В заповедной зоне Куршской косы (Калининград) находят распотрошенное тело молодой девушки. Подозрение сразу же падает на маньяка по прозвищу Жнец, который орудовал в 1990-е, а потом куда-то пропал. За дело берется уверенная в себе и немного социопатичная следовательница Ева Кайдас (Линда Лапиньш), а в помощники к ней набивается журналист Роман Рахманов (Александр Горбатов), который в свое время писал книгу про этого серийного убийцу, но так и не закончил. Ну что же — теперь у него появилась возможность закрыть гештальт, а у полиции — найти преступника (или его имитатора). Не успел на «Кинопоиск HD» отгреметь неоновый нуар «Водоворот», как на Kion выходит еще один криминальный триллер, действие которого тоже происходит в Калининграде и который выглядит как собирательный образ мрачных голливудских фильмов конца XX века. Ведь в сериале есть главная героиня, подобно Мелу Гибсону из «Смертельного оружия» живущая на пляже (только не в трейлере, а в приличном домике), персонажи разъезжают на крутых тачках, а оружие на манер американских копов носят исключительно в наплечной кобуре. Что это, как не культурная апроприация? Но еще это и общий культурный код для всех, кто в девяностые рос или мужал на видеокассетных хитах — триллерах и боевиках. Например, для режиссера сериала Игоря Волошина («Нирвана», «Я», «Бедуин», «Подвал») — анфан террибля новой русской киноволны нулевых. Учитывая то, что сценарий написала Татьяна Арцеулова («Клиника счастья»), можно сказать, что в «Косе» male gaze соседствует с female gaze, но это, конечно, очень российский женский взгляд: если в отечественном сериале появляется сильная героиня, то она ведет себя как токсичный мужик — и никто не подходит на эту роль лучше Линды Лапиньш, звезды «Игры на выживание». Надо сказать, «Коса» симпатично, а местами и вовсе изобретательно снята, в ней есть своя зловещая атмосфера, травмированные герои, невымученный саспенс — нет только диалогов, от которых бы из ушей не текла кровь. Речь все еще остается самым слабым, самым уязвимым местом российских сериалов: мы вроде научились снимать, как на Западе, а писать убедительные диалоги — пока нет.
Смотреть на Kion
Сериал вдохновлен историей ангарского маньяка, хотя кино, конечно же, рассказывает не про него, а про людей, которые его ловят. По сюжету на окраине провинциального города находят труп девушки. Это уже не первое такое убийство (кажется, кто-то решил избавить город от «неблагопристойных женщин»), однако прокурор не хочет поднимать шумиху (в городе идет передел собственности и власти), поэтому торопит своих подчиненных раскрыть дело. На помощь местным расследователям (Карина Андоленко и другие) из Москвы прибывает следователь Генпрокуратуры Николай Горобец (Иван Оганесян) — специалист по серийным убийцам, который, впрочем, никуда торопиться не намерен. По занятному стечению обстоятельств режиссера сериала Марка Горобца зовут так же, как главного героя, — и так же, как главный герой, он никуда не спешит. «Тень за спиной» неторопливо знакомит нас со всеми фигурантами дела, обстоятельно расставляет акценты и погружает в фактурный контекст. Вряд ли от всего этого стоит ожидать «Зодиака» или «Воспоминаний об убийстве», особенно на фоне того, что мелодраме в пилоте уделяется больше внимания, нежели детективу, но все же что-то в этой мрачной истории определенно есть. Впрочем, если вы действительно хотите увидеть по-настоящему крутой сериал про серийного убийцу, похожего на ангарского маньяка, то бегите смотреть американский детектив «Невероятное», недавно вышедший на Netflix.
Смотреть на ютьюбе
В российской глуши, поселке Сосновка, орудует начитанный маньяк Тимофей (Владимир Барташевич) — сотрудник местного морга, который убивает людей, опираясь на сюжеты отечественной классической литературы. Но об этом никто не может догадаться, потому что образование у односельчан (и полицейских, сыгранных Владимиром Шираповом, Жаргалом Бадмацыреновым и Вадимом Гусевским) ниже среднего. Все это несказанно оскорбляет тонкий вкус Тимофея, однако вскоре в их юдоли мрачной скорби появляется новая образованная следовательница, младшая лейтенантка Ольга (Ася Касьянова), которая быстро распознает литературную серию убийств. Единственная проблема — ей никто не верит. Отечественный кинематограф все увереннее выходит за пределы Садового кольца: на «Кинотавре» победило якутское «Пугало», на Okko идет сурвайвал-хоррор «Выжившие», снятый в Златоусте, а на ТНТ и стриминговом сервисе Premier закончился восьмисерийный сериал «Маньячелло» — бурятский ответ «Декстеру», комедия нравов и сатира на коррумпированную глубинку. Все это, конечно, не может не радовать, но справедливости ради надо заметить, что бурятское кино, в отличие от якутского, пока не в топе. «Маньячелло» Жаргала Бадмацыренова (сорежиссера «Решала. Нулевые») отчаянно пытается быть смешным, но получается у него максимум на троечку; авторы явно переоценили свое остроумие и чувство юмора — по большей части сериал выглядит не весело, а кринжово. Масло в огонь еще подливает и бумерская нравоучительная интонация. Режиссер сетует на массовое отупление сограждан, незнание школьного литературного канона, что, разумеется, печально, но то, что у него этот канон выглядит сводящей с ума священной коровой, тоже выглядит до боли грустно. Любой канон нуждается в ревизии, но до этой мысли отечественное кино еще не доросло.
Смотреть на Premier