Москва

10 спектаклей о решительных детях и подростках

Алексей Гончаренко
Детям нравится видеть ровесников на сцене, а взрослые хотят, чтобы персонажи демонстрировали положительный пример для подражания. Возможно, это и не всегда так, но мнение распространенное. В любом случае в театре интересно наблюдать за решительными действующими лицами, особенно юными. Они в силу возраста и характера хоть и перечат взрослым, но стараются им помочь по мере сил, часто спасая.
  • Дети ворона
    Школа драматического искусства

    Брат и сестра, лишившись в 30-е годы сразу обоих родителей, отправляются на поиски черного ворона (так они расшифровывают слово «воронок») и действительно разговаривают по пути с птицами и животными, потому что реальность Ленинграда граничит с мороком. Книга Юлии Яковлевой, по которой Екатерина Корабельник поставила спектакль, получила несколько престижных премий и переведена на английский язык. Монохромная анимация художника Михаила Заиканова не только передает атмосферу мрачных дворов-колодцев, но и позволяет героям стать невидимыми тенями.

    Подробнее о спектакле
  • Фото Topless
    РАМТ

    Первая школьная влюбленность, робкие прогулки, откровенный чат «ВКонтакте». И вот молодой человек просит прислать девушку фото топлесс, которое сразу же попадает в сеть. Пьеса Натальи Блок стала лауреатом нескольких драматургических конкурсов и говорит не только о буллинге, а, что важно, о вариантах выхода из подобных ситуаций, а на такие решения способен не каждый подросток. Знаток современной драматургии режиссер Олег Липовецкий поставил этот текст с молодыми актерами в Черной комнате РАМТа, чтобы поговорить со зрителями буквально с глазу на глаз и не только с помощью слов, но и с помощью музыки, которая звучит в минуты одиночества в наушниках персонажей.

    Подробнее о спектакле
  • Ганди молчал по субботам
    У Никитских ворот

    Режиссер Галина Полищук переносит действие пьесы Анастасии Букреевой из современного Петербурга в Москву, более того, в московское метро с его архитектурой, историей и 2362 турникетами. В Москву, которая слезам не верит (песню из фильма наигрывает музыкант в переходе), поэтому монологи и истерики персонажей останутся без особого внимания. Александр Панин играет своего героя Мота пытливым подростком, представляя бунт переходного возраста спокойным и вполне уверенным. При этом нервный фон взросления таков: родители разводятся, дед уходит на войну, бомжиха готова поделиться тайной молчания в подземном переходе. Что станет с этими людьми дальше — неясно, понятна только судьба мегаполиса: Сокольническая линия будет достроена в 2019 году.

    Подробнее о спектакле
  • 9.6
    Тимур и его команда. Рассказы о том
    Центр драматургии и режиссуры на Беговой

    Подзаголовок «Рассказы о том» настраивает на ретро. Действие на самом деле происходит в 1939 году и рассказывает о подростках с высокими целями, которых потом в честь заглавного героя назовут «тимуровцами». Пора вспомнить, что Аркадий Гайдар был не только военным и политиком, но и большим детским писателем. Юные персонажи принимают первые взрослые решения, в то время как их исполнители впервые выходят на профессиональную сцену. Спектакль Татьяны Тарасовой из аудитории во ВГИКе переезжает на сцену на Беговой.

    Подробнее о спектакле
  • Леля и Минька
    Практика

    Известные истории о шалостях брата и сестры, написанные Михаилом Зощенко, молодые актеры рассказывают так, что, кажется, дети за прошедшие сто лет совсем не изменились. И это правда. Юлия Волкова и Данила Ариков читают остроумный и лирический текст в белой комнате, на стену которой время от времени проецируются старые, но не старинные детские фотографии и рисунки, которые как будто помещаются в одном альбоме воспоминаний.

    Подробнее о спектакле
  • 9.5
    Принц и нищий
    Январь - март Театр Терезы Дуровой

    Готическая арфа доппиа, раушпфайф, крумхорн, ландскнехтский барабан — вот лишь часть инструментов, которые услышат зрители в исполнении камерного оркестра, расположившегося прямо на сцене. При этом «Принц и нищий» — наверное, самый драматичный спектакль Терезы Дуровой. В нем дно Лондона выглядит хоть и веселым, но чрезвычайно опасным, а жизнь при дворе хоть и роскошная и на первый взгляд праздная, но совсем не беззаботная. И нельзя стать счастливым, просто сменив костюм, даже в детстве. За игрой в переодевание приходит чувство ответственности за решения как собственные, так и всей своей семьи вне зависимости от ее статуса.

    Подробнее о спектакле Билеты
  • Кентервильское привидение
    24 января в 19:00 Московский открытый театр кукол

    История Оскара Уайльда популярна среди театров кукол, потому что здесь заглавному герою можно снять голову или занять воющему персонажу все пространство огромного наследного замка. Сам призрак сыгран в живом плане (в данном случае это профессиональное определение актера среди кукол выглядит парадоксально, потому что речь идет об умершем персонаже), а приезжая американская семья, проникнутая скепсисом и цинизмом, — это куклы. За всеми забавными страшилками не теряется главная тема — спасения души и самопожертвования, на которое способна только юная леди по имени Вирджиния.

    Подробнее о спектакле Билеты
  • 5.7
    Море деревьев
    Гоголь-центр

    Одновременно беззащитный и агрессивный пафос всех героев и заветное желание одного из них полететь в космос, обаятельная самоирония и бытовая наблюдательность в смене ролей — от полицейского до теледивы — у Риналя Мухаметова и, наконец, бесстрашная актерская работа его и партнеров в эстетике комикса — все это компоненты спектакля Филиппа Авдеева по пьесе Любы Стрижак. Текст был специально написан для этой труппы, чтобы популярный театр заговорил с подростками о том быстротечном моменте их жизни, когда искренняя вера в выдуманную тобой игру с участием суперсуществ вдруг становится доказательством перевеса добра и в реальности. В этом создатели спектакля видят силу нового поколения.

    Подробнее о спектакле
  • Хорошая современная литература для детей все чаще становится поводом для спектаклей. Главными героями маленького рассказа Ульфа Старка становятся не вынесенная в заглавие Йоханна, а двое мальчишек, которые в поисках дедушки приходят в дом для престарелых на радость его обитателям. В данной истории не избежать тем одиночества и смерти, как не избежать их и в жизни. Но вслед за шведским автором (а они понимают толк в хорошей детской прозе) режиссер Александра Толстошева ставит камерный светлый спектакль о том, что каждый человек имеет право сделать другого счастливым. Премьера выйдет в Белой комнате, которая в РАМТе похожа на чердак, а это именно то место в доме, где хранятся и оживают воспоминания.

    Подробнее о спектакле
  • 9.2
    Считалка
    20 декабря, 8 и 25 января Дочери Сосо

    90-е годы прошлого века, грузино-абхазская война — время и место действия книги «Считалка» Тамты Мелашвили. Две девочки-подростка стремительно взрослеют. Им надо во что бы то ни стало добыть лекарство для маленького брата одной из них. При жесткой теме и на первый взгляд мрачной визуальной части у режиссера Жени Беркович получился гармоничный спектакль, в котором молодые актрисы играют прозаический текст словно музыкальное произведение — эмоционально и технично. И еще они удивительно поют, доверяя грузинскому многоголосию в том числе и рок-композиции.

    Подробнее о спектакле Билеты