Подготовленный Московским музеем дизайна проект «Фантастик пластик» уже успел покататься по России, однако теперь будет в течение нескольких месяцев демонстрироваться в Третьяковке. Акцент здесь сделан, с одной стороны, на экологической и утилитарной составляющей переработки пластика, а с другой — на возможностях эстетических новаций при работе с этим материалом. В результате получается срез экодизайнерских проектов из разных уголков планеты, а также возможность еще раз поставить вопрос о состоянии климата и планетарных ресурсов.
В октябре Пушкинский представит богатую и уникальную коллекцию британского плаката, которая включает как рекламу более чем столетней давности, так и постеры менее приземленной направленности — от театральных и музейных афиш до политической агитации лейбористов и Тори. Отдельно кураторы отмечают дизайн в стиле ар-деко предприятия «Лондонский транспорт» и графические эксперименты в рекламе нефтяных гигантов Shell и British Petrolium. Имена таких авторов плакатов, как Обри Бирдсли, известны достаточно широко, однако выставка охватывает работы и многих других пионеров и мастеров графического дизайна: братьев Беггарстафф, Дадли Харди, Джона Хассла, Тома Первиса, Эдварда Боудена, Эдварда МакНайта-Коффера и других.
Новая выставка московской художницы Марии Арендт, чья техника называется не иначе как «графика нитью на холсте», посвящена архитектурным формам и возможностям их пересборки и трансформации в «текстильном» формате. Причем архитектура наполняется личным содержанием: в ткань вплетаются история семьи, личные переживания и поиски, как бы сторонние сюжеты, добавляющие новые смыслы архитектурным композициям. Кроме того, в проекте принимают участие художники Михаил Алшибая, Наташа Арендт, Вильям Бруй, Константин Звездочетов и Александр Петрелли.
В залах Успенской звонницы и Патриаршего дворца будут представлены свыше четырехсот объектов из драгоценных металлов с эмалью, созданных российскими ювелирными фирмами в ХIХ веке и начале ХХ столетия (то есть когда балом правил заказчик в виде императорского двора). В центре экспозиции находятся изделия знаменитого московского «живописца по эмали» Федора Рюкерта (1851–1918) и всемирно известной придворной фирмы, во главе которой стоял Карл Фаберже. Рюкерт поставлял свои работы как фирме Фаберже, так и другим предприятиям из числа поставщиков высочайшего двора. Произведения для экспозиции отбирались в коллекциях Музеев Московского Кремля, Исторического музея, музея-заповедника «Царицыно», Музея Москвы, Третьяковской галереи, Русского музея и других институций.
Вторая часть проекта, посвященного времени и его трансформациям в современности. Если первая была посвящена ритмам труда и тому, как последний изменяется в сегодняшних обстоятельствах, то здесь рассматривается время как оборотная сторона труда — иначе говоря, время как досуг, активный отдых, лень, интроспекция, диалог с собой и другими, игра и состояние созерцательности. Зрители могут сами выстроить подходящий маршрут, каким стоит ознакомиться с темой отдыха, который, с одной стороны, все чаще неотличим от работы, а с другой — ровно поэтому и требует переосмысления.
В рамках «Фотобиеннале-2020» в ММАМ по традиции будет представлена выставка снимков к легендарным календарям Pirelli. В этом году их автором стал звездный итальянский фотограф Паоло Роверси. В данном случае он обратился к простой, знакомой каждому и связанной с Италией истории любви, рассказанной Уилльямом Шекспиром в «Ромео и Джульетте». Одновременно с этим Роверси создал 18-минутный короткометражный фильм о кастинге кандидаток на роль Джульетты. В проекте нового календаря были задействованы звезды современной поп-культуры: Клэр Фой, Эмма Уотсон, Кристен Стюарт, Миа Гот, Крис Ли, Индия Мур, Росалия и другие.
За свою короткую (всего 32 года) жизнь Мария Якунчикова-Вебер успела пройти через символизм, модерн, неорусское искусство и фрагменты экспрессионизма, а также поработать как в живописи, так и в более экзотических техниках вроде выжигания по дереву. Родившаяся в Германии в 1870 году, Якунчикова училась в Москве, где сблизилась с Поленовыми, и в Париже. Однако ее творческое развитие почти все время проходило на фоне борьбы с туберкулезом, от которого она скончалась в 1902 году. Ее работы, часто наполненные достаточно меланхоличной и жутковатой образностью, не раз выставлялись в России и Европе, однако юбилейная выставка в Третьяковке должна оказаться самой масштабной: всего будут представлены свыше 60 картин, порядка 10 декоративных объектов, а также десятки этюдов, пастелей и офортов.
ММОМА на Петровке подготовил масштабную и долгоиграющую ретроспективу одного из самых интересных представителей советского и российского наивного искусства Павла Леонова. Леонов, которому в 2020-м исполнилось бы 100 лет, начал первые художественные опыты еще в 60-е годы, но оставался фактически неизвестен вплоть до 90-х, когда его картины с диковатыми и «почвенными» образами трагикомичной русской жизни начали активно скупаться и выставляться. В итоге за последние три десятка лет Леонов стал едва ли не синонимом русского наивного искусства. Всего ретроспектива будет включать порядка 120 работ из различных музейных и частных коллекций.
В рамках «Фотобиеннале-2020» МАММ подготовил выставку работ французского фотографа-документалиста Паскаля Мэтра. Мэтр начал свою карьеру в Африке в конце 70-х и с тех пор стал одним из главных специалистов по континенту среду фотографов: его снимки украшали обложки и страницы таких журналов, как National Geographic, Le Figaro, GEO и других ключевых изданий. Все кадры Мэтра не являются постановочными, так что отражают подлинную динамику и колорит жизни того, что раньше привычно было называть третьим миром.
Район юга Москвы Беляево на бумаге может казаться обычным спальником, однако весомой частью его идентичности являются советские научно-исследовательские институты (НИИ), которые возводились здесь в 70-е вместе с жилыми зданиями. Иронически озаглавленный проект «В НИИ КуДА» размышляет о совместной судьбе района и феномена НИИ через призму современного искусства, которое все чаще обращается к научным разработкам. Так, уральская арт-группа «Куда бегут собаки» представляет фильм — исследование того, как формируется реальность в опытах с мышью в лабиринте, а проект Таисии Коротковой «Академгородок» отправляет художника в закрытый научный город НИИЧАВО.