Москва
15 концертов декабря в Москве: Терри Райли, Курентзис и все лучшее в «Мутаборе»
Перед Новым годом концертный шум несколько затихает: по сравнению с насыщенной осенью в декабре будет более-менее спокойно, но не без своих изумрудов. Так, к нам едет легендарный Терри Райли, в «Мутаборе» запланирован целый ряд очень серьезных ивентов (и это мы сюда еще Joy не включили), Теодор Курентзис в конце месяца даст аж дважды подряд Малера, Sound Up презентует свой оркестр, а любители рэпа и рока тоже не останутся с пустыми руками.
Редакция «Афиши»
2 декабря 2019

Mutabor,
6 декабря 2019 г. в 20:00

Dark ecology и стратегии вирусов в звуках и перформансах

Большая тема третьего выпуска электро-экспериментального мини-фестиваля «Ткани» — человеческое и бесчеловечное в разных формах жизни и звука. Из Британии едут бристольский индустриальный шаман Джон Бенс и лондонец Helm, чья музыка левитирует между field recordings и просветленным эмбиентом. От россиян — энигматичный перформер Zurkas Tepla, наверняка поехавший сет от Art Crime, перформансы в звуке и без него от And Those Unwelcomed, Brinstaar & Nikita Olenik, Маши Молоковой.

Powerhouse,
6 декабря 2019 г. в 20:00

День рождения важного музыкального места Москвы

Бар Powerhouse безо всяких кавычек стал именно что местом силы злободневной музыки всех флангов: и затейливая электроника, и беспардонная рок-музыка, и хип-хоп здесь звучали и звучат одинаково уместно. Шестилетие бара — не подведение итогов, но важный инфоповод: выступят хаус-хитмейкеры Cream Soda и «Лауд», уральские создатели теплого соула и диско Lovanda, шаманская авант-поп-команда «Хадн дадн», а в качестве зарубежных хедлайнеров значатся британский исследователь эйсида Ceephax Acid Crew, британский же автор нежнейшей beats-электроники Pinty и французский электропоп-продюсер Voyou.

Mutabor,
7 декабря 2019 г. в 23:00

Формы темной электрической музыки

Очередная нативная вечеринка «Мутабора», в которой танцы под стильную и мрачную электронику — лишь часть общего пространства. На мейн, например, выйдут Charlemagne Palestine & Grumbling Fur Time Machine Orchestra с чернейшим дарк-джазом, детройтские электрогерои Aux88 и бристольский дуэт Emptyset, перемалывающий титанические звуковые глыбы в звуковой порошок. А еще в Москву во второй раз за год приедет Люк Слейтер — без псевдонима он в последнее время собирает прорывные тек-хаус-сеты, — а где-то в подвале можно будет ухватить взвинченное электро от Thorofon.

Культурный центр ЗИЛ,
8 декабря 2019 г. в 20:00

Мастодонт минимализма с Западного побережья

Основатель американского минимализма с Западного побережья, гениальный импровизатор, главный интерпретатор и пропагандист музыки Востока, волшебник электрического органа — какой ярлык ни пытайся приклеить к имени Терри Райли, все кажется незначительным и не особенно важным. То, что в свои 84 он опять приедет в Москву, — это уже какое-то запредельное чудо, а то, что он еще и сыграет со своим сыном Джианом, — даже в голове не укладывается. Трансового минимализма ждать, кстати, не стоит — живьем он чаще выдает эклектичные фортепианные сеты, которые граничат с чистой эксцентрикой.

Дворец спорта «Мегаспорт»,
8 декабря 2019 г. в 15:00

Рэп-фестиваль с большим размахом

Рэп в России давно утвердил себя главной музыкой настоящего времени, поэтому появление крупных профильных фестивалей казалось делом времени — и это время уже пару лет как наступило. «Большой рэп» — спорная, но масштабная попытка объединить на одной сцене важных героев — двигателей жанра (Смоки Мо, Slim, May Wave$ и Ram) и устроить выставку музыки из чарта «ВК» (Gayazov$ Brother$, Зомб, Goody). Жанровый разброс артистов здесь компенсируется невидалым размахом: 30 артистов, 6 часов, «Хлеб» и Тима Белорусских в хедлайнерах — в любом случае есть на что посмотреть.

Акустический дарк-фолк о мрачном и тревожном

Мэтт Эллиотт — исполнитель из Бристоля, успешно проявивший себя и в трип-хопе, и в построке, и в акустическом фолке. Начиналось все с игры на гитаре в группе Flying Saucer Attack, после чего была мрачная электроника под именем The Third Eye Foundation — так о себе дало знать нахождение в одном городе с Tricky и Massive Attack. В нулевых Эллиотт открыл себя заново как исполнитель акустического фолка — с этим проектом и под своим именем он и едет в Россию. В его музыке много рефлексии и никакого намека на светлые эмоции — сплошная минорность, которая может существовать за счет одной лишь гитары и томного голоса исполнителя, которые периодические сопровождает перкуссия, хоры и струнно-смычковые инструменты. К слову, с Россией у исполнителя особые отношения — можно вспомнить его песню «The Kursk» о погибших подводниках.

Группа, радикально обновившая рок на русском

В 1997 году вышли альбомы «Икра» и «Морская» — принято считать, что после них местный рок стал совсем другим. Справедливо: Илья Лагутенко раскрепостил песенный русский язык, принес в жанр стиль, секс и западный звук. Всплеск новой, вестернизированной рок-музыки на русском в конце 1990-х — в определенном смысле и на совести Лагутенко. Карьера «Мумий Тролля» длится уже больше двадцати лет — это тот самый случай, когда группа и на длинной дистанции не теряет прыти и творческой хватки.

Зарядье,
13 декабря в 20:30

Российская премьера ключевого сочинения начала XXI века

Для нового цикла концертов prime фестиваль новой музыки Sound Up собрал свой симфонический оркестр, да не просто так, а чтобы впервые в России сыграть Become Ocean Джона Лютера Адамса — акустически грандиозную партитуру-океан, за которую он получил сразу и Пулитцеровскую премию (2014), и «Грэмми» (2015) и окончательно закрепился в пантеоне главных американских композиторов современности. Вместе с апокалиптическим океаном Адамса у нас впервые исполнят струнную сюиту гитариста Radiohead Джонни Гринвуда по мотивам музыки из фильма «Нефть», фрагменты из пробирающего до костей, глянцево-черного саундтрека к триллеру «Побудь в моей шкуре» и другие эффектные кинопартитуры.

Фестиваль с героями инди-сцены и «колесом оборзения»

Объединить концерты и парк аттракционов в один фестиваль — вроде бы очевидная идея, но в России, кажется, толком не реализованная. Но есть заявка: «Лоусонс» устраивает 14 декабря то ли музыкальный фестиваль, то ли парк развлечений под названием «Лоусонленд». Выступать подрядили внушительную часть лайнапа фестиваля «Боль»: здесь будут хип-хоп-электронщики «Аигел», рок-бытописцы настоящего «Пасош», эстонский рэп-шоумен Tommy Cash, мечтательные гаражники Ssshhhiiittt!, секс-панки «Влажность», создатели шизоидного авант-джаза и одни из лучших живых музыкантов столицы «Интурист», краут-рокеры «Спасибо» и целый ряд других интереснейших артистов независимой сцены. Кто будет смешить и развлекать: блогеры Сатир, Джарахов, комик Алексей Щербаков. В то же время можно будет просто покататься на ледяной горке, пострелять в тире и покрутиться на «колесе оборзения». Организаторы обещают репетицию Нового года — заявка, надо сказать, весомая.

1930,
15 декабря в 20:00

Нетипичный фрешмен из Флориды возвращается

Рэпер из Флориды на старте карьеры входил в Raider Klan — андеграундное объединение, которое возглавлял местный рэпер SpaceGhostPurrp. Широкой публике его имя едва ли что говорит, а зря: даже в России он сильно повлиял на целое поколение рэп-артистов в лице Фараона, Boulevard Depo и много кого еще. Ну а в Америке его многие считают прародителем поджанра SoundCloud-рэп, границы которого непросто очертить — что не мешает нам неплохо знать его героев от Lil Pump до XXXTentacion. Все они понимают рэп как новый панк — молодой, грязный и саморазрушительный жанр. Это относится и к творчеству Дензела Карри (зря что ли главный хит его нового альбома посвящен Курту Кобейну) с той лишь оговоркой, что ему, как и рэперам 90-х, действительно есть что сказать.

Трансгрессивная рейв-электроника мирового уровня

Группа Little Big напрямую конкурирует с известными поставщиками шок-контента из формации Die Antwoord. Только в отличие от них коллективу Ильи Прусикина не нужно отыгрывать одну и ту же мрачную историю — под громыхание рейв-битов и оголтелой танцевальной электроники российские музыканты выдают смешные, абсурдные, иногда пугающие сюжеты. В битах, текстах и подаче формации всегда присутствует нотка просчитанного извращенного безумия. Еще один важный фактор успеха Little Big — сотрудничество с режиссеркой Алиной Пязок. Без учета ее эффектных и скандальных видео представление о группе будет неполным.

ДК им. Горбунова,
21 декабря в 20:00

Великий гуру хиппарского текстоцентричного рока

Борис Гребенщиков — первый гуру среди прочих рок-героев; человек, представивший стране удивительный синтез из панка (на ранних этапах), хиппи-фолка, буддизма, блюза и алкогольно-эзотерической поэтики. За последние несколько лет его основной проект «Аквариум» оформился в эклектичный этно-коллектив мирового уровня. В отличие от сольных работ маэстро недавние альбомы группы транслируют в основном позитивную повестку. Среди них: шутливый наезд на воинственных феминисток (сингл «Бой-баба»), совместная песня с Шнуровым для фильма «Гоголь. Страшная месть», запись выступления с симфоническим оркестром и виральный хит про пропагандистов из зомбоящика «Вечерний М».

Mutabor,
21 декабря в 22:00

Последний московский рейв от System 108 в этом году

Вечеринки Test от команды System 108 проходят в меру редко и каждая из них — одно из центральных электронных событий месяца. Девятой, как и обычно, хочется дать медаль за красоту и разнообразие в лайнапе: модель и электродива Honey Dijon, колокольный разнос Горбачева и упругое техно от Barnt на мейне, модулярный фрик Colin Benders, бодрые киевляне Наталья Колосова и Bejenec на 24-часовом медиуме и подвал, начиненный дабстепом, драм-н-бейсом и джанглом под кураторством петербуржцев Roots United.

Зарядье,
26 декабря в 21:00

Последняя симфония Малера

Теодор Курентзис начал воплощать грандиозную затею с исполнением и записью всех симфоний последнего великого романтика Густава Малера еще в Перми, но после ссоры с местными властями сворачивать он ее не собирается. Под Новый год в Москве он сыграет со своим оркестром Девятую, последнюю, завершенную симфонию австрийца: масштабы у нее все еще титанические, почти полтора часа музыки, но от многозначительной текстовой программы и оперных вставок Малер здесь отказался. Впрочем, нырять в чистую звуковую абстракцию вместе с Курентзисом — одно удовольствие.