Немецкий ударник и импровизатор Оли Штайдле обеспечил себе славу великолепного выдумщика — в разных проектах он может выдавать и системные джазовые грувы, и бойкую краутовую моторику, и (не)дикий поток ударных звуков, характерных то ли для тихой экспериментальной музыки, то ли для грайндкора. В Москву он едет с саксофонистом из своей группы Oliwood Франком Гратковски, британским клавишником Дэном Николсом и знаменитым бас-гитаристом Тревором Данном. Последний считается важным музыкантом из окружения Джона Зорна: играл с фриковатым фронтменом Faith No More Майком Паттоном, да и сам тот еще чудак от мира низких частот. Словом, рай для ценителей фри-джаза и просто меломанов.
Пока многие передовые джазовые музыканты соревнуются в звуковой и жанровой инклюзивности, немецкий гитарист Ронни Граупе занят ограниченными системами. Со своей группой, которая недавно выросла во вполне классический квартет с контрабасом, ударными и саксофоном, он слой за слоем наращивает сложность собственных сочинений и джазовых стандартов и делает это с такой последовательностью, что их не всегда отличишь от закрытых авангардистских партитур начала ХХ века. Импровизируя, квартет Граупе прорывается во внутреннюю логику оформленной в произведение музыки — сейчас мало кто так делает.
Совместные альбомы сооснователя Faust Ханса Йоахима Ирмлера и экс-участника Einstürzende Neubauten Fm Einheit доказывают простой тезис: для немцев индастриал был логичным продолжением краут-рока, а в чернуху его превратили англосаксы. Fm Einheit может скакать по металлическим щитам, пока Ирмлер возится с собственноручно спаянным транзисторным органом, однако на выходе у них получается очень тактичная и внимательная к звуку музыка. Это не столько индастриал старой школы, сколько акустическое мышление, которое сейчас подхватили многие джазовые экспериментаторы и академические музыканты. Да и на сцене они смотрятся потрясающе: где вы еще увидите, как шестидесятилетний немец долбит перфоратором по подвешенным автомобильным пружинам.
В пантеоне краут-рока Faust отводится не менее значительное место, чем Kraftwerk, Neu! или Can, но в отличие от коллег по жанру они никогда и никаким краем не попадали в хоть какой-то мейнстрим. Для этого они были слишком странными, экстремальными, дилетантскими, да и просто слишком дурацкими. Что удивительно, до наших дней Faust сохранились куда лучше современников: пройдя через бесконечные смены составов, они все так же играют фирменный поехавший импров без налета ностальгии или усталости, а время создания их последней пластинки — 2017 год — выдает разве что удивительно пристойное качество записи. Если хотите послушать тот самый корневой краут — лучшего шанса, может, больше никогда и не выпадет.