Все развлечения Москвы
15 главных концертов мая в Москве: отец диско, король нойза и Джон Бон Джови
Последний месяц перед активным фестивальным сезоном порадует целой вереницей неожиданных и экспериментальных концертов вышей пробы: в столицу едут важные итальянские архитекторы саунда 70-х — Джорджо Мородер и авторы того самого саундтрека к «Суспирии» Goblin, а из Страны восходящего солнца прибудут великий шумовик Merzbow и Мидори Такада. Между тем любимый нами клуб «Дом» празднует юбилей с джазовыми авангардистами The Necks, а команда «Армы» закатывает первую эклектичную вечеринку в новом пространстве «Мутабор». Для тех, кому хочется чего попроще, — рок-хитмейкеры Bon Jovi, элегантный электронщик Apparat и Offset, участник сверхуспешного трио Migos.
Митя Лебедев
1 мая 2019

Crocus City Hall,
13 мая 2019 г. в 20:00

Первый концерт крестного отца диско в Москве

Итальянский пионер диско Джорджо Мородер поработал чуть ли не с половиной поп-звезд первой величины — от Дэвида Боуи и Фредди Меркьюри и до Daft Punk и Sia, — по пути написал охапку культовых песен для Донны Саммер, засветился в куче саундтреков (от «Полуночного экспресса» до GTA: Vice City), получил несколько «Грэмми» и «Оскаров» и сделал звук семидесятых таким, каким мы его знаем сегодня. Страшно представить, что в Москву Мородер приедет всего-то за год до 80-летнего юбилея — вероятно, это одна из последних возможностей зацепить настоящий звук из прошлого.

Первый за тридцать лет концерт рок-героев в России

Bon Jovi — группа, известная каждому по десятку хитов из детства. И да — они еще выступают, причем так, что каждый их концерт — не унылый выход на сцену уставших рок-легенд, а динамичное и бойкое шоу. Прямо как в 1989-м в тех же «Лужниках», где Bon Jovi давали концерт в рамках Московского музыкального фестиваля мира. Новых боевиков от них мы давно не слышали, но когда у группы за спиной такое количество крепких хитов из 80-х и 90-х, это неважно. Услышать «Livin’ on a Prayer», спеть с Джоном «It’s My Life» и потанцевать под «Bad Medicine» можно будет в последний день весны.

Известия Hall,
17 мая 2019 г. в 19:00

Самый нетипичный представитель берлинской электронной сцены

Саша Ринг, более известный как Apparat, — яркий представитель немецкого техно и IDM. Но не все так просто — этот исполнитель взял за правило отходить от канонов, и почти в любой заметке Apparat традиционно называют артистом, раздвигающим рамки жанра. Его музыка не ограничивается звуком драм-машин, сэмплов и синтезаторов — в записях часто применяются живые инструменты, с которыми на сцене выступает настоящая группа, а медитативности однотонных битов Apparat часто предпочитает яркие и запоминающиеся мелодии. Ринг посетит Россию в рамках первого за несколько лет европейского тура — пропускать не стоит.

Главклуб Green Concert,
12 мая 2019 г. в 20:00

От полицейских преследований к большой презентации

Ic3peak — дуэт вокалистки Насти Креслиной и электронщика Николая Костылева, который прославился в сети жесткими клипами, не менее жесткими текстами и ярким социальным посылом как в лирике, так и в видео. В результате Ic3peak стали одной из тех групп, что подверглись давлению со стороны силовых структур в конце 2018-го: концерты коллектива отменялись, а участников задерживала полиция. Другой неприятный момент могут вспомнить посетители одного из прошлых московских концертов группы — клуб просто оказался не готов к такому количеству зрителей. Сейчас все, кажется, хорошо: Ic3peak уже не в опале, а выступление пройдет в просторном «Главклубе». В основе программы — треки с альбома «Сказка», который группа выпустила в прошлом сентябре.

КЦ «Дом»,
завтра в 20:00

Культовые джаз-минималисты на 20-летии «Дома»

Во всех смыслах легендарное австралийское джазовое трио The Necks возвращается в Москву на 20-летие «Дома» — и упускать их никак нельзя. Во-первых, музыканты недавно отметили 30-летие, и подходит то время, когда из живой истории они превратятся в просто историю. Во-вторых, The Necks лучше слушать именно живьем: их собирающиеся на ходу прозрачные музыкальные полотна пусть и состоят вроде бы из простых элементов, но требуют значительной концентрации и присутствия. Как в горстке повторяющихся, будто переминающихся с ноги на ногу звуках вдруг возникает грув или как из тишины последовательно вырастает стена бурлящего звука — вроде бы много кто так делает в минимализме, эмбиенте и пограничных жанрах, но только у The Necks это звучит как чистое волшебство.

16 тонн,
13 мая 2019 г. в 20:00

Знаковая группа для любителей старых европейских ужастиков

Знатоки европейского кинематографа, а если точнее, то пропитанных эротизмом итальянских хорроров джалло, вряд ли могли пропустить музыку Goblin: их пугающая, отстраненная, пропитанная синтезаторами психоделия звучит, например, в «Рассвете мертвецов» Джорджа Ромеро и «Суспирии» Дарио Ардженто. Даже один из главных музыкантов современности, фронтмен Radiohead и автор саундтрека современной версии «Суспирии» Том Йорк отметил, что любит оригинал фильма за невероятно мощную музыку. С конца 1970-х группа неоднократно распадалась, объединяясь для записи новых саундтреков или альбомов, — последним стал релиз 2015 года «Goblin Rebirth», винил с записью которого мгновенно стал раритетом. Есть несколько групп, имеющих отношение к прошлому группы и выступающих под именем Goblin, — в Москву приедет состав под руководством Клаудио Симонетти.

Arena by Soho Family,
25 мая в 22:00

Участник трио Migos, необычный фрешмен и главные стеб-трэперы страны

ТНТ Music празднует день рождения на самой масштабной хип-хоп-площадке страны — на 360-градусной сцене открытого в этом году клуба Arena by Soho. Хедлайнером устроенного по такому случаю фестиваля станет американский рэпер Offset, известный как участник хитового семейного хип-хоп-трио Migos. Сольный проект Киари (так зовут артиста) тоже заслуживает внимания: с 2017-го Offset успел выпустить два релиза и записать совместные треки как со своей женой Карди Би, так и с Джей Коулом, Трэвисом Скоттом, Gucci Mane и 21 Savage. Поддержку первоэшелонному хедлайнеру окажут отечественные артисты: главные стеб-трэперы с топовым саундом «Хлеб», а также Eighteen — рэпер, возможно, с самым чувствительным и атмосферным хип-хопом на постсоветской сцене.

Mutabor,
11 мая 2019 г. в 23:00

Вторая вечеринка-открытие в Mutabor с экспериментами (и техно)

Во второй серии свежеоткрытый Mutabor позволяет себе немного расфокусироваться: лайнап заметно вытянулся, разбрелся по разным сценам и теперь вмещает как техно-музыкантов (если выйдет, обязательно поймайте итальянца Domenico Crisci и московский дуэт Poima), так и экспериментальные живые сеты. Главные хедлайнеры — британские электропостпанки Clock DVA и Hiro Kone из Нью-Йорка, которой нет равных в создании саморазрушающихся истлевающих звуковых ландшафтов. Среди других крайне любопытных лайвов — ностальгирующий по песенной электронике 70-х голландец Dollkraut и премьера колокольного перформанса от продюсера Филиппа Горбачева (обещают чуть ли не просветление или на крайняк нормальный трип).

Station Hall,
25 мая в 19:00

Главный шумовик планеты в Москве

Шумовой проект Merzbow, за который отвечает японец Акита Масами, стал мемом, когда это слово даже не использовалось: на заре «Контакта» это была, наверное, самая дикая и странная музыка, которую шерили, чтобы словить смешного хейта с неподготовленных слушателей. Масами делает оголтелый, отъехавший нойз с таким упорством — уже нарезал больше 400 записей, — что его легко заподозрить в желании дискредитировать и музыкальную индустрию, и искусство вообще; безумная плодовитость, вероятно, является частью художественного проекта Merzbow. Его лайвы — это сшибающая с ног лавина громкого среднечастотного шума без каких-либо поблажек в виде пауз, узнаваемых звуков или регулярного ритма. Словом, на его первый московский концерт нужно идти и ехать всем, кто интересуется радикальной музыкой.

Зарядье,
31 мая

Курентзис с чужим оркестром и Фельдманом

Только московские гастроли Теодора Курентзиса начали входить в привычку, как он выкинул новый номер. На этот раз самый известный из ныне живущих пермяков приедет не со своим оркестром, а со знаменитым Mahler Chamber Orchestra (хор останется пермский, MusicAeterna). Вместе с замечательными солистами (Павлова, Лемкуль, Тилякос) он исполнит грандиозный «Немецкий реквием» и нордически-сентиментальную Альтовую рапсодию Брамса. Однако скрытым главным событием вечера может стать исполнение тихой, короткой и уединенной пьесы «Madame Press Died Last Week at Ninety» американца Фельдмана — вполне может выйти, что после нее педантичная брамсовская строгость будет звучать совершенно иначе.

Pluton,
29 мая

Неоново-нуарный синтипоп на «Плутоне»

Американский электронный дуэт Boy Harsher ловко балансирует между танцевальным индастриалом, нестыдным дарквейвом и неоново-нуарным синтипопом. В меру оторванная вокалистка Джей Мэтьюз легко переходит с отстраненного постпанкового вокала на шепот и крик, а вместе с мрачной и ритмичной музыкой ее выступления превращаются в лайт-версию техно-кабаре — на «Плутоне» их концерт должен зайти на отлично.

Главклуб Green Concert,
26 мая в 20:00

Современное музыкальное искусство из Санкт-Петербурга

Выступления Shortparis можно сравнить с экспериментальными инсталляциями — то петербуржцы отделяют сцену от зрителя стеной, то дают концерт в продуктовом магазине, то и вовсе каким-то образом вписываются в качестве аккомпанемента к модному показу. В их музыке сплетаются рев аналоговых синтезаторов, мощная ритм-секция и необычный, аристократичный и высокий вокал. На выступлениях это дополняется невероятной энергетикой группы, танцами будто впадающего в безумство фронтмена и постоянными попытками перешагнуть через рамки привычного концерта. Недавно Shortparis впечатляюще выступили в эфире «Вечернего Урганта», исполнив свой отнюдь не нейтральный хит «Страшно», а теперь готовят большой сольник в «Главклубе».

Пространство Aglomerat,
18 мая 2019 г. в 20:00

Готический авант-рок высшего класса

Несколько лет назад Анна фон Хауссвольфф выступала вместе со своим коллективом на фестивале SKIF, показав, что на сцене для нее не существует практически никаких границ и сложностей. В основе ее творчества — пластичный готический мрак, вибрирующий между эсхатологическими пророчествами, ведьмиными наговорами, психоделией и чувственной поэзией. Уникальный голос артистки вытягивает как апокалипсические вопли и медитации в духе Swans, так и хрупкий лиризм и фолковые номера. Все это при безошибочной синхронизации с ее экспериментальным мини-оркестром.

Pluton,
10 мая 2019 г. в 19:00

Новый артист Hyperdub с психоделическим дебютным альбомом

Лайв-программу фестиваля Synthposium в этом году открывает аудиовизуальное шоу итальянца Даниэле Маны (Mana, ранее Vaghe Stelle), который недавно дебютировал на важнейшем лондонском лейбле Hyperdub. В Москве он представит дебютный альбом, записанный под собственной фамилией, — «Seven Steps Behind», сложносочиненное шизофреническое месиво из психоделически-цветастой электроники и перекореженных звуков классических инструментов и голоса. Перед Маной выступят местные музыканты — резидент лейбла «ГОСТ Звук» ИНФХ, а также импровизационный дуэт Lovozero и Hmot.

Неизвестная звезда спиритического минимализма 1980-х

Японская перкуссионистка Мидори Такада только по какому-то недоразумению в 1980-х не стала большой звездой экспериментальной музыки: она из европейских и африканских музыкальных практик вывела уникальный подход к маримбе и барабанам, записала в 1983-м альбом «Through the Looking Glass» (сегодня это культовая пластинка неакадемического минимализма), играла с Терри Райли, в Mkwaju Ensemble и с фри-джазовыми музыкантами, а потом занялась спиритическим театром. В последние годы о Такаде заговорили как об одной из важнейших музыкантов-минималистов своего поколения, отмечая ни на кого не похожий исполнительский стиль, — словом, ее сольный московский концерт рискует попасть в местную историю.