Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Афиша | СБЕР — генеральный партнёр
Москва
4 мая 2022

«365 дней: Этот день»: возвращение вашего любимого польского софт-порно

Евгений Ткачёв
Этот день настал: на «Нетфликсе» вышел сиквел польского эротического триллера «365 дней» Барбары Бяловонс и Томаша Мандеса, ставшего в пандемийный 2020 год настоящим поп-культурным феноменом (в частности, благодаря завирусившимся тикток-челлленджам по мотивам его эротических сцен). Рассказываем, почему от этой пьянящей пошлости по-прежнему не отвести глаз.
365 дней: Этот день
2022, Мелодрама

Успех «365 дней» — восточноевропейской версии «Пятидесяти оттенков серого» — можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, перераспределением зрительского внимания: в 2020 году, когда весь мир встал на паузу, когда из-за всеобщего карантина кинотеатры были закрыты, а блокбастеры не выходили, маленькие фильмы и сериалы пользовались куда большим спросом, чем обычно (так, в России выстрелили «Чики», которые при иных обстоятельствах наверняка собрали бы несоизмеримо меньшую аудиторию). Во-вторых, в «365 днях» была показана лакшери-жизнь, а роскошь всегда привлекает внимание — порой даже больше, чем бедность (лично знаю человека, который по этой причине «Чикам» предпочтет «Содержанок»). Вообще «роскошь» — ключевой тег польского фильма, который по своему вайбу недалеко ушел от российского перестроечного и постперестроченного кино, ведь в тех картинах (скажем, в «Принцессе на бобах») высшим уделом счастья для женщины было выйти замуж за принца — иначе говоря, за богача, который, подобно Орфею, выведет свою Эвридику из ада (страны с обрушившейся экономикой).

В Польше с экономикой сейчас все гораздо лучше, чем в перестроечной России, однако именно таким принцем для польки Лауры (Анна Мария Секлюцкая) становится итальянский гангстер Массимо (Микеле Морроне). Только поначалу этот принц ведет себя не как джентльмен, а как плохо социализированный зверь из «Красавицы и чудовища». На Сицилии он похищает Лауру и дает ей год на то, чтобы она в него влюбилась. Если этого не произойдет, Массимо обещает отпустить ее. Сначала женщина, разумеется, сопротивляется, но, оказавшись в консюмеристском раю (эта красавица тащится не от книг и библиотеки «чудовища», а от шопинга), Лаура сначала проникается симпатией к своему заточителю, а после знойной камасутры на яхте решает его усмирить с помощью БДСМ-плетки.    

Первая часть (всего их будет три — в основе фильмов лежит популярная книжная трилогия косметолога Бланки Липински) закончилась мощным клиффхэнгером. Беременная Лаура перед свадьбой въехала на машине в туннель, где ее должны были убить конкуренты Массимо. Однако этого не произошло. Нам не покажут, а расскажут, что случилось в туннеле. Тут можно было бы пошутить, что в порно сюжет не важен. Не важно, как героиня выжила. Однако это как раз тот самый случай, когда хочется на манер великого театрального педагога Леонида Хейфица воскликнуть «Что случилось?!», ведь инцидент в туннеле — исходное событие сиквела.

Случилось следующее: Лаура пожертвовала ребенком за еще один шанс быть с Массимо вместе. Но тот об этом не знает. Он не в курсе, какую великую (можно сказать, античную) жертву принесла женщина за возможность остаться с любимым. Однако пока гангстер щелкает клювом, реальность вокруг героев начинает сбоить. Происходит это не сразу. Сначала все идет как обычно: первые пятьдесят минут фильма Лаура и Массимо страстно совокупляются, а любой разговор становится лишь поводом для постельной сцены (совсем как в порно, с которым «365 дней» не устают сравнивать). Кажется, ничто не способно нарушить семейную идиллию молодоженов — разве только скука. Лаура страдает от отсутствия самореализации, и Массимо дарит ей собственный бренд одежды. Понятно, что на такой бесконфликтной драматургии далеко не уедешь, поэтому Массимо после очередного жаркого секса как-то мимоходом сообщает, что у него есть брат-близнец Адриано.

Этот брат (его тоже играет Микеле Морроне) не только близнец, но и злой доппельгенгер. Вместе со своей сообщницей он делает так, чтобы Лаура подумала, что Массимо ей изменил. Тогда расстроенная женщина вместе со своим горячим садовником Начо (Симоне Сусинна) сбегает на остров. Надо ли говорить, что этот садовник окажется совсем не садовником? Да и остров похож не на остров, а на чистилище, как в сериале «Остаться в живых», знаменитом своими загадками. Вообще велико желание прочитать сиквел «365 дней» как предсмертный бред Лауры. Типа женщина все-таки погибла в туннеле, и теперь ее душа зависла между раем и адом — совсем как душа ее тезки Лоры Палмер в Красной комнате в «Твин Пиксе». На аналогии с творением Дэвида Линча также наводят эротико-сюрреалистические сны Лауры, в которых она изменяет мужу Массимо, раздвоившемуся, подобно агенту Куперу, и псевдосадовник Начо, который в этой ситуации выполняет роль однорукого Майка. Как и Майк, Начо раньше был на стороне зла (его отец мафиози), но теперь парень хочет выйти из криминального бизнеса и склонить Лауру к свету. Но в конечном счете битва в фильме идет не за душу Лауры (она свой выбор уже сделала), а за душу Массимо. Поймет ли он подмигивания судьбы? Откажется ли от криминала ради любимой? На этом, очевидно, будет строиться главная интрига третьей части, даром, что вторая снова завершилась мощным клиффхэнгером.

В остальном сиквел, несмотря на обилие куннилингуса, все такой же патриархатный female gaze. Фантастически смешное, а местами и вовсе смехотворное кино: особенно постарался Микеле Морроне, который одинаково однообразно играет Массимо и его брата-близнеца (даже Жан-Клоду Ван Дамму в «Двойном ударе» придумали два разных образа). Постановщица Барбара Бяловонс бесконечно объективирует героев (в мире «365 дней» нет некрасивых людей) и воспроизводит все возможные сексистские тропы (напомним, что первую часть также обвиняли в «романтизации жестокой реальности секс-торговли, похищений и изнасилования»).

Тут, разумеется, возникает резонный вопрос: как такая старорежимная этика вяжется с прогрессивной системой ценностей «Нетфликса»? Но это очень неудобный вопрос, ведь тогда стримингу придется признать, что просмотры, как и деньги, не пахнут. К тому же от «365 дней», как и от «Пятидесяти оттенков серого», действительно тяжело отлипнуть. Есть что-то захватывающее в этой пьянящей пошлости, какая-то бесстыдная разнузданность, которая делает ее зрительским хитом. Эффект от фильма можно сравнить с распитой на шумной вечеринке в одного бутылки шампанского. Сначала безумно весело, но наутро неизменно будет раскалываться голова, если еще не будет мучительно стыдно. 

Смотреть на Netflix

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все