
15 выставок декабря в Петербурге: Рафаэль, индустриальная Италия и коллекционеры
Коллекционеры. ХХ век
Детальная историография петербургского коллекционирования
Весьма насыщенная выставка в галерее на Фонтанке, организованная совместно с московским Музеем русского импрессионизма, обращается к истории коллекционирования в Ленинграде/Санкт-Петербурге. Собранные работы охватывают разные жанры и периоды: от малоизвестных фламандцев до дореволюционных модернистов и советских авторов. При этом изучать биографии коллекционеров не менее интересно, чем, собственно, произведения: кто-то, как Исаак Бродский, сам стал классиком, но многие — профессора естественных, технических и гуманитарных наук, что как бы намекает на большую искусственность советского разделения на «физиков» и «лириков». Кто-то из них спокойно дожил до старости, кто-то прошел войну, а кто-то был убит в ходе сталинских преступлений. В итоге мы имеем крайне интересную историографию ленинградского и петербургского коллекционирования, со своими невоспетыми героями, бережно сохранявшими и передававшими далее художественное наследие.
Александр Путов. С возвращением, Саша Путов!
Графическая ипостась самобытного нонконформиста
Несколько подзабытый представитель нонконформизма Александр Путов учился и начал заниматься искусством в Москве, в 70-е переехал в Израиль, а с середины 80-х и до самой смерти жил и работал во Франции. Экспозиция в галерее на Литейном охватывает все три периода творческой биографии Путова: мы видим графику на картоне, на бумаге тушью, слегка экспрессионистские фигуры словно с театральных эскизов 20-х, которые растворяются в цветовой абстракции, а также одновременно ироничные и жутковатые иллюстрации к произведениям Велимира Хлебникова. Путову в этом году исполнилось бы 80 лет — выставка в «Борей» приурочена к этой дате.
Две Пальмиры. Архитектура
Пальмира — южная и северная
Санкт-Петербург в обиходе часто называют Северной Пальмирой, так что выставка про один из самых роскошных городов поздней античности в главном музее города — дело вполне обоснованное. Отбросив политические моменты, связанные с войной в Сирии, на выставке можно будет проследить определенную культурную связь двух городов, в первую очередь в архитектурном облике: так, один из символов Петербурга — арка Главного штаба — во многом копирует очертания Триумфальной арки ближневосточного города. В экспозицию включены издания о Пальмире XVIII века, художественные произведения, посвященные городу, архитектурные эскизы, а также фотографии руин города образца прошлого года.
Сесил Битон и культ звезд
Парад знаменитостей в снимках легенды светской фотографии
Сэр Сесил Битон является одним из символов послевоенной селебрити-фотографии. В конце концов, не всякому удается стать официальным фотографом британской королевской семьи, а также, например, получить «Оскара» за дизайн костюмов к фильму «Моя прекрасная леди». По сути, в его объективе оказалась если не вся культурная элита послевоенного Запада, но ее весомая часть — включая также представителей русского зарубежья, чьи снимки будут представлены на выставке. Визитной карточкой Битона была доскональная проработка не интимного, а именно светского образа героя или героини. Всего в Главном штабе будет показано свыше сотни работ, собранных, в частности, в архивах лондонского Музея Виктории и Альберта и модных журналов, сотрудничавших с фотографом.
Ли Бул. Утопия спасенная
Утопические горизонты корейской художницы
«Утопия спасенная» — очередной блокбастер петербургского Манежа и первая масштабная выставка корейской художницы Ли Бул в России, охватывающая последние 15 лет ее деятельности. Пространство Манежа в этот раз заполнено сложноустроенными и технически изощренными инсталляциями, где агентами действия часто оказываются свет, зеркальные отражения и индустриальные объекты: утопия как светлый образ и утопия как технический артефакт в данном случае соединяются. Отсылки к утопическим идеям русского авангарда перемежаются с осмыслением классической утопии Томмазо Кампанеллы «Город Солнца» или же теологическими метафорами, которые воплощаются в виде хай-тек-инсталляций. Кроме них также представлены макеты и рисунки Ли Бул, а также ряд работ тех самых раннесоветских авангардистов, которыми вдохновлялась художница.
Александр Бенуа. К 150-летию со дня рождения
Юбилей главного лица «Мира искусства»
Мало кто сделал для развития и организации русского искусства столько, сколько Александр Бенуа, чье 150-летие отмечается одновременно в Третьяковке и в Русском музее. Бенуа был едва ли не главным лицом и теоретиком объединения «Мир искусства», одинаково успешно и новаторски работая в различных областях: от театра и до издательского дела. В Русском музее по случаю круглой даты выставляют работы Бенуа из своей коллекции: здесь есть и живопись, и графика, и эскизы к балетным постановкам.
Ученье — свет! Книгоиздательский и просветительский плакат в России первой трети ХХ века
Художественная история ликвидации неграмотности
Сегодня советский период часто автоматически сводят к ГУЛАГу, что выглядит довольно несправедливо по отношению к таким позитивным социальным проектам, как ликвидация неграмотности. Новая выставка в Русском музее в каком-то смысле восстанавливает историю этого проекта: здесь собрали свыше сотни работ, агитировавших за народное просвещение в раннесоветские годы. Представлены как реклама книжных магазинов и библиотек, так и плакаты, пропагандировавшие сам феномен грамотности. Что характерно, к работе над агитацией были привлечены фигуры, ставшие классиками российского искусства, — Кустодиев и Дейнека, а также другие, менее известные авторы.
Театр на стене
Театральный плакат как особый жанр
Стремительное развитие российского театра в конце XIX и начале XX века — после отмены государственной монополии на их деятельность — не могло не привести к расцвету жанра театрального плаката. Для этой выставки Петербургский музей театрального и музыкального искусства извлек из своих архивов порядка сотни произведений этого времени. По ним можно проследить, как театральный плакат довольно быстро превращался в особый жанр — со своими художественными и шрифтовыми решениями и своего рода канонами. Так мы можем увидеть нечто большее, чем просто визуальную рекламу постановок.
Индустриальная Италия, 1920–1960. Фотографии Джироламо Бомбелли
Расцвет итальянской промышленности в фотографии
«Росфото» возвращает нас в золотые дни индустриального севера Италии — но не с бушующей классовой борьбой или отчуждением, а с фотографиями промышленного быта, сделанными по заказу самих предпринимателей. Здания, индустриальные объекты, станки, рабочий процесс и другие материальные свидетельства ушедшей эпохи — все это оказалось запечатлено на снимках ломбардских фотографов Джироламо Бомбелли и его партнера Луиджи Каттанео.
Таня Рауш. Эко
Портреты на границе с трансцендентным
Петербургская художница Таня Рауш после окончания в 1993 году Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина активно исследовала иконопись, а также помогала восстанавливать Чесменскую церковь Рождества св. Иоанна Предтечи. Этот пронесенный через годы интерес к метафизике и трансцендентному отражается и в живописи Рауш: представленные на выставке «Эко» портреты подростков, сделанные с архивных фотографий, обладают иконографической образностью и словно служат своеобразными интерфейсами между миром горним и миром дольним. Всего на выставке будет представлено порядка 40 работ из собрания художницы и частных коллекций.
Ленинградский рок-клуб в фотографиях. К 40-летнему юбилею
Фотопогружение в миры «Ленинградского рок-клуба»
В Строгановском дворце подготовили большое фотопутешествие по мирам «Ленинградского рок-клуба» — того самого, давшего музыке «Аквариум», «Зоопарк», «Кино» и еще десятки других групп и исполнителей. Среди артефактов: отпечатки автора обложек к альбомам «Аквариума» и «Зоопарка» Андрея «Вилли» Усова, архивные цветные снимки Джоанны Стингрей, закулисный быт рок-клуба на фотографиях Дмитрия Конрадта, Наташи Васильевой-Халл и Владимира Быстрова. Помимо фотографического взгляда изнутри и из прошлого на выставке будут представлены афиши концертов и другие артефакты из жизни рок-клуба.
Международный фестиваль видеоарта «Видеоформа-2020»
Новые горизонты видеоискусства
Несмотря на экстремальные условия, в которой оказалась культурная жизнь из-за коронавируса и не всегда последовательных мер по борьбе с ним, в Петербурге продолжают открываться выставки: так, фестиваль видео-арта «Видеоформа» состоится в этом году уже в восьмой раз — теперь в Центре им. Сергея Курехина на Лиговском. Как обычно, следует ждать работы как классиков этого развивающегося с 60-х жанра, так и произведения современных авторов. Параллельно с выставочной программой ожидается серия специальных мероприятий с лекциями, показами и дискуссиями.
Concept Cars: La Grande Bellezza
Футуризм в автомобильном дизайне
Итальянский автопром, кажется, имеет два лица: с одной стороны, народные и доступные «Фиаты», с которых были скопированы наши «копейки», а с другой — роскошные спорткары Lamborghini, Bugatti, Ferrari или утонченные Alfa Romeo. Новая выставка в «Эрарте» скорее про второе, с акцентом на истории фирмы Bertone. Названная именем своего основателя Нуччо Бертоне, компания разрабатывала футуристические и прорывные концепт-кары для ведущих итальянских и мировых марок. Многие из них украшали не столько улицы и гаражи, сколько страницы журналов и подиумы автовыставок, однако дизайнерские принципы Бертоне в конечном счете задавали тренды на годы вперед. В «Эрарте» покажут шесть уникальных концепт-каров: Alfa Romeo Bella, Lotus Emotion, Porsche Karisma, Chevrolet Ramarro, Cadillac Villa и BMW Birusa.
Линия Рафаэля. 1520–2020
Великий итальянец и его наследие в работах других авторов
Эрмитаж основательно берется за наследие Рафаэля — на выставке будут представлены как работы самого уроженца Урбино, так и его прямых или косвенных последователей в диапазоне от Пуссена и Рубенса до Венецианова и Пикассо. Рафаэль во многом был путеводной звездой для, что называется, более «эстетской» традиции в живописи: сюда следует отнести и маньеризм, и барокко, и романтизм, и некоторые направления в модернизме. Не обойдется и без большой премьеры — демонстрации отреставрированных фресок школы Рафаэля.
Посвящение Дмитрию Виноградову. Рождение фарфора «из земли российской»
300-летие отца русского фарфора
Дмитрий Виноградов прожил всего 38 лет, но успел сделать достаточно, чтобы остаться в истории изобретателем русского фарфора. На выставке, приуроченной к его 300-летию, будут представлены изделия Виноградова из собрания самого Эрмитажа: это, например, табакерка и сервизы Елизаветы Петровны, искусное фарфоровое яйцо — своего рода предтеча известных работ Карла Фаберже, — а также еще ряд экспонатов, датированных серединой XVIII века.