Все развлечения Москвы
15 главных концертов ноября в Петербурге: «Электро-Механика», величайшие построкеры и Shortparis на стадионе
Главное музыкальное событие месяца в Петербурге — выдающийся фестиваль экспериментальной электроники «Электро-Механика». Кроме того, в афише — множество не менее важных концертов: приезд легенд апокалиптического построка Godspeed You! Black Emperor, ностальгический тур a-ha, гастроли мировых звезд панка, металла и электроники, а также штурм авант-рокерами Shortparis своего первого стадиона.
Алексей Павперов
1 ноября 2019

Ионотека, Санкт-Петербург,
4 ноября 2019 г. в 20:00

Выдающийся мат-рок с ориенталистскими мотивами

Экспериментальная группа Usssy обрушивает на слушателя сбивающий с ног поток гитарного звука, где сталкиваются мат-рок, психоделия и изящные восточные мелодии. Иногда в это изысканное месиво врезается электронный нойз, свист и мощные синты. В музыке Usssy преобладают драйв, витиеватые арабески и ориенталистский уклон, но коллектив также известен, например, экспериментами по совмещению русских народных песен с режущим метал-звучанием.

«Король рейва» нахрапом берет стадион

Один из главных хитов Давида Деймура называется «Танцуй, убивай» — и вряд ли что-то объяснит его музыку доходчивее. GSPD берет мемы настоящего и прошлого (Катя Кищук, NFS Underground, водка, Ельцин) и отправляет их на беспощадный ретрорейв. В ход идет самая эффективная опорно-двигательная музыка: техно, евродэнс, брейкбит — его концерты лучше всего охарактеризует слово «мясо».

Масштабный фестиваль диковинной электроники

Фестиваль «Электро-Механика» всегда отличался интересным лайнапом с прицелом на авангард современной электронной музыки и в этом году, кажется, снова бьет прямо в яблочко. В качестве одного из двух хедлайнеров выступит британский дуэт Giant Swan — формация специализируется на совмещении бескомпромиссного техно с панковским анархистским вайбом и хаотичным нойзом, издается на весьма уважаемых лейблах и славится своими взрывными выступлениями. Вторым по значимости событием фестиваля должен стать сет лондонского артиста Gaika — резидента влиятельного Warp Records. Сын эмигрантов из Гренады и Ямайки, Gaika называет свою музыку «геттофутуризмом» — эмансипаторным синтезом из бейса, грайма и дансхолла. Также в программе: модулярный дуэт из Германии Driftmachine, беспокойная и изящная электроакустика с феминистскими мотивами в исполнении Eartheater, объединение электронщиков с академическими композиторами Classic Electric, мастер синтезаторной импровизации Игорь Старшинов, герои нижегородского андеграунда Crimson Butterfly и другие артисты.

Морзе, Санкт-Петербург,
9 ноября 2019 г. в 19:00

Возвращение корифеев расслабляющего трип-хопа

На самом деле, творчество ветеранов электронной сцены Morcheeba скорее напоминает даунтемпо — более спокойную и мягкую версию трип-хопа. Кажется, что в их песнях совсем нет нервов и резких углов — только живописные мелодии, обволакивающие биты и убаюкивающий голос блестящей Скай Эдварс. Более чем за двадцать лет сладостно-расслабляющий стиль группы практически не изменился — но многие сочтут это скорее преимуществом.

Blank, Санкт-Петербург,
9 ноября 2019 г. в 23:55

Экспериментальная электроника из Британии и шоукейс бельгийского лейбла

Очередное значительное для танцевальной электроники событие в Blank. Вторую сцену клуба оккупируют резиденты молодого бельгийского лейбла World of Paint — автор саундтреков к фантастическим тропикам Palmbomen II, специализирующийся на энергичных ретросинтах проект Betonkust, создатель виртуальных утопий Antenna и продюсер Cindy. Звездой главной сцены заявлен востребованный авангардный продюсер из Британии Ли Гэмбл, который совмещает звучание джангла, техно и IDM с аффектами хаотичной цифровой современности.

Mod, Санкт-Петербург,
11 ноября 2019 г. в 19:00

Пионеры антифашисткого хардкор-панка

Agnostic Front — легендарная группа, сыгравшая определяющую роль в становлении нью-йоркской хардкор-сцены. В 1984 году коллектив выпустил альбом «Victim in Pain» — сборник стремительных и яростных панк-песен (большинство треков длится не более полутора минут) о жестокости на улицах родного города, солидарности и борьбе против насилия. В год юбилея релиза коллектив собирается исполнить свои старые композиции — впоследствии их стиль изменился в сторону утяжеленного кроссовер-треша, но убеждения остались неизменными.

Zoccolo 2.0, Санкт-Петербург,
12 ноября 2019 г. в 19:00

Звезды экспериментального металла на пике своей ярости

Inter Arma — экспериментальный метал-квинтет из Ричмонда, одна из наиболее интересных тяжелых формаций на данный момент. Коллектив славен своими амбициями по созданию масштабных продуманных альбомов на стыке множества направлений — гнетущего дума и техничного дэта, сложноустроенного прога и мелодичного сатерн-рока. Однако на своем последнем релизе Sulphur English музыканты достигают беспрецедентного уровня ярости, запуская огненный вихрь мощного и разрушительного звучания, в котором символически гибнут их предыдущие, слишком изящные и сдержанные начинания. Именно исполнения песен с Sulphur English можно ожидать на их ближайшем концерте.

Юбилейный, Санкт-Петербург,
16 ноября 2019 г. в 20:00

Декадентский арт-рок с впечатляющей сценографией и политической позицией

Петербургская группа Shortparis начинала с болезненных песен на французском и английском языках. Уже тогда коллектив отличался эффектными концертами в стиле Swans — громкими, непредсказуемыми, театрально-ритуальными, однако вместо апокалипсических предчувствий движком этих песен являлась темная эстетская тревожность. Коллектив выступал в клетке, в магазине продуктов, вместе с танцорами, в Эрмитаже, на модных показах и открытии масс-маркет-магазина нижнего белья. При этом в интервью музыканты не устают ругать капитализм, цитировать Фромма и Маркузе. А к 2019 году — особенно на волне успеха сингла и смелого видео «Страшно» — Shortparis начали собирать большие клубы, выступили на «Вечернем Урганте», то и дело мелькают в медиа и, кажется, достигли оптимальной формы своего надломлено-изящного звучания.

Калифорнийские панк-хамелеоны презентуют новый альбом

История Ceremony берет начало в 2005-м, когда участники собрались играть каноничный хардкор-панк. К третьему альбому все изменилось — в 2010-м вышел первый релиз с совершенно иным звучанием, а Ceremony автоматически подверглись нападкам со стороны блюстителей стилистической чистоты. Тем не менее калифорнийцы продолжают гнуть свою линию, углубляясь в более степенные и вдумчивые жанры, взывая к своей любви к The Ventures, Joy Division и The Beach Boys. В 2019-м группа представила альбом «In the Spirit World Now», где от экстремального прошлого не осталось и следа, зато есть бойкий постпанк, нью-вейв-синтезаторы, намеки на поп-припевы и экспериментальное инди. Тем не менее группа все еще отдает дань субкультурному бэкграунду и иногда играет тяжелые треки из нулевых на концертах.

Синтетические 80-е из первых рук

Лучшее новое — хорошо забытое старое. Видимо, так и подумали ветераны синтезаторного нью-вейва из Норвегии, когда выбирали концепт нового тура. Серия концертов получила название «Hunting High and Low» — так называется дебютный альбом группы, известный, прежде всего, по главной нетленке норвежцев «Take on Me». В программу войдут все песни с первого релиза группы, причем некоторые из них будут сыграны в непривычных аранжировках — тех, которые не вошли в итоговую версию альбома. Музыканты обещают вернуть зрителей в 1985-й — год, когда трое норвежских ребят закрылись в крохотной лондонской квартире и начали творить музыку нового времени.

Новозеландская поэтесса с меланхоличными эмбиент-фресками

Birds of Passage — проект новозеландской поэтессы и исполнительницы Алисии Мерц. Ее неспешные треки проникнуты элегично-отчужденным настроением и состоят из рассеянного гудения дронов, меланхоличных фортепианных аккордов, истонченного, распадающегося на каскады эхо голоса самой Мерц. Стиль и инструментарий артистки заставляют вспомнить о таких замечательных исполнительницах, как Grouper и Джулианна Барвик: их песни также придерживаются призрачного и томного звучания.

Zal, Санкт-Петербург,
26 ноября в 19:00

Оголтелый дум-рок из Японии

Японское трио Boris начало карьеру в 90-х с тяжеленного часового дрон-полотна «Absolutego», через дюжину альбомов уже баловалось то эмбиентом, то эксцентричной поп-музыкой, а сейчас остановилось где-то посередине: на тягучем песенном думе с непредсказуемыми ускорениями, лирическими паузами и другими внезапными вывертами — на Западе так никто играть не умеет. В Москве они представят новый двойной альбом «LφVE & EVφL», но и про пару песен с культового «Pink» наверняка не забудут (он, кстати, звучит как desert rock на амфетаминах).

Zal, Санкт-Петербург,
27 ноября в 20:00

IDM-эклектика с хонтологией и сильными эмоциями

В 2009 году трагически погиб один из основателей востребованного IDM-дуэта Telefon Tel Aviv Чарльз Купер. Второй участник группы — коллаборатор звезд электроники вроде Nine Inch Nails, Puscifer и Apparat, а также независимых героев мрачной музыки Vatican Shadow, Drab Majesty и Tropic of Cancer — Джошуа Юстис занялся сольными проектами. В этом году Юстис выпустил первый после долгого перерыва альбом Telefon Tel Aviv «Dreams Are Not Enough». Это все еще полная эмоций и мощных синтов электроника в диапазоне от синти-попа до дабстепа. Но на этот раз музыка Юстиса воспринимается как меланхоличное возвращение к прошлому, а разнообразие треков пропитано хонтологией, призрачным, неустойчивым, фрагментарным звучанием.

Главная построк-группа современности

Godspeed You! Black Emperor впервые в России: даже если на обоих концертах произойдет какая-то катастрофа, они все равно попадут в списки главных лайвов года (а заодно и в историю). Вероятно, главное достоинство канадцев в том, что они не подались в размазанную по времени графоманию — в отличие от большинства коллег по построку. Godspeed просто играют невероятно просторную музыку: с длиннющими крещендо из гитар и струнных, продуманной на час вперед структурой, математически точными кульминациями и фэйд-аутами. А уж из какого материала они их соберут — роковых архетипов, эмбиента или нойза — не особенно и важно.

Реконструкция блюз-рока былых времен

Rival Sons — показательный пример того, как можно сознательно проигнорировать всю музыку, выходившую после 70-х, и в поисках точки опоры отправиться сразу на 40 лет назад — к Роберту Планту, блюзовым гаммам и увесистым риффам. Вроде бы странное дело: лауреатов «Грэмми», группу Greta Van Fleet, примерно за то же самое массово осудили, но Rival Sons удалось этой участи избежать — во многом благодаря тому, что они не копировали подчистую самые очевидные ходы великих, а более филигранно и обстоятельно осваивали их наследие. На концерт в Петербург Rival Sons везут свежий альбом «Feral Roots», где они чуть отошли от игры мускулами на поле блюз-рока в сторону упражнений в психоделии.