оказалась еще лучше кинотеатральной. Все дело в том, что масса сюжетных линий, которые были либо только обозначены, либо брошены в фильме, в сериале получили развитие — особенно это касается первой половины шоу, которая в киноверсии больше всего пострадала на монтаже. Итак, на Земле происходит всемирный блэкаут, нетронутой оказывается только европейская часть центральной России, так называемый «круг жизни». Группа отечественных военных отправляется за его пределы, чтобы выяснить, что же случилось с оставшимися 160 миллионами — а с ними случился армагеддец. Землю собираются колонизировать инопланетяне — и теперь кучке выживших предстоит предотвратить это. «Аванпост» совершенно справедливо обвиняют в сексизме, и, конечно, это никакой не «Звездный десант»: режиссеру Егору Баранову и топовому сценаристу Илье Куликову не хватает верхувенской иронии — это не едкая политическая сатира, а честный милитаристский шутер, но в рамках этого достойного жанра он сделан совершенно не хуже, чем, скажем, нетфликсовский сайфай-боевик «Спектральный». Поэтому, если вы хотите увидеть пусть не самое прогрессивное, но бойкое, не стыдно снятое и по-настоящему захватывающее зрелище, то вам сюда. 

Смотреть на Premier

драма

Сериал Федора Бондарчука с Константином Богомоловым в главной роли

Несмотря на то, что 2020 год отсыпал жести практически всем сферам жизни, сериальную индустрию этот апокалипсис, как ни странно, обошел стороной. Стриминговые платформы не раз представили на суд зрителей если не гениальные, то как минимум нестыдные картины. Исключением не стал и новый проект Федора Бондарчука и Паулины Андреевой — «Псих». Для многих этот творческий тандем хуже красной тряпки для быка. Казалось бы, вот он — долгожданный повод закатить глаза и, демонстративно скрестив руки на груди, смачно цокнуть языком. Но нет, в этот раз, кажется, не получится. Несмотря на то, что тема бренного психотерапевтического бытия, в котором высококвалифицированному специалисту самому давно пора обратиться за помощью, не дышит свежестью (привет «Триггеру»!), Паулине Андреевой удалось написать добротный сценарий — а Бондарчуку достойно воплотить его на экране.

«Псих» завораживает легким флером черного юмора а-ля «Американский психопат», в дымке которого герои светло и радостно прощаются с психическим здоровьем и остатками здравого смысла. С особо громким хрустом, под «Ми-и-ир без люби-и-имого-о-о...» на репите, трещит по швам психика главного героя — успешного психотерапевта Олега (Константин Богомолов), тяжело переживающего потерю своей любимой жены (Евгения Громова). Куда она делась, по какой причине и не прикопал ли ее сам «горе-лекарь душ человеческих» где-нибудь в лесу — эти вопросы пока остаются без ответов. В общем, грамотно встроенная в сюжет детективная линия создает нужный градус интриги и подогревает интерес к сюжету. Ключевой же изюминкой сериала является, конечно, Константин Богомолов в роли главного психа, но тут я могу быть необъективна в силу своего неровного дыхания к его личности. Я и впрямь считаю, что можно бесконечно смотреть на три вещи: огонь, воду и на то, как Богомолов иронично и немного устало взирает на всех как на идиотов. До недавнего времени он делал это исключительно с позиции режиссера (чуть реже актера) своих спектаклей, а теперь есть возможность увидеть его и в сериалах. Он, конечно, ничего не играет, не ждите исполнительского откровения, но зачем ему что-то играть? Он и так прекрасен в своей самобытности, просто наслаждайтесь. Остальные актерские работы, несмотря на большое уважение и любовь ко многим исполнителям, пока вызывают ряд вопросов. За исключением, может быть, Розы Хайруллиной и Александра Горчилина (но это неточно). Работа с актерами явно не сильная сторона этого проекта, но это, как ни странно, не раздражает и ни в коей степени не делает его хуже. Это, возможно, не шедевр на все времена, но однозначно событие, которое не стоит пропускать. Подробнее читайте тут.

Смотреть на more.tv

мелодрама

Первый российский сериал про людей ЛГБТК+

В конце 1950-х молодые французские кинематографисты и критики из Cahiers du cinéma, устав от «папиного кино», взяли камеры в руки и пошли на улицу снимать свое кино, спровоцировав тем самым «новую волну». В конце 2010-х молодые российские кинематографисты, устав ждать, когда же отечественная киноиндустрия снимет что-нибудь про гомосексуалов и квир-персон, поступили точно так же. В итоге на свет появился веб-сериал «Я иду искать», поддерживающий людей ЛГБТК+ и ВИЧ+.«Это история про принятие себя и людей вокруг, про любовь и поддержку», — так описывают проект его создатели, режиссер Андрей Феночка и сценаристка Елизавета Симбирская. По сюжету учащийся на юриста и подрабатывающий курьером в пиццерии Рома (Арсен Ханджян) просыпается после вечеринки в чужой квартире и знакомится с парнем по имени Леша (Дмитрий Симонов), с которым у него во время прогулки завязывается приятельский разговор, неожиданно перерастающий в поцелуй. Эти события настолько обескураживают Рому, что он долго не может прийти в себя, а когда у него это все-таки получается, он начинает искать то ли парня, то ли видение, ведь Леша будто растворился в воздухе и был ли он вообще? За девять коротких серий (сериал в общей сложности длится не больше часа) главный герой постарается принять себя, свою ВИЧ-положительную двоюродную сестру и гей-комьюнити.

Для независимого кино «Я иду искать» снят и сыгран довольно симпатично, хотя местами и излишне декларативно. Периодически игровой сериал превращается то в полуобразовательный проект, то в методичку по борьбе с дискриминацией, сдобренную к тому же цитатами из «Матрицы», но понять авторов можно: перед ними стоит задача не только рассказать историю, но и просветить зрителей. В итоге эта попытка усидеть сразу на двух стульях производит несколько смазанное впечатление. Приходится констатировать: у создателей «Я иду искать» получилось не все, но кое-что получилось — в первую очередь рассказать историю одного краша так, чтобы во всем этом чувствовалось что-то живое. Да, это любительская постановка, но от слова «любить».

Смотреть на ютьюбе

детектив

Создатели «Эпидемии» и «Чернобыль: Зона отчуждения» придумывают свою версию событий злополучной экспедиции

Спустя семь лет после фильма Ренни Харлина (не самого, прямо скажем, худшего фантастического хоррора на свете) на экраны выходит еще одно кино, переосмысляющее один из главных советских мифов, — сериал «Перевал Дятлова». По сюжету в 1959 году расследовать инцидент страшной и странной гибели уральских студентов в окрестностях горы Холатчахль приезжает следователь Костин (Петр Федоров) из Москвы — ветеран Великой Отечественной войны, обладатель стильной шляпы и пальто. Поскольку происшествие крайне мутное и запутанное, он берет себе в помощницы судмедэкспертку Екатерину (Мария Луговая), которая вскрывает тела так же хладнокровно, как Дана Скалли, даром что дело, которым они занимаются, украсило бы картотеку «секретных материалов».

Главное, что нужно сказать про «Перевал Дятлова», — снято это круто. Очень круто. Среди операторов, например, числится перспективный Глеб Филатов («Бык», «Маша»). Структурно же сериал делится на четные и нечетные серии. Нечетные (сюжетная линия с расследованием) — режиссерский дебют важного продюсерского дуэта Валерия Федоровича и Евгения Никишова. Эти эпизоды сняты в цвете и на пленку — и хочется заметить, что зернящаяся на экране пленка доставляет невероятное тактильное удовольствие, практически физическое наслаждение, плюс есть масса красиво подснятых планов (от вертолетных винтов до автомобиля, мчащегося по обледеневшей дороге). Четные (флешбэки с участием группы Дятлова) были поставлены Павлом Костомаровым и монтажером Степаном Гордеевым. Они сняты на цифру, в ч/б и формате 4/3 и выглядят как остроумная стилизация под советское кино с классно типажно подобранными артистами. Однако сериалу есть чем удивить не только в плане эстетики, но и с точки зрения жанровой амплитуды. «Перевал» начинается так, будто перед нами третий сезон «Города» с Петром Федоровым, однако затем мистический ретродетектив резко мутирует в нацистский зомби-хоррор типа «Оверлорда», а потом и вовсе в какую-то дикую помесь «Ведьмы из Блэр» и «Девчат» (минус мэрилендовский морок, плюс уральская хтонь). В общем, правила игры меняются так быстро, что во время этого увлекательного процесса уже не обращаешь внимания на не самые выдающиеся актерские работы и вызывающие стыд диалоги. Однозначно это один из самых впечатляющих русских сериалов в и так щедрый на жанровые прорывы в отечественном кино год.

Смотреть c 16 ноября на ТНТ и Premier