Действие в театре теней происходит на экране, современные гаджеты тоже ценны своими экранами, с помощью которых ученые могут работать (что и происходит на сцене), а дети учиться и развлекаться. В новом спектакле Московского детского театра теней соединяются традиции и эксперимент: действие малоизвестной сказки Куприна о принце, потерявшем память, перенесено в наши дни. Юные зрители всматриваются в визуальный ряд (а в нем есть, помимо прочего, элементы мемов и компьютерных игр), а взрослые вслушиваются в монолог отца в эмоциональном исполнении Виктора Скрябина о принципах воспитания, внутренне соглашаются или спорят.
Герои сказок Беатрис Поттер — обаятельные и несколько по-английски чопорные ежихи, зайцы и белки — появляются в этом спектакле из конвертов в виде рисунков наравне с текстами приключений. Поэтому и куклы, с любовью придуманные художницей Евгенией Шахотько, плоские, как будто иллюстрации в достойном фолианте. Чтобы они ожили, девушка в кожаном костюме и шлеме входит в дом своего детства, где давно никто не живет. Все это время взрослая Люси писала сюда письма, зная, что прочесть их сможет только сама, достав из переполненного почтового ящика.
Герда спасла Кая, и стали жить они долго и счастливо? Кай стал молодым человеком, но до сих пор старается понять, как хрупкая Герда выдержала столь суровые испытания, чтобы увести его из далекого ледяного королевства. Для этого он своими руками сделал бумажный театр, чтобы еще и еще раз разыграть приключения бесстрашной девочки. И без соучастия зрителей не обойтись: только в доверительном общении можно понять, почему Герде безотказно помогали все без исключения.
Пусть белые шарики и карнавальные маски зверей в прологе спектакля не введут вас в заблуждение, их цель — всего лишь спародировать штампы плохого театра для детей, а сама постановка посвящена голландскому актеру и сказочнику Рею Нусселяйну. Две актрисы будут говорить с детьми о главном — о слезинке и улыбке и даже о смерти. Как они понимали это в детстве. Но финал, конечно, жизнеутверждающий, ведь и слезинки бывают самые разные — от быстрой езды на велосипеде, например.
Мальчик вырос, был на войне и теперь возвращается домой: сцена заполняется пожитками из кузова огромного грузовика. Возвращается, чтобы вспомнить другую войну: как преданный и верный мангуст Рикки-Тикки-Тави спас его самого и его семью от коварных кобр. Инсценировка Алексея Германа и Светланы Кармалиты не могла быть просто сказкой о животных. В спектакле режиссера Владимира Богатырева нет акцента на лапках, хвостиках и ушках, режиссер вслед за авторами всматривается в личность, способную на подвиг, но и знающую в полной мере, что такое страх. А животные — это отличная метафора.
В спектакле действуют не привычные подвижные человечки в огромных шляпах и ярком гриме, а размеренные люди средних лет. Это воспоминания Знайки о путешествии и крушении. Дети порадуются смешно захлопывающимся дверям и медолечению, а взрослые оценят точные фирменные актерские работы театра «Около дома Станиславского». Для исполнителей остроумный текст Носова — это еще и повод рассказать о женщинах, которые под белым халатом медицинского работника на всякий случай носят нарядное платье, и о мужчинах, которые могут оценить этот поступок.
Имя Алексея Франдетти — знак качества на афише мюзикла в том числе и на сцене драматического театра. Режиссер помещает действие в Шотландию времен Второй мировой войны, раненые солдаты в госпитале читают сказку Джеймса Барри и попадают в ее удивительный мир, словно мальчишки, убежавшие из дома. А звучит в нем в живом исполнении музыка нескольких композиторов, написанная в так называемом «большом стиле», достойном больших советских музыкальных кинокартин.
Режиссер Рузанна Мовсесян определяет жанр своего спектакля как «объяснение в любви». Она любит счастливое детство с добрыми родственниками и невинными приключениями, простой несколько старомодный театр с его сочными красками декораций и ироничными актерскими работами и, конечно, источник своего вдохновения — популярную книгу Наринэ Абгарян. Анна Дворжецкая появляется в начале в роли писательницы перед закрытым занавесом, чтобы еще раз окунуться с головой в беззаботный мир милых шалостей.
Слаженный актерский дуэт Ивана Федосеева и Алекс андра Шадрина играет не сказку про Алису, а историю ее написания, не изменив при этом ни слова в известном первоисточнике. Серьезный профессор математики Чарльз Лютвидж Доджсон приходит к доктору, а встречается с собственным детством, которое, как и положено, лихо хулиганит и может вывести из себя. Со стороны это очень смешно. Родители зрителей-подростков благодаря музыкальным мотивам вспомнят и другую Алису, из кино времен их детства, после просмотра которого все клялись, что «станут чище и добрее».
Стол, два стула и две актрисы, детские рисунки и утюг в роли телефона — вот и все нехитрые составляющие этого спектакля о проблемах школьницы и ее отношениях с окружающим миром, в том числе и с матерью. Самое важное здесь — в подробной и ироничной актерской игре и в тексте пьесы Елены Исаевой, полном, несмотря ни на что, лирики и оптимизма.
Так бывает: папа ведет себя довольно безответственно, иногда просто исчезает на время. Все дело в том, что он — настоящий Питер Пэн. Или он так себя представляет. «Мальчик, спустя время» — так назван главный герой в противоречивой современной пьесе Керен Климовски — все время находится рядом со своим прошлым — в «Сатириконе» его играет актриса в белом костюме с ушками и хвостиком. Понять и простить — не только стендап-мем, но еще и большая душевная работа, о которой популярный театр говорит языком актуального искусства.
Гофмана сопровождает молодой двойник. Двойники — вообще его тема, и в жизни, и в сказках. Яна Тумина ставит визуальные философские спект акли, в которых реальность неотличима от фантазии и каждый зритель волен выстроить свои ассоциации к происходящему на сцене. Здесь атмосфера важнее биографии заглавного героя. Гофман сочинил заколдованного принца Щелкунчика и ожившую куклу Олимпию, которые и выходят на сцену в компании самого автора, множащегося на сцене вместе с незнакомцами, куклами, странными объектами и прочими трюкачами.