В 2014-м Jungle обсуждали все: никому не известная и вообще полуанонимная лондонская группа вдруг выпустила на лейбле XL лонгплей с восхитительным модерн-соулом, сняла несколько клипов с роскошными танцами, после чего обнаружила себя в лайнапах всех главных фестивалей вроде «Гластонбери». Уйдя на некоторое время с радаров, Jungle вернулись осенью 2018-го. Правда, второй альбом «For Ever» схожего восторга не вызвал даже у тех критиков, которые громко приветствовали дебют Jungle, — грув был на месте, но та свежесть куда-то подевалась.
«Рэп — это новый рок» — утверждение, конечно, спорное. Когда хип-хоп-исполнители заимствуют элементы рок-музыки, это часто не выходит за рамки несмелых экспериментов с давно вышедшими из моды скучными гитарными риффами. Совсем другое дело, когда музыкант с раннего детства увлекается блэк-металом, оккультной литературой и лишь во вторую очередь хип-хопом. Так и вышло с Ghostemane — молодым американским рэпером, в этом году выпустившим «N/O/I/S/E», — 12 жестких треков с мощными басами и максимально экспрессивной подачей. С презентацией этого октябрьского релиза музыкант и приедет в Россию — кажется, это будет еще более жестко и агрессивно, чем в записи.
Попадание Twenty One Pilots на передовую мейнстрима случилось столь резко, что большинство не разобралось, что же собой представляет дуэт из Огайо. Два года назад четвертый альбом не хватавшей звезд с неба группы Blurryface неожиданно стал платиновым, а турне в его поддержку растянулось на 107 стадионных шоу по всему свету. Заехали и в Москву, а теперь возвращаются в большую спортивную арену и с новым альбомом «Trench». Ожидать от концерта стоит все тот же утяжеленный инди-рэп-поп, забитый под завязку зал и хор тинейджеров, распевающих «Stressed Out» и «Heathens».
Юному британцу прочили славу Джеймса Блейка, а его концертную энергетику сравнивали с Дэвидом Боуи — при этом в записи он скорее похож на ярких представителей брит-рока вроде Coldplay и Keane. Как и многие другие музыканты до него с клавишными в качестве главного инструмента, двадцативосьмилетний голосистый блондин сейчас числится в Англии главным по умению растопить женское сердце — и, разумеется, вовсю этим пользуется.
Многие актеры считаются творцами в широком смысле слова — музыкой занимаются Джонни Депп, Райан Гослинг или, например, Киану Ривз. А вот творчество Дэвида Духовны — несправедливо обделенный подобным вниманием факт. Исполнитель роли Фокса Малдера и Хэнка Муди пишет и исполняет музыку с 2015 года, и у него успели выйти два альбома с авторскими песнями в стиле рок, блюз и кантри. Сейчас готовится уже третий полноформатный релиз — очевидно, треки с него частично войдут в программу, с которой знаменитый актер с приятным голосом и идеальным слухом приедет в Россию.
С недавних пор калифорнийцы The Neighbourhood приезжают в Россию как по графику, порой и по два раза в год — их большая молодежная фан-база это позволяет. Ценящая черно-белую эстетику, группа словно объединяет другого любителя монохрома, канадца The Weeknd, с новыми бойз-бендами вроде One Direction и Foster the People. Но если Эйбел Тесфайе поет в основном про вечеринки и их последствия, а чуть более успешные группы ориентируются на звук шестидесятых и эксперименты, то The Neighbourhood, наоборот, играют довольно усредненный поп-рок десятых — что в мире победившей Ланы Дель Рей ничуть не плохо.
Мало кому известные ребята три года назад выпустили «Communion» — идеальную поп-запись, где соседствовали диско, хаус и синтипоп; свежую, нештампованную, чистую, искреннюю и полную какого-то внутреннего света. Так мы узнали, начали обсуждать и полюбили Years & Years. При этом второй альбом, «Palo Santo», оказался ощутимо сложнее, совершеннее, продуманнее и вообще навороченнее. Это и хорошо, и плохо, поскольку былого ощущения наивного чуда больше нет.
В России Lil Xan прославился не только музыкой, но и отменой выступления на Booking Machine Festival. В этот раз все, кажется, складывается удачно, и концерт состоится — поклонников Lil Xan ждет большой сет из новых треков и хитов с дебютного альбома рэпера «Total Xanarchy». В музыке рэпера нет ничего экспериментального или выпадающего из рамок стиля — здесь тот же клауд, трэп, хэты-трещотки и размеренный флоу. Гораздо больше интересен контекст — Lil Xan из тех, кто прошел через тяжелое детство, наркоторговлю и проблемы со здоровьем из-за употребления веществ. Сейчас он активно выступает против наркотиков, призывая отказаться от их употребления и производства.
Paris — фрешмен, только начинающий набирать популярность. Фан-база артиста в России пока насчитывает лишь несколько тысяч человек, но это не повод игнорировать его творчество — на Западе его отметили такие знаменитые рэперы, как Trippie Redd, записавший с ним хит «Gone», и Post Malone, выступивший хедлайнером совместного с Paris тура. Артист склонен к экспериментам — в битах часто встречается живая гитара, а самой читки здесь меньше, чем пения. Приятные, лишенные какой-либо озлобленности треки вкупе с андрогинной внешностью выделяют Paris среди рэперов новой школы, так что визит артиста в Россию не стоит пропускать тем, кто любит хип-хоп, но устал от одинаковых фрешменов-однодневок.
Австралиец Бен Фрост умело смешивает нойз, глитч, экспериментальную электронику, постпанк, минимализм и еще с десяток жанров мрачной музыки. Чаще из всего этого выходят тревожные звуковые полотна, которые так и просятся в саундтрек к блокбастеру в антураже киберпанка, однако и в небольшой форме он чувствует себя неплохо. В Москве и Петербурге Фрост представит шоу «Widening Gyre» (особых подробностей нет, но можно ожидать мощную визуальную программу). Обязательный концерт для тех, кто любит странную, но все еще понятную и залипательную музыку.
Британский дуэт под предводительством Алекса Патерсона — человека, которому приписывают создание жанра эмбиент-хаус. Конечно, некоторые идеи три десятилетия назад просто витали в воздухе, но Патерсон был первым, кто сумел их реализовать еще в конце 80-х — до того, как на стыке эмбиента и хауса заиграли Moby, Aphex Twin и Boards of Canada. На концерт можно приходить не только ради того, чтобы увидеть легенду — Патерсон и Фельман продолжают включать в сеты новые композиции. Программа в «Агломерате», вероятно, будет состоять не только из треков, ставших классикой жанра, но и из того, что музыканты показали на последнем альбоме «No Sounds Are Out of Bounds», который вышел летом 2018 года.
Peter Bjorn and John — стокгольмское трио, названное по именам участников группы. Наибольшую известность им принесла песня «Young Folks» — тот самый хит с насвистыванием из FIFA 08, «Как я встретил вашу маму» и «Сплетницы». В Россию шведы приедут с новым альбомом «Darker Days», который трудно назвать экспериментальным, — кажется, в этот раз Peter Bjorn and John решили аккумулировать весь опыт и записать пластинку, почти полностью состоящую из потенциальных хитов или хотя бы просто приятных мелодических песен. Легкая и воздушная музыка от этого шведского трио почти всегда ассоциируется с теплым временем года — поэтому их концерт в разгар весны придется очень кстати.
Digitalism — дуэт из Гамбурга, сочетающий в своей музыке влияния электрохауса, дэнс-панка и нью-рейва. Одними из главных кумиров Йенс Мелле и Измаил Тюфекджи называют Daft Punk, так что поклонники французского коллектива наверняка услышат знакомые нотки. За 15 лет существования у Digitalism вышло всего три полноформатника и несколько мини-альбомов, но, как оказалось, этого достаточно — группа успешно ездит по гастролям, а ее композиции традиционно включаются в саундтреки видеоигр. А еще дискография Digitalism включает много нетипичных ремиксов: от Cut Copy и Depeche Mode до The Cure и Klaxons.
Американская группа Daughters, особенно к последнему альбому, — это такой озверевший урбанистический вариант Swans, где тело музыки заменили суровым и беспощадным гитарным нойз-роком с точечными вкраплениями мелодических рисунков, а вместо вокала обошлись декламацией, периодически срывающейся на ор. Еще это одна из тех групп, которая живьем не пытается просто воспроизвести альбомные версии песен: последнюю запись все может и расхвалили, но ее концертный вариант способен оказаться чем угодно. Скорее всего, чем-то еще более радикальным и со стойким привкусом грайндкора.
Саша Ринг, более известный как Apparat, — яркий представитель немецкого техно и IDM. Но не все так просто — этот исполнитель взял за правило отходить от канонов, и почти в любой заметке Apparat традиционно называют артистом, раздвигающим рамки жанра. Его музыка не ограничивается звуком драм-машин, сэмплов и синтезаторов — в записях часто применяются живые инструменты, с которыми на сцене выступает настоящая группа, а медитативности однотонных битов Apparat часто предпочитает яркие и запоминающиеся мелодии. Ринг посетит Россию в рамках первого за несколько лет европейского тура — пропускать не стоит.
Марисса Надлер — американская певица с очень аристократичной и печальной музыкой, в которой преобладает звучание красивого женского голоса и акустической гитары. Такая музыка всегда будет для кого-то актуальна — хотя бы потому, что она, кажется, вообще не привязана к какому-либо времени. Творчество певицы может понравиться, в первую очередь, любителям Florence and The Machine и Cat Power. В России Марисса выступит впервые: ее приезд должен был состояться в прошлом году, но был перенесен на 2019-й.
Итальянский пионер диско Джорджо Мородер поработал чуть ли не с половиной поп-звезд первой величины — от Дэвида Боуи и Фредди Меркьюри и до Daft Punk и Sia, — по пути написал охапку культовых песен для Донны Саммер, засветился в куче саундтреков (от «Полуночного экспресса» до GTA: Vice City), получил несколько «Грэмми» и «Оскаров» и сделал звук семидесятых таким, каким мы его знаем сегодня. Страшно представить, что в Москву Мородер приедет всего-то за год до 80-летнего юбилея — вероятно, это одна из последних возможностей зацепить настоящий звук из прошлого.
Шумовой проект Merzbow, за который отвечает японец Акита Масами, стал мемом, когда это слово даже не использовалось: на заре «Контакта» это была, наверное, самая дикая и странная музыка, которую шерили, чтобы словить смешного хейта с неподготовленных слушателей. Масами делает оголтелый, отъехавший нойз с таким упорством — уже нарезал больше 400 записей, — что его легко заподозрить в желании дискредитировать и музыкальную индустрию, и искусство вообще; безумная плодовитость, вероятно, является частью художественного проекта Merzbow. Его лайвы — это сшибающая с ног лавина громкого среднечастотного шума без каких-либо поблажек в виде пауз, узнаваемых звуков или регулярного ритма. Словом, на его первый московский концерт нужно идти и ехать всем, кто интересуется радикальной музыкой.
Bon Jovi — группа, известная каждому по десятку хитов из детства. И да — они еще выступают, причем так, что каждый их концерт — не унылый выход на сцену уставших рок-легенд, а динамичное и бойкое шоу. Прямо как в 1989-м в тех же «Лужниках», где Bon Jovi давали концерт в рамках Московского музыкального фестиваля мира. Новых боевиков от них мы давно не слышали, но когда у группы за спиной такое количество крепких хитов из 80-х и 90-х, это неважно. Услышать «Livin’ on a Prayer», спеть с Джоном «It’s My Life» и потанцевать под «Bad Medicine» можно будет в последний день весны.
Американскую группу Interpol принято любить в первую очередь за ранние альбомы. Их дебютный полноформатник «Turn on the Bright Lights», выпущенный в 2002 году, стал классикой постпанк-ревайвла — жанра, возрождающего традиции классических групп 70-х и 80-х. Из лучших претендентов на звание Joy Division нашего поколения Interpol довольно быстро перешла в ранг просто неплохих инди-групп, а вышедший в 2018-м «Marauder» и вовсе был почти проигнорирован аудиторией и критиками. Несмотря на это, даже на последнем релизе группы можно найти пару отличных песен. В Россию Interpol приедет с новым альбомом, но на исполнение «Obstacle 1» и «NYC» тоже можно смело рассчитывать — все старые хиты до сих пор составляют весомую часть программы группы.
Muse — одна из самых популярных и вневременных рок-групп, выписавшая себе бесконечный кредит доверия поклонников первыми альбомами. В Россию Muse приедут с новым полноформатным релизом «Simulation Theory». Старые фанаты могут не переживать — песни вроде «Plug in Baby» и «Starlight» группа все еще с удовольствием играет. Несмотря на то что громких хитов вроде «Newborn» у группы давно не было, Muse — все еще те же, драйвовые, экспериментальные и непростые. А убедиться в этом можно будет в «Лужниках».
Фестиваль Encore пройдет 15 июня, прямо под день рождения Тупака Шакура — одного из самых уважаемых рэперов в истории и основателя группы Outlawz. Собственно, эта группа и станет хедлайнером фестиваля. Несмотря на присутствие 2Pac в составе коллектива, Outlawz играли как до, так и после его появления — дискография группы насчитывает десяток релизов, последний из которых вышел в 2017-м. Также на Encore отыграет набирающий очки рэпер BlocBoy JB, широкой публике известный прежде всего своим совместным треком с Дрейком. Компанию хедлайнерам составят автор «Розового вина» и носитель гордого звания «отечественный Drake» Feduk, американский хип-хоп-исполнитель с португальскими корнями Mishlawi и A$AP Illz, один из основателей хип-хоп-группировки A$AP Mob, внутри которой начинали действующие суперзвезды американского рэпа A$AP Rocky и A$AP Ferg. Также на мероприятии выступят хорошо известные российским зрителям Антоха MC, Obladaet, Жак Энтони, Хамиль и Змей и многие другие.
Alice in Chains — одни из столпов сиэтлской альтернативы начала 90-х, стоявшие в одном ряду с Nirvana и Pearl Jam. На биографию группы пришлось, наверное, самое печальное и сложное событие, которое может пережить коллектив, — медленное угасание и гибель фронтмена Лейна Стэйли. В 2005-м Alice in Chains воссоединились, и, кажется, в этот раз все получилось — группа активно дает концерты и выпускает альбомы, последний из которых — «Rainier Fog» — они и презентуют на российских концертах. К современному творчеству Alice in Chains принято относиться по-разному, часто — негативно. Но если вы любите качественно спродюсированную гитарную рок-музыку, то первый визит группы из «сиэтлской четверки» пропускать не стоит.
Один из крупнейших независимых фестивалей не самой популярной музыки пройдет в КЦ ЗИЛ и продлится целых три дня. За это время на сцене выступит совершенно безумное количество музыкантов разного уровня известности, а хедлайнером «Боли-2019» станет внезапно воскресший коллектив Деймона Албарна The Good, The Bad & The Queen. Компанию ему составит главный отечественный феномен 2018 года Монеточка, рэпер из Dead Dynasty Mnogoznaal, уральские электронщики «4 позиции Бруно» и десятки других групп. Также в списке зарубежных музыкантов заявлены японские психоделические рокеры Kikagaku Moyo и экспериментаторы с госпел-вокалом Algiers из США.
Park Live не первый год собирает хедлайнеров, которые не нуждаются в представлении, и 2019-й — не исключение. Так, в разные дни на сцену парка Горького выйдут 30 Seconds to Mars, The Prodigy и Bring Me the Horizon. Компанию первой тройке игроков составит автор хита «Human» Rag’N’Bone, инди-рокеры Nothing But Thieves, поп-панк-группа SWMRS, дрим-поп-открытие 2018 года Pale Waves и одна из главных скандинавских поп-исполнительниц — MØ из Дании. Все участники фестиваля довольно разные, но кое-что интересное в любой из дней праздника сможет найти каждый.
Нескладный британский рыжик — один из людей, которые определяют, как звучит и куда движется современная поп-музыка. Ширан — выдающийся хитмейкер нашего времени, при этом в роли фронтмена и хедлайнера он стопроцентно на своем месте. Москва появилась в графике его тура, посвященного выходу альбома «÷» и растянувшегося на целых 3 (!) года. Причины пойти могут быть самыми разнообразными: его хиты, желание застать музыканта на пике творческой формы или сценический продакшен самого высокого уровня.
Концерт, которому не нужна никакая реклама; можно не слышать ни одной песни, но твердо знать, что в своем жанре они уже много лет, без вариантов, главные. Metallica удалось совместить легендарный статус в области тяжелой музыки с беспрецедентным коммерческим успехом. Первые пять альбомов коллектива представляют собой мощный новаторский треш-метал с безупречным релизом «Master of Puppets» в качестве апофеоза. С начала 90-х звучание формации становится мягче — разворот к хеви-металу сделал из Metallica один из наиболее популярных рок-коллективов современности. С начала нового тысячелетия музыканты успели поэкспериментировать с альтернативой, записать провальный арт-альбом вместе с Лу Ридом и вернуться к своему изначальному техничному и брутальному звучанию.
Самые известные россиянам немцы возвращаются не с пустыми руками — в этом году вышел их первый за десять лет полноформатный одноименный альбом, который по традиции вызвал много жарких споров. Помимо новых треков ждем от Тилля Линдеманна и компании старых хитов — от «Du hast» и «Ich will», до «Keine Lust» и «Engel». К слову, в этом году группе исполняется четверть века.
В этом году хедлайнером Пикника «Афиши» станет британская группа The Cure — иконы нью-вейва, постпанка и готик-рока, которых уже давненько не видели в России. Именно ими вдохновлялись добрая половина русских рокеров — от Цоя до братьев Самойловых. И именно они записали пару десятков хитов на все времена, среди которых «Friday I’m in Love», «Lullaby», «Lovesong» и «Boys Don’t Cry». The Cure знамениты тем, что играют долгие сеты даже на фестивалях, поэтому поклонники Роберта Смита и компании могут не переживать — это будет полноценный концерт любимой группы, а не эпизодическое появление со скромной горсткой хитов.
Лучшее новое — хорошо забытое старое. Видимо, так и подумали ветераны синтезаторного нью-вейва из Норвегии, когда выбирали концепт нового тура. Серия концертов получила название «Hunting High and Low» — так называется дебютный альбом группы, известный, прежде всего, по главной нетленке норвежцев «Take on Me». В программу войдут все песни с первого релиза группы, причем некоторые из них будут сыграны в непривычных аранжировках — тех, которые не вошли в итоговую версию альбома. Музыканты обещают вернуть зрителей в 1985-й — год, когда трое норвежских ребят закрылись в крохотной лондонской квартире и начали творить музыку нового времени.