Раньше Мирабелла Карьянова делала изобретательный постдабстеп под вывеской Ishome. Сейчас под именем Shadowax она осваивает техно, IDM и другую исследовательскую электронику. Редкий случай: бессловесная по умолчанию музыка получает неочевидную озвучку. Получается так: под пульсирующий и спотыкающийся бит Мирабелла декламирует абсурдные строчки вроде «Николай учился в школе, там его прозвали Колей». Ее дебютный EP «Николай Рептайл» уже получил достойные 7,8 от пока еще более-менее авторитетного Pitchfork — то ли еще будет.
Совместные альбомы сооснователя Faust Ханса Йоахима Ирмлера и экс-участника Einstürzende Neubauten Fm Einheit доказывают простой тезис: для немцев индастриал был логичным продолжением краут-рока, а в чернуху его превратили англосаксы. Fm Einheit может скакать по металлическим щитам, пока Ирмлер возится с собственноручно спаянным транзисторным органом, однако на выходе у них получается очень тактичная и внимательная к звуку музыка. Это не столько индастриал старой школы, сколько акустическое мышление, которое сейчас подхватили многие джазовые экспериментаторы и академические музыканты. Да и на сцене они смотрятся потрясающе: где вы еще увидите, как шестидесятилетний немец долбит перфоратором по подвешенным автомобильным пружинам.
Прото-Outline возрождается в «Мутаборе»: фестиваль Save, как и десять лет назад, собирает мощнейший экспериментальный лайнап, в который попало чуть ли не все, кроме скучной необязательной музыки. Среди главных событий — импров-лайв британского продюсера Марка Фелла и португальцев Drumming Grupo de Percussão (они будут играть на звенящем инструменте sixxen, который изобрел авангардист Яннис Ксенакис), перемешанные в прекрасном цифровом хаосе голоса и звуки оркестровых инструментов от бристольского продюсера Vessel, футуристичная электрическая этника в исполнении трио из Тегерана, коллаборация французского композитора Пьера Бастьена и лондонского психопатического джазового дуэта Tomaga. А еще здесь будут дикий японский гитаристк Кэйдзи Хайно, американец Доминик Ферноу с экоэмбиентом Rainforest Spiritual Enslavement, вычурный танцевальный сет Low Jack — из такой программы можно составлять отчетные плейлисты с главными экспериментальными музыкантами последних лет.
История Ceremony берет начало в 2005-м, когда участники собрались играть каноничный хардкор-панк. К третьему альбому все изменилось — в 2010-м вышел первый релиз с совершенно иным звучанием, а Ceremony автоматически подверглись нападкам со стороны блюстителей стилистической чистоты. Тем не менее калифорнийцы продолжают гнуть свою линию, углубляясь в более степенные и вдумчивые жанры, взывая к своей любви к The Ventures, Joy Division и The Beach Boys. В 2019-м группа представила альбом «In the Spirit World Now», где от экстремального прошлого не осталось и следа, зато есть бойкий постпанк, нью-вейв-синтезаторы, намеки на поп-припевы и экспериментальное инди. Тем не менее группа все еще отдает дань субкультурному бэкграунду и иногда играет тяжелые треки из нулевых на концертах.
Музыка группы The Paper Kites — это тихие песни о любви, разложенные на мужской и женский голоса под задумчивые переборы акустической гитары. Описание, кажется, слишком универсальное и подходит подо что угодно, только вот у The Paper Kites среди множества таких групп есть явный талант при этом писать в меру броские для такой музыки мелодии, к которым неизбежно просится слово «душевные». Песни группы звучали в «Анатомии страсти» и нескольких других сериалах — творчество The Paper Kites легко обозвать «музыкой для ромкомов», но в данном случае это скорее комплимент: озвучивать романтические сюжеты тоже нужно со знанием дела.
Петербургская группа Shortparis начинала с болезненных песен на французском и английском языках. Уже тогда коллектив отличался эффектными концертами в стиле Swans — громкими, непредсказуемыми, театрально-ритуальными, однако вместо апокалипсических предчувствий движком этих песен являлась темная эстетская тревожность. Коллектив выступал в клетке, в магазине продуктов, вместе с танцорами, в Эрмитаже, на модных показах и открытии масс-маркет-магазина нижнего белья. При этом в интервью музыканты не устают ругать капитализм, цитировать Фромма и Маркузе. А к 2019 году — особенно на волне успеха сингла и смелого видео «Страшно» — Shortparis начали собирать большие клубы, выступили на «Вечернем Урганте», то и дело мелькают в медиа и, кажется, достигли оптимальной формы своего надломлено-изящного звучания.
Лучшее новое — хорошо забытое старое. Видимо, так и подумали ветераны синтезаторного нью-вейва из Норвегии, когда выбирали концепт нового тура. Серия концертов получила название «Hunting High and Low» — так называется дебютный альбом группы, известный, прежде всего, по главной нетленке норвежцев «Take on Me». В программу войдут все песни с первого релиза группы, причем некоторые из них будут сыграны в непривычных аранжировках — тех, которые не вошли в итоговую версию альбома. Музыканты обещают вернуть зрителей в 1985-й — год, когда трое норвежских ребят закрылись в крохотной лондонской квартире и начали творить музыку нового времени.
Red Bull SoundClash — экспериментальный концерт, на котором в поединке сойдутся два больших персонажа российской сцены: Сергей Шнуров из группировки «Ленинград» и Noize MC. Организаторы объявили суть дуэли: это поединок с четырьмя раундами. В первом музыканты исполняют кавер-версию известной песни, каждый в своем стиле. Во втором — играют уже свои треки, но у оппонента есть возможность перехватить микрофон и переломить ход игры. На третьем этапе они дают варианты своих песен в трех непривычных жанрах. И, наконец, четвертый раунд, скрывающий сюрпризы, — совместное исполнение с приглашенными музыкантами. Кто составит компанию Шнуру и Нойзу в финале, неизвестно. На этом концерте вы не услышите классическую программу любимых музыкантов, но сможете помочь персональному фавориту одолеть соперника — победителя выбирают зрители.
Toy — это группа школьных друзей, собравшаяся в 2010-м на почве любви к психоделическому и гаражному року, шугейзу и постпанку. Тогда коллектив показал настоящий быстрый старт: дебютные концерты, фестивали, синглы, альбом и тур с The Horrors уместились в первые два года деятельности Toy. Если на дебютном одноименном альбоме группа играла динамичный шугейз, то к прошлогодней — четвертой по счету — пластинке «Happy in the Hollow» музыка британцев стала более умеренной, в ней появилось большее количество воздуха и витающего в нем саспенса, поддерживающегося текстами об ужасах современного мира. «Happy in the Hollow» — сложный для группы альбом, в котором им пришлось отказаться от всех знакомых шаблонов, а также самим заняться технической частью. С этим релизом Toy и приедут в Россию.
Японское трио Boris начало карьеру в 90-х с тяжеленного часового дрон-полотна «Absolutego», через дюжину альбомов уже баловалось то эмбиентом, то эксцентричной поп-музыкой, а сейчас остановилось где-то посередине: на тягучем песенном думе с непредсказуемыми ускорениями, лирическими паузами и другими внезапными вывертами — на Западе так никто играть не умеет. В Москве они представят новый двойной альбом «LφVE & EVφL», но и про пару песен с культового «Pink» наверняка не забудут (он, кстати, звучит как desert rock на амфетаминах).
Мало на кого заинтересованная поп-музыкой общественность возлагала такие же надежды, как на Charli XCX. О певице заговорили, когда той было немногим больше двадцати, — рецензенты Pitchfork оценили первый альбом Charli XCX под названием «True Romance» на редкие 8,3 балла. За мощное и свежее звучание некоторые критики авансом окрестили певицу спасительницей поп-музыки. Секрет ее звучания таился в сочетании несочетаемого: сладкого попа, вдохновленного музыкой Spice Girls, и природной тяги артистки ко всему темному и таинственному. В последующие годы влияние Charli XCX на поп-сцене только возрастало: в 2016-м она открыла лейбл Vroom Vroom Recordings, а в 2018-м составила компанию в туре Тейлор Свифт. На концерте в Москве можно ждать старые хиты и треки с сентябрьского альбома «Charli». Даже если последние эксперименты певицы с жанрами вас не впечатлили, концерт пропускать не стоит — живьем Charli XCX особенно интересна.
Godspeed You! Black Emperor впервые в России: даже если на обоих концертах произойдет какая-то катастрофа, они все равно попадут в списки главных лайвов года (а заодно и в историю). Вероятно, главное достоинство канадцев в том, что они не подались в размазанную по времени графоманию — в отличие от большинства коллег по построку. Godspeed просто играют невероятно просторную музыку: с длиннющими крещендо из гитар и струнных, продуманной на час вперед структурой, математически точными кульминациями и фэйд-аутами. А уж из какого материала они их соберут — роковых архетипов, эмбиента или нойза — не особенно и важно.
Месяц назад московский электронщик Moa Pillar выпустил свой самый сильный альбом: в нем ободранная до костей и сжатая до ярких цветовых пятен мелодика посажена на рассчитанные чуть ли не с математической точностью резкие, злые и сокрушительные биты. Под эту музыку хорошо бы устроить рейв на фоне ядерного взрыва, но и лайв-презентация в «Мутаборе» тоже сойдет. Тем более в живом варианте новые треки легко увести как в экстатический бескомпромиссный брейкбит, так и жесткий низкочастотный дрон.
В пантеоне краут-рока Faust отводится не менее значительное место, чем Kraftwerk, Neu! или Can, но в отличие от коллег по жанру они никогда и никаким краем не попадали в хоть какой-то мейнстрим. Для этого они были слишком странными, экстремальными, дилетантскими, да и просто слишком дурацкими. Что удивительно, до наших дней Faust сохранились куда лучше современников: пройдя через бесконечные смены составов, они все так же играют фирменный поехавший импров без налета ностальгии или усталости, а время создания их последней пластинки — 2017 год — выдает разве что удивительно пристойное качество записи. Если хотите послушать тот самый корневой краут — лучшего шанса, может, больше никогда и не выпадет.
2019-й в истории Cream Soda — год очередного прорыва. Если в 2018-м выходцы лейбла Дорна Masterskaya запомнились бэнгером «Хедшот» и забитым под завязку хитами альбомом «Красиво», то на этот раз они решились на новый эксперимент. По словам участников, релиз «Комета» — это, прежде всего, новое музыкальное исследование и серия квестов, а не попытка занять верхние строчки чартов (без последнего, впрочем, все равно не обошлось). Cream Soda по-прежнему успешно балансируют между поп-сценой и хаус-андеграундом, эклектично вплетая в свою музыку самые разные их проявления.