35 современных режиссеров, за которыми будущее кинематографа

- Новый титан французского и мирового кино
Французское кино снова в топе, а одним из его лидеров стала режиссерка Джулия Дюкорно, которая обожает монстров и фильмы про них. На счету этой постановщицы пока всего три картины и работа над вторым сезоном шьямалановского сериала «Дом с прислугой», но она уже вошла в историю мирового кинематографа, ведь ее боди-хоррор «Титан» победил в 2021 году на Каннском фестивале, а Дюкорно стала всего лишь второй женщиной, которая удостоилась такой чести (в 1993 году «Пианино» Джейн Кэмпион разделило главный приз с мелодрамой «Прощай, моя наложница» Ченя Кайгэ). Из названий фильмов Дюкорно — «Съедобно» и «Сырое» — можно уже составить впечатление, какие темы ее интересуют: это различные физиологические трансгрессии и гендерная флюидность. Первые нашли максимальное отражение в каннибальской страшилке «Сырое», а вторая — в «Титане», во время работы над которым режиссерка вдохновлялась «Автокатастрофой» Дэвида Кроненберга. Вообще, Дюкорно не отрицает влияние Кроненберга на ее творчество, но настаивает на том, что она не копирует почерк канадского мастера, а придумывает свой. Так и есть. А учитывая то, что современных кинематографисток остро интересует исследование женской телесности на экране, Дюкорно можно назвать главной апологеткой этого направления в современном кино.
- Портрет режиссерки в огне
Француженка Селин Сьямма — едва ли не завсегдатай Каннского кинофестиваля. Ее первый фильм «Водяные лилии» участвовал в «Особом взгляде», затем получил приз Луи Деллюка и несколько номинаций «Сезара» — главной французской кинопремии. Картины «Девчонки» и «Портрет девушки в огне» также попали на самый важный в мире кинофестиваль — Каннский, а последняя забрала награду за лучший сценарий и «Квир-пальму» и стала манифестом нового женского кино. Лишь «Сорванец» прошел мимо фестиваля на Лазурном берегу, но был обласкан на Берлинале. Сьямма — общественная активистка и феминистка: режиссерка выступает за равную гендерную репрезентацию в профессии и повышение роли женщин в кинопроизводстве. Она участвовала в программе «Пять фильмов против гомофобии» (короткометражка «Полин»), вместе с организацией Collectif 50/50 устраивает разнообразные акции. А еще она открытая лесбиянка. Социальная и личная жизнь напрямую влияют на внутреннее содержание ее лент: главные героини у нее в основном представители ЛГБТ-сообщества или национальные меньшинства, попавшие в трудные ситуации, а проблематика фильмов строится на взаимоотношениях человека с собственным полом и поисках сексуальной самоидентификации.
- Француз не по паспорту, а по призванию, наследник «новой волны», меломан
С ранних лет бредил кино, но потом эта страсть сменилась музыкой. Поняв, что он никогда не станет великим джазовым барабанщиком, Шазелл решил вернуться к своей «первой любви». Написав несколько сценариев («Последние изгнание дьявола: Второе пришествие» и «Торжественный финал»), Дэмиен при поддержке своего приятеля и постоянного композитора Джастина Хервица наконец сам дебютировал в режиссуре с музыкальной драмой «Гай и Мэдлин на скамейке в парке», но настоящим прорывом для него стала полуавтобиографическая «Одержимость» про барабанщика и его деспотичного учителя. Затем последовало идеальное кино для последнего свидания — мюзикл «Ла-Ла Ленд», получивший все «Золотые глобусы» и показавший главную обсессию режиссера: Шазелла крайне интересует факт встречи близких людей после долгого расставания и то, какими глазами они друг на друга посмотрят.
- Вертит жанр хоррора на своем авторском видении
В последние годы в Голливуде появилось выражение prestige, elevated и post-horror. Им обозначают картины Джордана Пила («Прочь», «Мы») и Роберта Эггерса («Ведьма», «Маяк»). Третьим лидером новой хоррор-волны заслуженно считается Ари Астер, чья звезда зажглась на фестивале «Сандэнс» после дебютной «Реинкарнации». Это действительно очень изобретательный и цельный фильм, где почти нет очевидных решений. Например, ближе к середине, центральному вроде как персонажу столбом сносит голову, а в сюжете начинает фигурировать демон Пеймон, мотивацию которого режиссер объясняет через пересказ трагедии Софокла. Дальше — больше. Действие его второй картины — сюрреалистического ужастика «Солнцестояние» — происходит преимущественно при ярком дневном свете, идет около трех часов и посвящено расставанию. Что довольно иронично, ведь лучше фильма для свидания (поверьте и проверьте) с тех пор так и не вышло. Наркотический дурман, изнуряющие хороводы и общая хтонь происходящего — во всем этом интересно разбираться вместе. А проговариваемые Астером смыслы, семья и связанные с ней комплексы, — важнейшая тема для диалога с близким человеком. Сейчас Астер готовится к съемкам нового фильма. Снова хоррор, но режиссер обещает, что зрителям будет и над чем посмеяться. В главной роли — Хоакин Феникс, а сюжет строится вокруг жизни успешного предпринимателя, который узнает ужасный факт о своем прошлом во время поездки на похороны матери.
- Выдающий хоррормейкер, который не верит козлам и ненавидит чаек
Еще один хоррормейкер в нашем списке. Эггерс несколько лет работал постановщиком (а иногда и дизайнером) в экспериментальном театре Нью-Йорка, а потом снял «Ведьму», которую с триумфом показал на «Сандэнсе» — приз за лучшую режиссуру, единодушный восторг критиков и коммерческий успех: при бюджете 3,5 миллиона долларов в мире фильм собрал больше 40. Что в очередной раз свидетельствует о ренессансе жанра. И все это благодаря абсолютно уникальному кинематографическому почерку. Эггерс исследует фольклор Новой Англии (откуда он, предсказуемо, родом), затягивает зрителя в лабиринт мрачных фантазий и тщательно продуманных, всегда архетипических образов (козел как олицетворение Сатаны). На этих же базисах строится «Маяк», который в 2019 году наделал шуму в Каннах — очередь на первый показ занимали за два часа до начала — и даже победил в одной из альтернативных программ. Однако с точки зрения структуры и смыслов второй фильм Эггерса в разы сложнее дебюта. В «Маяке» одновременно замиксованы древнегреческие мифы: Дефо — Протей, Паттинсон — Прометей, чайка — предвестник беды, литература Германа Мелвилла, юнгианская символика (конечно, маяк — это мужской половой орган) и исследование токсичной маскулинности, о которой режиссер однажды обмолвился на пресс-конференции. Очень интересно, что Эггерс придумает дальше. В апреле 2022 года у него должен выйти исторический фильм «Северянин» с невероятным актерским составом: Александер Скарсгорд, Николь Кидман, Бьорк (!!!), Итан Хоук и Уиллем Дефо. Сюжет держится в секрете, но говорят, что в этот раз режиссер переосмыслит «Гамлета» в антураже средневековой Исландии.
- Терренс Малик для зумеров и миллениалов
В полнометражном кино Трей Эдвард Шульц дебютировал с семейной докудрамой «Криша», которая выросла из одноименной короткометражки режиссера, рассказывающей про его бабушку. Затем был хоррор «Оно приходит ночью», тоже про семью, но в постапокалиптических обстоятельствах, и «Волны» — кино невероятной красоты с толстовским конфликтом «Каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Кстати, несмотря на то что по возрасту Шульц миллениал, у него на самом деле больше общего не со своими сверстниками, а с бумером-затворником Терренсом Маликом; возможно, все дело в том, что около десяти лет назад он нанялся стажером на съемки «Древа жизни», после которых решил бросить бизнес-школу и пойти учиться на кинематографиста. Что же у них общего? Как и Малик, Шульц превращает кино в чистую поэзию. У него тоже есть пасторальные кадры евангелической красоты, а классическому голливудскому сторителлингу, строгому нарративу он (особенно в «Волнах») предпочитает сенсорную драматургию, строящуюся на глубоком погружении героев в самих себя и зашкаливающей чувственности. Все это, наверное, позволяет назвать Шульца Маликом для зумеров и миллениалов, с тем, пожалуй, важным исключением, что его кинематограф репрезентативнее кинематографа его старшего и более именитого коллеги.
- Международная постановщица, работающая на стыке постдока и «Марвела»
Вряд ли сейчас найдется любитель кино, которому незнакомо имя Хлои Чжао, причем безотносительно вкусовых предпочтений. Уроженка Китая, чье настоящее имя Чжао Тин, родилась в семье топ-менеджера не последней китайской компании и в возрасте 15 лет была отправлена учиться сначала в Англию, а затем и в Америку, где начала постигать киноискусство. Прогремела инди-фильмом «Земля кочевников» с Фрэнсис МакДорманд («Золотой лев» Венецианского фестиваля, «Золотой глобус» и «Оскар»), который в романтическом ключе рассказывает о жизни кочующих с места на место людей, непостоянно занятых трудовой деятельностью. После этого дебютировала в киновселенной Marvel с «Вечными». Однако до своего мирового успеха режиссерка успела снять две ленты, связанные с проблемами коренного населения Америки: «Песни, которым меня научили братья» и «Наездник». В них сформировался ее творческой стиль, неотъемлемой частью которого является полудокументальная манера съемки и работа с непрофессиональными актерами. Власти Китая не особо жалуют международные достижения Хлои, поэтому не выпускают ее фильмы в местный прокат и цензурируют их упоминания в СМИ.
- Черная пантера масскультного кинематографа
Вошел в список журнала Time» как один из тридцати человек до 30 лет, меняющих мир. Также едва не стал человеком года по версии того же издания. В 2018 году вошел в список ста самых влиятельных людей мира. Куглеровская «Черная Пантера» является самым кассовым фильмом, снятым афроамериканским режиссером, а франшиза «Рокки» обрела под его началом новое дыхание. Куглер умело лавирует между авторским и массовым кинематографом: фильм «Станция «Фрутвейл» взял награду в каннской программе «Особый взгляд», все та же «Пантера» произвела настоящий фурор в мире кинокомиксов, а спродюсированная им картина «Иуда и черный мессия» боролась за звание «Лучший фильм» на «Оскаре-2021». Творчество Куглера, поднимающее вопросы афроамериканской культуры, коммерчески успешно, его фильмы одинаково любят как зрители, так и критики, поэтому можно утверждать о всестороннем триумфе. Также на постоянной основе сотрудничает с Майклом Б.Джорданом.
- Рассказывает истории призраков и зеленых рыцарей
Обладатель выразительных усов, американский инди-режиссер Дэвид Лоури работает на стыке коммерческого и авторского кино. В его фильмографии можно, например, найти ремейк диснеевского анимационно-игрового фильма «Пит и его дракон» или криминальную драму «Старик и ружье», на которой Роберт Редфорд завершил свою актерскую карьеру, но больше сердце постановщика лежит к экспериментальному кинематографу. Такому, как постдраматический сериал «Ошибки прошлого», медленный, даже медитативный фильм «История призрака» с Кейси Аффлеком и Руни Марой (которых он до этого вместе снимал в «Несвятых») и головокружительное фэнтези «Легенда о Зеленом рыцаре», которое было подвергнуто огромному количеству трактовок, но которое никто так и не смог понять до конца, ведь в нем рассказывается даже не о кризисе классической маскулинности, а о мучительной сепарации от родителей. По словам самого Лоури, этого кино о том, как он долго не мог съехать от своей мамы.
- Режиссер, напоминающий, что теснота — имя прилагательное
В 2017-м вышел еще один молодой взгляд на 90-е — его представил выпускник мастерской Александра Сокурова и уроженец Нальчика. «Теснота» Балагова удостоилась призов Канн и «Кинотавра»; важнее, впрочем, что это частная и локальная история, основанная на реальных событиях и подкупающая какой-то нездешностью. Манера Балагова отличается и от сокуровской монументальности, и от дешевых эффектов молодого российского кино: в лучшие моменты «Теснота» напоминает румынскую новую волну и маленькие трагедии Кшиштофа Кеслевского. Есть опасения, что молодого режиссера перехвалили, но если по-настоящему с кем и связывать надежды отечественного киноискусства, то, пожалуй, с Кантемиром Балаговым.
- Икона хипстерских инди-фильмов и новый голос женского кино
Долгое время Грета Гервиг была известна прежде всего как постоянная актриса, соавтор и муза Ноя Баумбаха — одного из главных американских независимых режиссеров. Именно Гервиг сыграла милую Фрэнсис в одноименном фильме (она же была соавтором сценария) и стала иконой поколения хипстеров. Первый собственный фильм «Ночи и выходные» Гервиг сняла (на пару с Джо Сванбергом) еще в 2008 году, но признание пришло к ней после ее второй работы, «Леди Бёрд», в 2017-м. Сценарий про девочку-подростка из провинциального Сакраменто (сама она оттуда же родом) во многом автобиографичный: Гервиг писала его, опираясь на собственные воспоминания. В результате фильм собрал хвалебные отзывы критиков и принес ей пять номинаций на «Оскар», в том числе на «Лучший фильм». Следующим ее режиссерским проектом стали «Маленькие женщины» (2019) по роману Луизы Мей Олкотт, который она сама же адаптировала для съемок; их также тепло встретили и номинировали на «Оскар». Гервиг снимает про женщин — смелых, независимых, которые не боятся бунтовать против общества и навязанных им требований, за что ее называют одной из главных феминисток в современном кино.
- Франко-канадское дарование: актер, сценарист и режиссер, автор фильмов «Мамочка» и «Это всего лишь конец света»
«Я убил свою маму», «Том на ферме», «Мамочка» и «Это всего лишь конец света». Канадский режиссер-вундеркинд Ксавье Долан за десять лет карьеры снял восемь полнометражных фильмов — выше обозначены лишь самые популярные работы. Однако если посмотреть хотя бы одну из них, то в целом можно иметь представление обо всех сразу. Неизменная центральная тема: поиск любви в несчастливой семье, мать (чаще всего ее играет Анна Дорваль), которая всему голова, порядком надоевший драматургический прием — демонстрация истерики, которая переходит во фрустрацию. И все это в замедленной съемке! Здесь стоит сделать важную ремарку. Самоповторы — не всегда плохо. Последние 20 лет Вуди Аллен снимает один и тот же фильм. И все довольны. Но в случае Долана рефлексия почему-то превратилась в фарс, зацикленность и пошлость. Как следствие, даже родные для режиссера Канны — там его награждали трижды — встретили его последний фильм «Матиас и Максим» недовольным буканьем. Сейчас Долан дописывает сценарий своего дебютного сериала, про который ничего не известно. Он вновь исполнит главную роль.
- Звезда «Доктора Хауса» и постановщица, в которую очень хочется верить
Одна из самых сексуальных голливудских актрис (по мнению журнала Maxim) снимала клипы для Red Hot Chili Peppers, в 2019 году выпустила подростковую комедию «Образование» с Кейтлин Девер и Бини Фельдштейн, а сейчас делает хоррор «Не волнуйся, солнышко» с Флоренс Пью и Крисом Пайном. Но характеризовать Оливию Уайлд как реализовавшегося автора пока сложно. Ее дебютная картина незаслуженно не добралось до российских экранов, что в целом можно считать потерей. Это довольно яркое и беззаботное кино, из которого буквально сочится жизнь. Идеальный выбор для «посмотреть вечером», но не больше. Поэтому Уайлд не получается ни хвалить, ни ругать. В нее просто хочется верить.
- Итальянская постановщица, позволяющая поверить в чудеса
Родилась в семье фермеров-пчеловодов из итальянской глубинки, ее сестра — успешная актриса Альба Рорвакер. Карьера Аличе же складывалась поступательно: ее первый фильм о девушке, сомневающейся в своей религиозности перед первым причастием, — «Небесное тело» — был показан на каннском «Двухнедельнике режиссеров». Вторая лента «Чудеса», наиболее личная из всех, основанная на детских воспоминаниях и переживаниях получила, Гран-при Канн. Наконец, самая известная пока ее работа «Счастливый Лазарь» напоминает религиозное житие в будто бы застывшей во времени итальянской деревушке. Она была удостоена «Золотой пальмовой ветви» Канн за лучший сценарий (разделив эту награду с фильмом «Три лица» Джафара Панахи). Южнокорейский режиссер Пон Чжун Хо описывает творческий метод Аличе Рорвакер как смесь магического реализма с неореализмом, и добавить к словам мэтра нечего.
- Темнокожая режиссерка из Франции снимает про беды сенегальского народа
Француженка сенегальских кровей Мати Дьоп снимает о мигрантах, но выросла в привилегированной семье: ее дядя — известный сенегальский режиссер, родители тоже занимаются искусством. Дьоп дебютировала как актриса в 2008 году, а в 2009 году сняла свой первый фильм — документальную короткометражку «Атлантика» про троих друзей из Сенегала, которые решают уплыть в Европу. Спустя 10 лет и несколько короткометражек Дьоп превратила свой дебютный фильм в полный метр. В этой «Атлантике» дело тоже происходит в Сенегале: Ада, девушка из пригорода Дакара, влюблена в строителя Сулеймана, но ее выдают замуж за другого мужчину, который старше и богаче ее. Потом Сулейман уплывает за море, а к Аде приходит следователь и говорит, что стройку, где он работал, кто-то поджег. «Атлантику» отобрали в основной конкурс Каннского кинофестиваля-2019, а Дьоп стала первой темнокожей женщиной, которая претендовала на «Золотую пальмовую ветвь». Фильм получил в Каннах Гран-при жюри, а Дьоп — всемирное признание: «Атлантику» включил в список лучших картин года даже Барак Обама.
- От его кино впадаешь в эйфорию
Сын кинорежиссера Барри Левинсона и художницы-постановщицы Дайаны Роудс, представитель так называемой золотой молодежи, за что ему неоднократно прилетало от западных критиков (одна из самых распространенных претензий: почему мальчик из привилегированной семьи снимает сурвайвал-слешер «Нация убийц» про тяжелую девичью долю в глухой американской провинции?). На все эти язвительные замечания Левинсон-младший ответил в своем лучшем пока фильме «Малкольм и Мари» — хипстерской драме, сделанной под сильным влиянием Джона Кассаветиса и рассказывающей про режиссера и его музу. Однако широкому зрителю Сэм Левинсон больше известен как создатель молодежного сериала «Эйфория» — как бы про зумеров, но на самом деле про миллениалов. Именно в сериале режиссерский талант Левинсона раскрылся максимально полно: этот постановщик умеет снимать так, как ни один молодой режиссер. А тема наркотиков, звучащая в шоу, имеет отчетливые автобиографические нотки: Левинсон сам боролся с наркозависимостью в подростковом возрасте.
- Вместе с братом снимает кино про неприятных людей под лютый саундтрек
Братья Бенни и Джош Сафди посвятили свою карьеру съемкам нью-йоркского социального дна. «Бог знает что» — автобиографическая драма про наркоманку, которая играет саму себя. «Хорошее время» — бенефис Роберта Паттинсона в образе упыря. «Неограненные алмазы» — субъективно лучший фильм этого дуэта на сегодня — рассказывает о нескольких днях жизни пронырливого еврея-ювелира в исполнение Адама Сэндлера. Понятно, что воспеванием злых улиц полжизни занимается Скорсезе и рассказать что-то кардинально новое на тему после «Таксиста», «Банд Нью-Йорка» и «Короля комедий» довольно сложно. К чести Сафди, они особо и не пытаются. Братья, конечно, умудряются снять один из главных мегаполисов в мире так, будто он целиком состоит из прокуренных квартир, ночных автобусов и грязных закоулков. Но это скорее оммажи. Куда больше внимания Сафди уделяют теме семьи, что неудивительно — в детстве они стали жертвами развода. Вот и получается, что и Нью-Йорк, и лютый синтетический саундтрек (в разное время для них писали Daft Punk и даже Вангелис) во многом лишь повод для рефлексии по поводу травм прошлого. Парней, конечно, жалко. Ни разу за всю их карьеру им не удалось показать здоровые межличностные отношения, особенно в формате семьи. С другой стороны — кино из раза в раз выходит поучительным. Мол, не хотите сторчаться в подворотне или лежать с пулей в голове — извольте уделять больше времени своему дому и детям.
- Вместе с братом снимает кино про неприятных людей под лютый саундтрек
Братья Бенни и Джош Сафди посвятили свою карьеру съемкам нью-йоркского социального дна. «Бог знает что» — автобиографическая драма про наркоманку, которая играет саму себя. «Хорошее время» — бенефис Роберта Паттинсона в образе упыря. «Неограненные алмазы» — субъективно лучший фильм этого дуэта на сегодня — рассказывает о нескольких днях жизни пронырливого еврея-ювелира в исполнение Адама Сэндлера. Понятно, что воспеванием злых улиц полжизни занимается Скорсезе и рассказать что-то кардинально новое на тему после «Таксиста», «Банд Нью-Йорка» и «Короля комедий» довольно сложно. К чести Сафди, они особо и не пытаются. Братья, конечно, умудряются снять один из главных мегаполисов в мире так, будто он целиком состоит из прокуренных квартир, ночных автобусов и грязных закоулков. Но это скорее оммажи. Куда больше внимания Сафди уделяют теме семьи, что неудивительно — в детстве они стали жертвами развода. Вот и получается, что и Нью-Йорк, и лютый синтетический саундтрек (в разное время для них писали Daft Punk и даже Вангелис) во многом лишь повод для рефлексии по поводу травм прошлого. Парней, конечно, жалко. Ни разу за всю их карьеру им не удалось показать здоровые межличностные отношения, особенно в формате семьи. С другой стороны — кино из раза в раз выходит поучительным. Мол, не хотите сторчаться в подворотне или лежать с пулей в голове — извольте уделять больше времени своему дому и детям.
- Хоррормейкер, автор «Гостя» и один из самых талантливых режиссеров среди «новых страшных»
Американский режиссер. В начале нулевых, когда сформировался поджанр независимого кино мамблкор (фильмы как срез обыденной жизни), Уингард примкнул к его адептам — режиссерам-бормотологам (от to mumble — «бормотать»). Впрочем, начиная со своих дебютных фильмов (среди которых самый яркий — «Череп на колесах»), миллениал скорее тяготел к жанровому кино, а именно к фильмам ужасов. Но, поскольку в его картинах присутствовали элементы мамблкора, они получили название мамблгор (в жанровой классификации фильмов ужасов «гором» называют очень кровавые хорроры). Все эти элементы кровавого дизайна есть в изобретательном уингардовском ужастике «Тебе конец!», снятых при его участие живописных альманахах «З/Л/О», «Азбука смерти» и «З/Л/О-2», в легитимном (и крайне недооцененным) сиквеле «Ведьмы из Блэр». Однако главный шедевр Уингарда на сегодняшний день — это все-таки обласканный критикой инди-триллер «Гость». С успехом «Гостя» к режиссеру пришли другие бюджеты и куда более серьезный спрос. После провальной адаптации японской манги «Тетрадь смерти» он взялся за ремейк корейского хита «Я видел дьявола» и кайдзю-кроссовер «Годзилла против Конга».
- Половина режиссерского тандема, снимающего отличные хорроры и фантастику
Мурхед и Бенсон (первый снимает на камеру, второй пишет сценарии, оба выступают режиссерами) — вероятно, главные специалисты по фантастическим хоррорам на сегодня. В 2012 году они сняли низкобюджетный (всего за 20 тысяч долларов) фильм ужасов «Ломка» про двух друзей, которые вынуждены провести неделю в хижине, где начинают происходить странные вещи. Дебют тепло встретили, и спустя два года Бенсон и Мурхед выпустили новый фильм «Весна» про любовь, смерть и монстров, а также сняли одну из новелл хоррор-альманаха «З/Л/О: Новый вирус». Однако настоящая слава пришла к ним в 2017 году, после выхода «Паранормального» (оригинальное название более красноречивое — «The Endless»). По сюжету двое братьев, Аарон и Джастин (их сыграли сами режиссеры), получив странную видеокассету, возвращаются в секту, откуда бежали детьми. После этого Бенсона и Мурхеда позвали снять один из эпизодов перезапущенной «Сумеречной зоны», а затем и свое масштабное кино: в их «Грани времени» главные роли сыграли не малоизвестные актеры, а звезды — Энтони Маки и Джейми Дорнан.
- Половина режиссерского тандема, снимающего отличные хорроры и фантастику
Мурхед и Бенсон (первый снимает на камеру, второй пишет сценарии, оба выступают режиссерами) — вероятно, главные специалисты по фантастическим хоррорам на сегодня. В 2012 году они сняли низкобюджетный (всего за 20 тысяч долларов) фильм ужасов «Ломка» про двух друзей, которые вынуждены провести неделю в хижине, где начинают происходить странные вещи. Дебют тепло встретили, и спустя два года Бенсон и Мурхед выпустили новый фильм «Весна» про любовь, смерть и монстров, а также сняли одну из новелл хоррор-альманаха «З/Л/О: Новый вирус». Однако настоящая слава пришла к ним в 2017 году, после выхода «Паранормального» (оригинальное название более красноречивое — «The Endless»). По сюжету двое братьев, Аарон и Джастин (их сыграли сами режиссеры), получив странную видеокассету, возвращаются в секту, откуда бежали детьми. После этого Бенсона и Мурхеда позвали снять один из эпизодов перезапущенной «Сумеречной зоны», а затем и свое масштабное кино: в их «Грани времени» главные роли сыграли не малоизвестные актеры, а звезды — Энтони Маки и Джейми Дорнан.
- Восходящая американская звезда андеграундного хоррора
Молодое дарование, снимающее умиротворяющее мочилово под синтезаторный саундтрек. Первые фильмы Бегоса — сайфай-хоррор «Почти человек» и боди-слешер «Глаз разума» — были совсем любительскими, но уже с середины «Глаза разума» стал прослеживаться визуальный почерк автора, его увлеченность разными оттенками синего и красного, желание собрать классный жанровый конструктор. Например, «Глаз разума» начинается как «Рэмбо: Первая кровь», но затем довольно быстро перерастает в лютый оммаж кроненберговским «Сканнерам» со взрывающимися головами. В последующих картинах режиссера («Блаженство» и «Ветераны зарубежных войн») стало очевидно, что Бегос воскрешает дух жанрового девяностнического кино про абсолютное зло с утопающей в неоне картине. И пусть все его фильмы (за исключением «Блаженства», по ходу повествования неожиданно переросшего в мощное высказывание о природе искусства) так и остаются стилизациями, это все равно стопроцентно авторское кино, в котором режиссер-миллениал признается в искренней любви к любимым «бэшкам» из детства.
- Один из пионеров борматологического кино
Получив степень бакалавра по специальности киноискусства в 2003 году, Джо Сванберг спустя два года дебютировал с документальным фильмом «Поцелуй в губы», в котором исследовал особенности половой жизни в студенческом общежитии. Как режиссер известен в первую очередь любовью к жанру мамблкор (так называемому бормотологическому кино — кино как срезу обыденной жизни), невысоким бюджетам, приверженностью актерской импровизации и интернет-дистрибьюции (его фильм «Marriage Material» вышел на платформе Vimeo). Также дал дорогу в кино Грете Гервинг и братьям Дюпласс («Ржунимагу», «Ханна берет высоту», «Ночи и выходные»). За 2011 год представил шесть фильмов, три из которых попали на кинофестивали: «Дядю Кента» показывали на «Сандэнсе», а «Серебряные пули» и «Историю искусств» — на Берлинале. Содержательная часть творчества эксплуатирует темы отношений, секса, кинопроизводства. Наиболее ярко эти особенности проявились в сериале «Проще простого», где Сванберг выступил режиссером, сценаристом и продюсером.
- Самая заметная женская фигура в американском инди-кино
Родилась в Тампе, штат Флорида. Там же посещала киношколу, но прикладную учебу бросила и рванула в Лос-Анджелес, где кем только не подрабатывала: няней, швеей, официанткой. Параллельно изучая кинематограф, конечно. Сеймец зарекомендовала себя как актриса, снимаясь в основном у представителей маблкора: Джо Сванберга, Адама Уингарда, Меган Гриффитс, и только потом у нее появились режиссерские амбиции. Ее первый фильм «Солнце, не свети» был тепло принят на кинофестивале South by Southwest в 2012 году. Сеймец работала со Стивеном Содербергом, который был продюсером сериала-антологии про эскортниц «Девушка по вызову», выступая не только в роли постановщицы, но и сценаристки. Также в ее послужном списке — сериал о рэперах «Атланта» со звездой мировой величины Дональдом Гловером. В 2020 году вышел ее второй и, пожалуй, самый депрессивный фильм «Она умрет завтра» — разговорный триллер о навязчивой идее смерти, навеянный абьюзиными отношениями с режиссером Шейном Каррутом («Праймер», «Примесь»).
- Хорошо разбирается в таинстве хоррора
Уроженец Делавэра Тай Уэст начал свой кинематографический путь в начале нулевых, сняв короткометражный фильм ужасов «The Wiked». С тех пор с этим жанром у него особые отношения: знаковые работы режиссера — сплошь хорроры, а точнее мамблгор (хоррор-ответвление мамблкора). В рамках полного метра он снял «Дом дьявола», «Тайны старого отеля», «Таинство», поучаствовал в антологии «З/Л/О» и альманахе «Азбука смерти». В формате сериалов чуть более известные проекты — «Крик», «Изгоняющий дьявола» (телевизионная адаптация легендарного фильма), «Рассказы из Петли». Американец двигается в альтернативном мейнстриму направлении, экспериментируя в своих лентах не только с сюжетом, но и с жанровыми условностями, за что и получил любовь киноманов. Впрочем, Уэст не позволяет себе зацикливаться и время от времени углубляется в другие жанры, например в вестерн («В долине насилия»). Но, очевидно, режиссер наиболее уверенно чувствует себя на стезе фильмов ужасов, поэтому его творческого развития стоит ожидать в этом направлении.
- От «Мертвых свиней» к «Хищным птицам»
Протеже легендарного режиссера Цзя Чжанкэ Кэти Янь родилась в Китае, но быстро оказалась в Штатах, где ее отец изучал социологию. Получив образование в Принстоне и Нью-Йоркском университете, работала корреспондентом в Los Angeles Times и The Wall Street Journal, поколесила по миру. Как и многие, творческий путь начинала с короткометражек, а в большом кино дебютировала относительно недавно — в 2018 году с фильмом «Мертвые свиньи». Сюжет картины основан на инциденте, когда в реке, снабжающей питьевой водой Шанхай, было найдено шестнадцать тысяч мертвых животных. В 2020 году поставила «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн» для вселенной DC, став первой азиаткой, снявшей супергеройское кино. Останавливаться на достигнутом она не собирается и вроде как сейчас работает над новым фильмом для студии A24.
- Постановщица, которая не разжимает кулаки
Еще одна, как и Кантемир Балагов («Дылда»), Владимир Битоков («Мама, я дома») и Александр Золотухин («Мальчик русский»), воспитанница экспериментального режиссерского курса Александра Сокурова в Кабардино-Балкарии. Дебютировала с «Софичкой», экранизацией одноименной повести Фазиля Искандера, но своим настоящим дебютом считает драму «Разжимая кулаки», за которую получила главный приз программы «Особый взгляд» Каннского фестиваля 2021 года. «Кулаки» (небеспочвенно, впрочем) сравнивали с балаговской «Теснотой» — и действительно, они похожи на уровне идеи (которая заключается в мучительной, особенно для Северного Кавказа, сепарации от родителей), но очень разные по исполнению. Коваленко снимает максимально тактильное, очень телесное кино. Глубоко личное и потому политическое, ведь, как известно по второй волне фемнизма, «личное — это тоже политическое».
- Снимает кино на границе миров
Режиссер шведско-иранского происхождения учился в политехническом университете в Иране, но быстро разочаровался в своем выборе и отправился путешествовать по Европе в поисках себя. Проникся интересом к архитектуре и осел в Швеции, поступив на учебу по этой специальности. После получения диплома зашел на второй круг, но уже в Датской киношколе. Фильмография Аббаси скромная, в ней всего два фильма: «Шелли» — камерный хоррор о вынашивании ребенка среди лесов (номинация «Лучший дебют» в Берлине), и «На границе миров» — фэнтези, попавшее в программу «Особого взгляда» Канн-2018. Аббаси, по сути, только начинает свою режиссерскую карьеру, но за ним стоит пристально последить — тем более что он работает над сериалом «Одни из нас», который может стать для кинематографиста прорывным.
- Многообещающий афроамериканский режиссер, снимающий фантастику и остросюжетные драмы
Путь в кино у афроамериканского режиссера типичный: профильное образование (в данном случае специализаций правда две — театральная и киношная), первые опыты на подхвате, затем — собственные короткометражки. Триллер «Девушка в беде», воспевающий Ист-Сайд, он начал снимать еще в аспирантуре, а имя Спайка Ли в качестве исполнительного продюсера привлекло актеров и финансирование. Впрочем, лента оказалась принята прохладно, равно как и его следующая работа «Парадокс Кловерфилда» из киновселенной «Монстро» (зато здесь режиссер поработал с продюсером Джей Джей Абрамсом). Лишь сложносочиненная драма «Люс» о школьнике с радикальными взглядами снискала хорошую прессу, зрительскую любовь, номинацию на «Сандэнсе» и наше внимание.
- Многообещающий режиссер, который деконструирует «Сумеречную зону»
Главное открытие ковидного 2020 года — это американский инди-режиссер Эндрю Паттерсон, который сначала снимал рекламные ролики и промокороткометражки для баскетбольной команды, а затем дебютировал с ошеломительной фантастикой «Бескрайняя ночь». Причем свой дебют ему пришлось финансировать самостоятельно: никто не хотел вкладываться в еще одну деконструкцию культового сериала «Сумеречная зона». Но это оказалось не «еще одна», а самая впечатляющая, самая умная, самая захватывающая деконструкция «Сумеречной зоны». Сейчас Паттерсон снял новый фильм, у которого пока нет названия. Известно только то, что это будет триллер о мести, сюжет которого будет связан с пчелами.
- Азиатская режиссерка, снимающая на стыке американской и китайской культуры
Отец Лулу Ванг (на китайском ее имя звучит как Ван Цзыи) — дипломат, получивший научную степень по философии, а мать — литературный критик, поэтому неудивительно, что она связала свою жизнь с творчеством и свободными искусствами (к слову, ее возлюбленный Барри Дженкинс («Лунный свет») — тоже режиссер). После переезда в США изучала литературу и музыку, отдельно — кинопроизводство, снимая короткий метр и документалки. Для того, чтобы самореализоваться, Ванг в 2007 году отправилась в Голливуд. Там она заявила о себе картиной «Посмертный», в центре которой — художник, якобы совершивший самоубийство. Но настоящая слава пришла к Ванг с «Прощанием» — трогательной драмой о принятии смерти на стыке американской и восточной культуры. Фундаментом сюжета послужила реальная история бабушки режиссерки. «Прощание» заслужило номинации от различных кинопремий и фестивалей («Золотого глобуса», «Сандэнса», Британской киноакадемии), попало в разнообразные топы и списки популярных журналов, а Лулу Ванг вошла в плеяду кинематографистов, за которыми стоит следить в ближайшем будущем.
- Экспериментальная режиссерка, которая звуку уделяет столько же внимания, сколько и изображению
Несмотря на то что Жозефину Декер на съемки кино вдохновил мультфильм «Корпорация монстров», творчество у нее совсем не детское. За плечами Декер несколько полнометражных фильмов под звездочкой экспериментального кино: «Была ты нежна и прекрасна», «Мадлен Мадлен» и «Ширли». Картины характеризуются дискомфортной атмосферой, тонким психологизмом, фантасмагоричным повествованием — зачастую с сексуальной подоплекой, а операторская работа и игра со звуковым сопровождением лишь усиливают эффект от происходящего на экране. Поработала она и над сериалами, сняв несколько эпизодов для «Комнаты 104». Высоко ценит творчество Джо Сванберга, с которым неоднократно работала (кинематографисты зачастую появляются друг у друга в лентах).
- Снимала феминистское кино до того, как это стало мейнстримом
Австралийка Китти Грин начинала как документалист: ее дебютный фильм под провокационным названием «Украина не бордель», вышедший в 2013 году, был посвящен движению Femen. Ленту про радикальный эксгибиционизм — борьбу активисток c голой грудью против притеснения женщин — показали на Венецианском фестивале. Затем были два фильма со словом «кастинг» в названии, в обоих Грин заигрывала с игровым кино. В «Лице Украины: Кастинг Оксаны Баюл» она снимала претенденток на роль украинской фигуристки Оксаны Баюл, в «Прослушивании на роль ДжонБене» — на роль шестилетней ДжонБене Рамзи, участницы конкурсов красоты, которую нашли мертвой в подвале ее дома. Однако громче всего Грин заявила о себе в 2020 году, после того как ее «Ассистентку» показали на фестивале в Теллуриде, а затем и в Берлине. Это тихое кино про скромную помощницу главы кинокомпании, которая замечает, что ее босс пристает к актрисам и другим зависящим от него женщинам. Домогательства вынесены за кадр, мы не видим даже самого босса-харассера, но понимаем, что о его поведении все вокруг знают и молчат. Грин поставила фильм (а токсичная атмосфера передана в нем так хорошо, что к концу может стать физически дурно), который стал одним из главных манифестов эпохи #MeToo.
- Свежая кровь афроамериканского кинематографа и протеже Спайка Ли
Стефона Бристоля всячески поддерживает его учитель Спайк Ли. Сначала он взял Бристоля работать у себя помощником на съемках «Черного клановца», а затем спродюсировал его первый полнометражный фильм для Netflix — фантастику «Увидимся вчера» про путешествия во времени, которая изначально являлась студенческой выпускной работой. Влияние мастера на подопечного очевидно: Бристоль тоже озабочен общественно-политическими процессами, происходящими в мире, и также заигрывает с идеями течения Black Lives Matter. Впрочем, первый опыт интересен не этим, а отсылками к классическим научно-фантастическим фильмам и камео Майкла Дж.Фокса из «Назад в будущее». Стоит полагать, что Бристоля ждет большое будущее в инди-кино, так как он уже работает над несколькими проектами.
- Ставит такое же емкое, как посты в твиттере, кино
Браво родилась в Нью-Йорке, но все детство провела на военной базе в Панаме. Когда ей было 13 лет, она с семьей вернулась на родину, затем отучилась в Нью-Йоркском университете и начала снимать. В 2016 году вышло ее драмеди «Лимон», а в 2020-м — вторая, крайне нашумевшая картина «Зола», снятое по мотивам треда в твиттере кино про двух стриптизерш (Тейлур Пейдж и Райли Кио), которые отправляются в путешествие через всю страну, чтобы подзаработать. Кроме того, Браво много снимает для телевидения: она работала над сериалами «Любовь», «Атланта» и другими.