Москва
1 мая 2019

15 главных концертов мая в Москве: отец диско, король нойза и Джон Бон Джови

Митя Лебедев
Последний месяц перед активным фестивальным сезоном порадует целой вереницей неожиданных и экспериментальных концертов вышей пробы: в столицу едут важные итальянские архитекторы саунда 70-х — Джорджо Мородер и авторы того самого саундтрека к «Суспирии» Goblin, а из Страны восходящего солнца прибудут великий шумовик Merzbow и Мидори Такада. Между тем любимый нами клуб «Дом» празднует юбилей с джазовыми авангардистами The Necks, а команда «Армы» закатывает первую эклектичную вечеринку в новом пространстве «Мутабор». Для тех, кому хочется чего попроще, — рок-хитмейкеры Bon Jovi, элегантный электронщик Apparat и Offset, участник сверхуспешного трио Migos.

Итальянский пионер диско Джорджо Мородер поработал чуть ли не с половиной поп-звезд первой величины — от Дэвида Боуи и Фредди Меркьюри и до Daft Punk и Sia, — по пути написал охапку культовых песен для Донны Саммер, засветился в куче саундтреков (от «Полуночного экспресса» до GTA: Vice City), получил несколько «Грэмми» и «Оскаров» и сделал звук семидесятых таким, каким мы его знаем сегодня. Страшно представить, что в Москву Мородер приедет всего-то за год до 80-летнего юбилея — вероятно, это одна из последних возможностей зацепить настоящий звук из прошлого.

Bon Jovi
Рок

Bon Jovi — группа, известная каждому по десятку хитов из детства. И да — они еще выступают, причем так, что каждый их концерт — не унылый выход на сцену уставших рок-легенд, а динамичное и бойкое шоу. Прямо как в 1989-м в тех же «Лужниках», где Bon Jovi давали концерт в рамках Московского музыкального фестиваля мира. Новых боевиков от них мы давно не слышали, но когда у группы за спиной такое количество крепких хитов из 80-х и 90-х, это неважно. Услышать «Livin’ on a Prayer», спеть с Джоном «It’s My Life» и потанцевать под «Bad Medicine» можно будет в последний день весны.

Apparat
Электроника

Саша Ринг, более известный как Apparat, — яркий представитель немецкого техно и IDM. Но не все так просто — этот исполнитель взял за правило отходить от канонов, и почти в любой заметке Apparat традиционно называют артистом, раздвигающим рамки жанра. Его музыка не ограничивается звуком драм-машин, сэмплов и синтезаторов — в записях часто применяются живые инструменты, с которыми на сцене выступает настоящая группа, а медитативности однотонных битов Apparat часто предпочитает яркие и запоминающиеся мелодии. Ринг посетит Россию в рамках первого за несколько лет европейского тура — пропускать не стоит.

Ic3peak
Электроника

Ic3peak — дуэт вокалистки Насти Креслиной и электронщика Николая Костылева, который прославился в сети жесткими клипами, не менее жесткими текстами и ярким социальным посылом как в лирике, так и в видео. В результате Ic3peak стали одной из тех групп, что подверглись давлению со стороны силовых структур в конце 2018-го: концерты коллектива отменялись, а участников задерживала полиция. Другой неприятный момент могут вспомнить посетители одного из прошлых московских концертов группы — клуб просто оказался не готов к такому количеству зрителей. Сейчас все, кажется, хорошо: Ic3peak уже не в опале, а выступление пройдет в просторном «Главклубе». В основе программы — треки с альбома «Сказка», который группа выпустила в прошлом сентябре.

Участники: Ic3Peak

Во всех смыслах легендарное австралийское джазовое трио The Necks возвращается в Москву на 20-летие «Дома» — и упускать их никак нельзя. Во-первых, музыканты недавно отметили 30-летие, и подходит то время, когда из живой истории они превратятся в просто историю. Во-вторых, The Necks лучше слушать именно живьем: их собирающиеся на ходу прозрачные музыкальные полотна пусть и состоят вроде бы из простых элементов, но требуют значительной концентрации и присутствия. Как в горстке повторяющихся, будто переминающихся с ноги на ногу звуках вдруг возникает грув или как из тишины последовательно вырастает стена бурлящего звука — вроде бы много кто так делает в минимализме, эмбиенте и пограничных жанрах, но только у The Necks это звучит как чистое волшебство.

Знатоки европейского кинематографа, а если точнее, то пропитанных эротизмом итальянских хорроров джалло, вряд ли могли пропустить музыку Goblin: их пугающая, отстраненная, пропитанная синтезаторами психоделия звучит, например, в «Рассвете мертвецов» Джорджа Ромеро и «Суспирии» Дарио Ардженто. Даже один из главных музыкантов современности, фронтмен Radiohead и автор саундтрека современной версии «Суспирии» Том Йорк отметил, что любит оригинал фильма за невероятно мощную музыку. С конца 1970-х группа неоднократно распадалась, объединяясь для записи новых саундтреков или альбомов, — последним стал релиз 2015 года «Goblin Rebirth», винил с записью которого мгновенно стал раритетом. Есть несколько групп, имеющих отношение к прошлому группы и выступающих под именем Goblin, — в Москву приедет состав под руководством Клаудио Симонетти.

Offset
Хип-хоп

ТНТ Music празднует день рождения на самой масштабной хип-хоп-площадке страны — на 360-градусной сцене открытого в этом году клуба Arena by Soho. Хедлайнером устроенного по такому случаю фестиваля станет американский рэпер Offset, известный как участник хитового семейного хип-хоп-трио Migos. Сольный проект Киари (так зовут артиста) тоже заслуживает внимания: с 2017-го Offset успел выпустить два релиза и записать совместные треки как со своей женой Карди Би, так и с Джей Коулом, Трэвисом Скоттом, Gucci Mane и 21 Savage. Поддержку первоэшелонному хедлайнеру окажут отечественные артисты: главные стеб-трэперы с топовым саундом «Хлеб», а также Eighteen — рэпер, возможно, с самым чувствительным и атмосферным хип-хопом на постсоветской сцене.

Во второй серии свежеоткрытый Mutabor позволяет себе немного расфокусироваться: лайнап заметно вытянулся, разбрелся по разным сценам и теперь вмещает как техно-музыкантов (если выйдет, обязательно поймайте итальянца Domenico Crisci и московский дуэт Poima), так и экспериментальные живые сеты. Главные хедлайнеры — британские электропостпанки Clock DVA и Hiro Kone из Нью-Йорка, которой нет равных в создании саморазрушающихся истлевающих звуковых ландшафтов. Среди других крайне любопытных лайвов — ностальгирующий по песенной электронике 70-х голландец Dollkraut и премьера колокольного перформанса от продюсера Филиппа Горбачева (обещают чуть ли не просветление или на крайняк нормальный трип).

Merzbow
Рок

Шумовой проект Merzbow, за который отвечает японец Акита Масами, стал мемом, когда это слово даже не использовалось: на заре «Контакта» это была, наверное, самая дикая и странная музыка, которую шерили, чтобы словить смешного хейта с неподготовленных слушателей. Масами делает оголтелый, отъехавший нойз с таким упорством — уже нарезал больше 400 записей, — что его легко заподозрить в желании дискредитировать и музыкальную индустрию, и искусство вообще; безумная плодовитость, вероятно, является частью художественного проекта Merzbow. Его лайвы — это сшибающая с ног лавина громкого среднечастотного шума без каких-либо поблажек в виде пауз, узнаваемых звуков или регулярного ритма. Словом, на его первый московский концерт нужно идти и ехать всем, кто интересуется радикальной музыкой.

Только московские гастроли Теодора Курентзиса начали входить в привычку, как он выкинул новый номер. На этот раз самый известный из ныне живущих пермяков приедет не со своим оркестром, а со знаменитым Mahler Chamber Orchestra (хор останется пермский, MusicAeterna). Вместе с замечательными солистами (Павлова, Лемкуль, Тилякос) он исполнит грандиозный «Немецкий реквием» и нордически-сентиментальную Альтовую рапсодию Брамса. Однако скрытым главным событием вечера может стать исполнение тихой, короткой и уединенной пьесы «Madame Press Died Last Week at Ninety» американца Фельдмана — вполне может выйти, что после нее педантичная брамсовская строгость будет звучать совершенно иначе.

Boy Harsher
Синтипоп

Американский электронный дуэт Boy Harsher ловко балансирует между танцевальным индастриалом, нестыдным дарквейвом и неоново-нуарным синтипопом. В меру оторванная вокалистка Джей Мэтьюз легко переходит с отстраненного постпанкового вокала на шепот и крик, а вместе с мрачной и ритмичной музыкой ее выступления превращаются в лайт-версию техно-кабаре — на «Плутоне» их концерт должен зайти на отлично.

Выступления Shortparis можно сравнить с экспериментальными инсталляциями — то петербуржцы отделяют сцену от зрителя стеной, то дают концерт в продуктовом магазине, то и вовсе каким-то образом вписываются в качестве аккомпанемента к модному показу. В их музыке сплетаются рев аналоговых синтезаторов, мощная ритм-секция и необычный, аристократичный и высокий вокал. На выступлениях это дополняется невероятной энергетикой группы, танцами будто впадающего в безумство фронтмена и постоянными попытками перешагнуть через рамки привычного концерта. Недавно Shortparis впечатляюще выступили в эфире «Вечернего Урганта», исполнив свой отнюдь не нейтральный хит «Страшно», а теперь готовят большой сольник в «Главклубе».

Участники: Shortparis

Несколько лет назад Анна фон Хауссвольфф выступала вместе со своим коллективом на фестивале SKIF, показав, что на сцене для нее не существует практически никаких границ и сложностей. В основе ее творчества — пластичный готический мрак, вибрирующий между эсхатологическими пророчествами, ведьмиными наговорами, психоделией и чувственной поэзией. Уникальный голос артистки вытягивает как апокалипсические вопли и медитации в духе Swans, так и хрупкий лиризм и фолковые номера. Все это при безошибочной синхронизации с ее экспериментальным мини-оркестром.

Лайв-программу фестиваля Synthposium в этом году открывает аудиовизуальное шоу итальянца Даниэле Маны (Mana, ранее Vaghe Stelle), который недавно дебютировал на важнейшем лондонском лейбле Hyperdub. В Москве он представит дебютный альбом, записанный под собственной фамилией, — «Seven Steps Behind», сложносочиненное шизофреническое месиво из психоделически-цветастой электроники и перекореженных звуков классических инструментов и голоса. Перед Маной выступят местные музыканты — резидент лейбла «ГОСТ Звук» ИНФХ, а также импровизационный дуэт Lovozero и Hmot.

Японская перкуссионистка Мидори Такада только по какому-то недоразумению в 1980-х не стала большой звездой экспериментальной музыки: она из европейских и африканских музыкальных практик вывела уникальный подход к маримбе и барабанам, записала в 1983-м альбом «Through the Looking Glass» (сегодня это культовая пластинка неакадемического минимализма), играла с Терри Райли, в Mkwaju Ensemble и с фри-джазовыми музыкантами, а потом занялась спиритическим театром. В последние годы о Такаде заговорили как об одной из важнейших музыкантов-минималистов своего поколения, отмечая ни на кого не похожий исполнительский стиль, — словом, ее сольный московский концерт рискует попасть в местную историю.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все