В отличие от «Малхолланд-драйв», который все кому не лень тут же растащили на цитаты, «Синий бархат», при схожих смысловых и культурных достижениях, в свое время встретили куда прохладнее. А зря! Самая знаменитая сцена фильма — речь про облепленное муравьями ухо, которое главный герой Джеффри (Кайл МакЛоклен) находит в траве, — лишь часть большой детективной истории с уже классической (и клинической) для Линча интонацией повального сюрреализма. Ухо — метафора новой жизни? А в городке Ламбертон действительно все так плохо или происходящее всего лишь плод воображения столкнувшегося со смертью юноши? Интерпретаций, как всегда, множество. Но «Бархат» дает ясное понимание ровно по двум пунктам. Во-первых, Линч — это любовь на всю жизнь. Во-вторых, именно отсюда выросло и «Шоссе в никуда», и «Твин Пикс». А значит, и большинство фильмов из нашего списка. А значит, и все мы.
Картежник Джейк Грин (Джейсон Стэтем) вышел из тюрьмы и теперь хочет отомстить местному мафиози (Рей Лиотта). В этом ему должна помочь «универсальная формула», которая позволяет выиграть любую азартную игру. Уже из этого описания становится очевидно, что для постановщика лучшего клипа Мадонны, одного ужасного фильма с ней же и пары хитов про британских гопников «Револьвер» — родной материал. Однако классическая конструкция «в стиле Ричи» (хулиганские диалоги, нелепые ситуации и Стэтем в главной роли) ломается примерно в середине о каббалистический нарратив, когда выясняется, что все происходящее то ли морок, то ли визуализация работы мозга. Возможно, кому-то это покажется чересчур претенциозным — «Лакримоза» в саундтреке действительно кажется лишней. Зато перед нами единственный фильм известного, в общем-то, режиссера, о котором можно поговорить с умными людьми, не ограничиваясь пересказом анекдотов.