«Смерть в семье» (1988) — легендарная комиксовая сюжетная арка бэтменианы, в которой Джокер избивает и убивает Джейсона Тодда (второго Робина), а Темный рыцарь не успевает его спасти. При этом жить или умереть Тодду, решали читатели: компания DC Comics провела телефонное голосование, в ходе которого судьба второго Робина была предрешена. Поклонники «Бэтмена» так не любили Тодда, что возликовали, когда ему пришел конец (другая часть фанатов была против такого развития события и обвиняла радующихся читателей в кровожадности). Так или иначе, эта история стала поворотной для индустрии комиксов, а спустя 32 года на Blu-ray и DVD в рамках проекта «Витрина DC» вышел интерактивный короткометражный мультфильм «Смерть в семье», который снова поставил фанатов перед выбором: жить Джейсону или умереть?
Как и «Черное зеркало: Брандашмыг» на «Нетфликсе», анимационная картина предлагает несколько вариантов развития событий. В первой Робин погибает, а воскреснув превращается в новую инкарнацию злодея по прозвищу Красный колпак (предыдущей был Джокер). Это наименее интересная сюжетная линия, которая более-менее повторяет мультфильм «Бэтмен: Под красным колпаком», а завершается словами Кларка Кента: «Мы узнаем настоящую силу зла, лишь когда подавляем его в себе самих». Во второй (самой короткой) Робин выживает и становится злодеем Хашем, который берет на воспитание юного сына Бэтмена и Талии аль Гул — Дэмиена. И наконец в третьей (самой любопытной и разветвленной) Бэтмен спасает Робина, но ценой собственной жизни, после чего Джейсон, в зависимости от принятого решения, примеряет на себя роль то Красного колпака, то Красного Робина. Прохождение каждой сюжетной ветки занимает от 18 до 30 минут, и, как остроумно заметил американский кинокритик Брайан Лоури из CNN, «это забавный, изобретательный и довольно умный способ убить время долгой темной ночью».
Смотреть на Blu-ray и DVD
Занятный стилистический эксперимент — мультфильм про Бэтмена, снятый в эстетике легендарного кунг-фу-боевика «Входит дракон» (1973). Отсюда в картине все приметы 1970-х: длинные прически, широкие воротники, брюки клеш, восточные единоборства и характерная музыка фанк за кадром. Не хватает разве что турнира на острове — его заменила сложносочиненная интрига, строящаяся вокруг врат в иное измерение. Их хочет открыть змеепоклонник Джеффри Барр, чтобы вызвать в наш мир своего змеиного бога (хотя на самом деле демона). Чтобы его остановить, секретный агент Ричард Дрэгон рекрутирует в помощники бойцов, с которыми он познакомился в гималайском монастыре Нанда Парбат, когда проходил там обучения боевым искусствам у О-сенсея. Это Брюс Уэйн (Бэтмен), Бен Тернер (Бронзовый тигр) и Леди Шива. Вместе им предстоит противостоять не только Барру, но и его помощникам: Змеиному кулаку, Леди Еве и Королю змей.
В комиксах Дрэгон был блондином, а в мультфильме превратился в брюнета с ярко выраженными азиатскими чертами. И хотя озвучивает его Марк Дакаскос, очевидно, что этот герой списан с Брюса Ли из все того же «Входит дракон». Как будто оттуда же перекочевал и темнокожий Бен Тернер, голосом которого в оригинале говорит Майкл Джей Уайт (он, кстати, уже сыграл этого персонажа в сериале «Стрела»; из этого же шоу в мультфильм попала и Келли Ху, озвучивающая Леди Шиву). Заметим, что в основе мультфильма нет какого-то конкретного комикса (он лишь частично основан на работах Денниса О’Нила), при этом для оригинального проекта он здорово написан и также здорово снят. И тут благодарить стоит не только сценариста Джереми Адамса и режиссера Сэма Лью, но и исполнительного продюсера картины Брюса Тимма, который стоял у истоков анимационной вселенной DC. Как легко догадаться, главная удача «Души дракона» кроется в полифонии жанров: это и супергеройский комикс, и шпионский триллер, и кунг-фу-боевик, и брутальный блэксплотейшен, и даже немного гангстерская драма (один из самых запоминающихся эпизодов, когда Бэтмен и Дрэгон приезжают в Чайнатаун). Словом, в этом котле оказалось намешано столько всего, что у создателей мультфильма в итоге получилось настоящее волшебное зелье, способное исполнить главное желание пресыщенного аудиовизуальным контентом зрителя: подарить ему полтора часа захватывающего и нетривиального кино.
Если «Душа дракона» — стилизация под «Входит дракон», то «Долгий Хеллоуин», снятый по одноименному графическому роману Джефа Лоэба и Тима Сэйла, — под «Крестного отца». Один из главных героев мультфильма — глава готэмской мафии Кармайн Фальконе, римлянин, жутко похожий на Марлона Брандо из копполовского шедевра. Он тоже делает предложения, от которых невозможно отказаться. И тоже пытается удержать власть, которая предательски ускользает из его рук. На Фальконе охотятся трое: прокурор Харви Дент, комиссар Джим Гордон и Бэтмен. Но если они действуют в рамках закона (даже Темный рыцарь), то объявившийся на Хеллоуин маньяк по прозвищу Холлидей орудует совсем по беспределу. Он убивает по праздникам одного члена семьи (и Семьи) Фалконе так, что даже Джокера берут завидки. «В городе может быть только один психопат!» — верещит клоун-принц преступного мира, сбежавший из лечебницы «Аркхем» и намеренный уничтожить половину Готэма, чтобы разделаться с Холлидеем.
«Долгий Хеллоуин» не просто многофигурное, как «Крестный отец», а невероятно густонаселенное кино. У каждого из героев здесь есть своя сюжетная арка, непростые отношения с возлюбленной (или возлюбленным) и травма — как правило, связанная с семьей. В том числе у Женщины-кошки (Селины Кайл), которая на этой почве сближается с Бэтменом (Брюсом Уэйном). К слову, родители Брюса — Томас и Марта Уэйны — выведены тут не только как несчастные жертвы уличного ограбления, но и как сложные, противоречивые персонажи, заключившие (ради города) сделку с семьей Фальконе. Эта информация тяготит Брюса, привыкшего идеализировать отца и мать, но ему приходится принять ее: и хорошие люди могут совершать нехорошие поступки. Собственно, об этом весь «Долгий Хеллоуин», а еще о грехах отцов, за которые приходится расплачиваться их детям. Это мрачное, местами беспросветное кино, которое проще всего охарактеризовать как нуар, черный фильм. В этой картине никогда не бывает по-настоящему светло, а ее название звучит почти как «Долгое прощание». В той вершине жанра нуар детектив Филип Марлоу в упор не видел, что мир вокруг него изменился. У Бэтмена проблемы серьезнее: он только учится быть детективом, поэтому совершает одну ошибку за другой и никак не может поймать Холлидея, который находится у него буквально под носом.
Смотреть на Amazon Prime Video
Продолжение «Долгого Хеллоуина» больше сконцентрировано на Харви Денте и его превращении в злодея Двуликого. При этом станет известно, что у Фальконе помимо слабовольного сына есть боевая дочь, которую зовут София (совсем как дочь Фрэнсиса Форда Копполы, сыгравшую в третьем «Крестном отце»). Вообще в сиквеле гораздо больше аллюзий на классическое и современное гангстерское кино, чем в первой части. Например, здесь есть дощатая набережная, совсем как в сериале «Подпольная империя», жену Дента неспроста зовут Гилда, а финал «Долгого Хеллоуина» немного напоминает концовку «Лица со шрамом» Брайана Де Пальмы с его штурмом особняка Тони Монтаны. Несмотря на то что на все вопросы в мультфильме последуют ответы, никому от этого легче не станет (даже наоборот). Хотя на один вопрос все же не будет ответа: каким образом в картине соседствуют старомодные автомобили и современные технологии (смартфоны и ноутбуки), если их разделяет временной промежуток длиной больше полувека? Но это та художественная условность, которая существует для создания особого эстетического пространства, поэтому к ней совершенно не хочется придираться.
Смотреть на Amazon Prime Video
Анимационная экранизация видеоигрового файтинга Injustice: Gods Among Us и комиксов-приквелов, написанных по его мотивам. На Земле-22 Супермен сначала умирает от счастья (его возлюбленная Лоис Лейн беременна!), а затем — от горя (Джокер вместе со своей напарницей-подручной Харли Квинн убивает Лоис и устраивает в Метрополисе ядерный взрыв). Обезумевший Человек из стали сначала безжалостно расправляется с мистером Джеем, а затем решает навести порядок во всем мире — огнем и мечом. В рядах супергероев происходит раскол. Супермена поддерживает Чудо-женщина и половина Лиги справедливости. Ему противостоит Бэтмен и другая половина Лиги справедливости. «Несправедливость» емко можно охарактеризовать как «кино упущенных возможностей». Здесь есть ударная завязка, максимально обостренный конфликт, масса непредсказуемых ходов (от гибели не застрахован никто из супергероев!), но все они тонут в посредственном исполнении. Авторам мультфильма не хватает таланта придать этой истории глубину, а героям — объем (самое смехотворное сценарное решение, когда Найтвинг с помощью индуистских сил превращается в Дедвинга, но потом о нем забывают вплоть до финала). Сюжет скачет так резво, что на проработку персонажей не остается времени, поэтому мультфильм так и не превращается в полноценное высказывание о том, что будет, если боги (а что такое супергерои, как не современные боги?) сойдут с ума. Вот где скрыта главная несправедливость!
Сложно себе представить, но за 82 года существования Женщины-кошки про нее вышли всего три сольные картины. Игровой фильм 2004 года, в котором Халле Берри сыграла не каноничную для бэтменианы Селину Кайл, а художницу Пэйшенс Филлипс (но которая, в отличие от, скажем, Селины Кайл из «Бэтмен возвращается», стала воровкой). 15-минутная анимационная короткометражка из серии «Витрина DC». И совсем свежая «Женщина-кошка: Охота» — первый полнометражный мультфильм про эту героиню. Такой расклад выглядит несколько несправедливым, особенно на фоне того, что все три картины далеки от совершенства. Впрочем, фильм с Халле Берри сейчас смотрится намного лучше, чем 18 лет назад. Тогда все (включая автора этих строк) ждали чего-то иного, а большинство заклеймило ленту за кэмп и китч, хотя из сегодняшнего дня видно, что в ней не так уж много и того, и другого, а все претензии к этой картине были в основном сексистского толка (сама Халле Берри сказала, что если бы «Женщина-кошка» снималась сейчас, она бы все сделала по-другому). Что касается шоукейсной короткометражки, то она в основном запомнилась целомудренным стриптизом героини. В новом мультфильме все тоже довольно целомудренно, хотя сексуальность Селины Кайл никуда не делась, просто в этот раз она не так сильно выпячивается.
Первое, что бросается в глаза при просмотре «Охоты», это ее анимешная стилистика (режиссер — японец Синсукэ Тэрасава), озвученная джазовым саундтреком, и то, что действие в прологе происходит в (!) Сочи. Сюжет не блещет оригинальностью, все полтора часа оставаясь жутко примитивным. Селина Кайл в компании криминального авторитета Черная маска проникает на костюмированную вечеринку преступной организации «Левиафан», которой руководит Барбара Минерва, она же — Гепарда. Цель Селины — украсть драгоценный камень, принадлежащий Барбаре. Ей это удается, но только до того момента, пока в дело не вмешивается Бэтвумен (не путать с Бэтгерл!). Женщине-кошке приходится удирать (собственно, не драгоценный камень, а погоня — одно из главных украшений этого мультфильма), но удрать от «Левиафана» оказывается проще, чем от Бэтвумен. Та задерживает Селину, а в самолете предлагает ей сделку: если Женщина-кошка поможет ей и Интерполу справиться с «Левиафаном», ее грехи будут прощены. Делать нечего: Селине приходится согласиться. Оставшуюся часть мультфильма занимает схватка героинь с членами преступной организации, а единственная остроумная идея авторов заключается в том, что Гепарда — это тоже своего рода Женщина-кошка. Кстати, сценаристом картины тоже выступил мужчина: Грег Уайзман. Могли бы на сценарное или режиссерское место позвать женщину. Возможно, получилось бы интереснее и веселее.
Смотреть на Amazon Prime Video