Москва
18 февраля 2022

Чарли, это грандиозно: 12 немых фильмов, которые надо смотреть вместе с детьми

Немое кино будто создано для того, чтобы смотреть его вместе с детьми: оно доступно и понятно без слов, а заставки с титрами, которые связывают повествование, интересно читать вслух и обсуждать; к тому же немые фильмы невероятно искренние — они смешны до слез и до слез трогательны. Анна Пражина выбрала дюжину лучших фильмов Чарли Чаплина, Бастера Китона, Жоржа Мельеса, Фрица Ланга и других мастеров.
7.3
Малыш
1921, Трагикомедия
Чарли Чаплин защищает свое право отцовства

Бродяга (Чарли Чаплин) по воле случая становится опекуном толстощекого младенца: мастерит для него люльку, режет пеленки, кормит, поит, смешит и целует пяточки. Через пять лет они уже не разлей вода: зарабатывают вместе на жизнь, бегают от полицейских, живут впроголодь и бесконечно любят и заботятся друг о друге. Гармония не может длиться вечно: на сцене появляется биологическая мама, и Бродяге с Малышом грозит расставание. Несмотря на фирменные погони, падения и гэги, «Малыш» — это, пожалуй, самый трогательный фильм Чаплина: даже самые стойкие под конец плачут сквозь смех.

Цирк
1928, Комедия
Чарли Чаплин влюбляется в гимнастку

В результате череды непредсказуемых событий Бродяга (Чарли Чаплин) оказывается в цирке, где каждый вечер выступает на арене в качестве клоуна. Он делает все не то и не так: падает, ломает, нажимает неправильные кнопки — а зрители думают, что это такой изощренный сценарий, и хохочут от восторга. Бродяга становится конфидентом дочери злобного директора цирка и влюбляется в нее, она же влюбляется в красавца канатоходца. «Цирк» — это, прежде всего, кино о том, что в жизни клоуны совсем не такие смешные, как на арене, — грустные и чаще всего одинокие.

6.8
Полицейские
1922, Короткометражный
Бастер Китон пускается ради любви в авантюру

Главное ноу-хау великого американского комика и режиссера Джозефа Франка Китона, ставшего Бастером с легкой руки Гарри Гудини, — выполнять невероятные трюки с совершенно непроницаемым лицом . В «Полицейских» он безуспешно пытается стать бизнесменом, чтобы завоевать сердце дочери мэра: ворует у богача бумажник, покупает полуживую лошадь, колесит по городу с тележкой чужой мебели, и примерно треть фильма бегает от полицейских Лос-Анджелеса, которые, как рой пчел, следуют за ним по пятам.

Режиссер: Эдвард Ф.Клайн
6.9
Шерлок-младший
1924, Короткометражный
Бастер Китон расследует преступление

Молодой киномеханик (Бастер Китон) мечтает стать детективом и все свободное время посвящает чтению рассказов о Шерлоке Холмсе. Когда он делает предложение девушке своей мечты и дарит ей кольцо (а также предусмотрительно — лупу, чтобы кольцо казалось крупнее), его обвиняют в краже часов у потенциального тестя. Все подстроено, но доказать он это не может. На работе парень засыпает, и ему снится сон, в котором он детектив в кино, и вот там-то он успешно расследует кражу (Китон одним из первых в кинематографе использовал прием «фильм в фильме»). Гэги, трюки, погони и фокус с крышей кабриолета, которая раскладывается и превращается в парус, что позволяет плыть на кабриолете по озеру будто на яхте.

Приключения принца Ахмеда
1926, Мультфильм
Шедевр силуэтной анимации — по мотивам «Сказок тысячи и одной ночи»

Самый старый дошедший до нас полнометражный анимационный фильм — результат колоссального ручного труда одного человека. Три года родоначальница силуэтной анимации Лотта Райнигер вырезала ножницами из бумаги фигурки принцев, принцесс, колдунов, джиннов и разных чудищ — со сложными узорами и завитками. Силуэт у Райнигер — способ не только идентифицировать персонажа, но и рассказать о его характере и эмоциях: и профиль, и поза, и пластика говорят без слов. Режиссер укладывала фигурки на стекло, подсвеченное снизу, и фотографировала кадр сверху, потом двигала фигуры и снова снимала, и так примерно сто тысяч раз — при скорости воспроизведения 24 кадра в секунду получился 66-минутный мультфильм, который сегодня смотрится как чистая магия.

Режиссер: Лотте Райнигер
Путешествие на Луну
1902, Короткометражный
Академики летят на Луну и сражаются с селенитами

Французский иллюзионист Жорж Мельес, лощеный франт с острыми усиками, — первый в мире создатель спецэффектов в кино. В отличие от реалистов Люмьеров он снимал фильмы-фокусы: вводил зрителей в заблуждение при помощи стоп-кадра, наложения кадров, двойной и тройной экспозиции и покадровой съемки. Весь этот арсенал он ловко применил в первом в истории кино научно-фантастическом фильме «Путешествие на Луну»: девушки в обтягивающих шортиках закатывают капсулу с делегацией академиков в подобие пушки, которая выстреливает в сторону корчащей рожи Луны. На Луне академики восхищаются видом на Землю, вступают в схватку с селенитами, которые лопаются как грибы «дедушкин табак» — от удара зонтиком, а потом благополучно падают в земной океан и возвращаются домой. «Путешествие на Луну» — это ироничный ответ Мельеса Жюль Верну («Из пушки на Луну») и Герберту Уэллсу («Первые люди на Луне»). А кадр, где в глаз Луне попадает капсула, стал хрестоматийным.

Режиссер: Жорж Мельес
Заколдованная гостиница
1897, Короткометражный
Одеяло убежало, улетела простыня

В короткой (всего 2 минуты) ранней работе Жоржа Мельеса, где он снял самого себя, обнажена суть его метода — с помощью хитростей монтажа смешить и водить за нос зрителя. Постоялец заселяется в номер, где начинает происходить полная чертовщина: пропадает чемодан, шляпа начинает ходить по полу, взрывается свечка, убегают пиджак и сапоги, исчезает стул и растворяется в воздухе кровать — в общем, шоу Дэвида Копперфильда, только 1897 года выпуска. Сегодня такое кино с помощью нехитрой программы на телефоне может снять любой ребенок, но в конце XIX века это было настоящим чудом из чудес.

Режиссер: Жорж Мельес
Актеры: Жорж Мельес
Спросить отца
1919, Короткометражный
Безумное сватовство Гарольда Ллойда

Молодой человек в круглых очках (Гарольд Ллойд) хочет жениться на дочери самого занятого человека в городе, но чтобы попасть к нему в кабинет и попросить руки, ему приходится дурить вышибал, драться, стрелять, переодеваться в женское платье и напяливать на себя рыцарские латы. Когда очкарик все же умудряется пробраться к будущему тестю, выясняется, что возлюбленная уже успела выйти за другого. Хорошо, что у самого занятого человека в городе есть абсолютно свободная хорошенькая секретарша. Гарольд Ллойд, один из самых значимых комиков немого кино наряду с Чарли Чаплином и Бастером Китоном и один из основателей Американской киноакадемии, снялся примерно в двухстах фильмах о злоключениях симпатичного очкарика — и все эти фильмы также рекомендуются к просмотру.

Мои брюки треснули
1908, Короткометражный
Благородный виконт в отчаянном положении

Короткометражки с участием французского комика Макса Линдера — это сплошное детское счастье. Герой фильма «Мои брюки треснули» — виконт (Макс Линдер), чьи брюки лопаются ровно в тот момент, когда ему надо выходить на светский прием. Не снимая брюк, виконт кое-как их зашивает, но на приеме шов все равно расходится — и виконт вынужден прикрываться то подушкой, то веером, то стулом, то подносом, что не мешает ему ухаживать за дамой и даже танцевать с ней. Но все тайное становится явным, и в финале над ним хохочет весь свет.

Режиссер: Андре Эзе
Актеры: Макс Линдер
Склеенные губами
1907, Короткометражный
Комическое происшествие на почте

Этот двухминутный фильм Макс Линдер режиссировал сам. Дело происходит на почте. Служанка, прежде чем отправить многочисленные письма своей госпожи, вынуждена облизывать и склеивать конверты, — в итоге она приклеивается губами к попытавшемуся поцеловать ее мужчине, а все, кто был на почте, стараются их расклеить.

Режиссер: Макс Линдер
Актеры: Макс Линдер
Макс принимает ванну
1910, Короткометражный
Лечение с приключениями

Макс (Макс Линдер) страдает от нервного тика и все время подергивает плечами. Врач прописывает ему расслабляющие ванны, Макс незамедлительно покупает огромную ванну и тащит ее на себе домой. Увы, он вынужден принимать ванну прямо на лестничной площадке, потому что именно там находится кран. Соседи вызывают полицейских, те прямо в ванне доставляют голого Макса в участок, откуда он вместе с ванной и весело подергивая плечами сбегает.

Режиссер: Люсьен Нонге
Актеры: Макс Линдер
7.3
Нибелунги: Зигфрид
1924, Приключение
Два часа героических подвигов

Длиннющий фильм австрийско-немецкого экспрессиониста Фрица Ланга основан на средневековом германском эпосе «Песнь о нибелунгах». Красавец Зигфрид убивает дракона, получает сокровище карликов-нибелунгов, женится на принцессе Бургундии Кримхильде, затем гибнет от предательства ее родственников, и Кримхильда клянется мстить. Грандиозные декорации (специально для съемок под Берлином выстроили дворцы), костюмы и массовка опережают свое время, а дракон смотрится не менее убедительно, чем динозавры из «Парка юрского периода». «Зигфридом» дело не ограничивается, и можно посмотреть не менее грандиозное двухчасовое продолжение «Нибелунги: Месть Кримхильды». Изначально это был один пятичасовой фильм, но Ланг вынужден был пожалеть зрителя.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все