Все развлечения Москвы

10 спектаклей для подростков по произведениям русской классики из школьной программы

Поход в театр не может заменить чтение книги. Спектакль, особенно в постановке мощных режиссеров разных поколений, открывает что-то не замеченное ранее в хрестоматийном произведении. Сцена позволяет увидеть за страницами учебников живых людей, которые привлекают, восхищают или даже раздражают.
18 марта 2018, Алексей Гончаренко

Тихий, но актуальный спектакль по главной русской пьесе

«Горе от ума» в постановке Александра Яцко — редкий пример современного, но уважительного отношения к классике. Актеры одеты в костюмы как из стильного бутика, но при этом вдумчиво произносят без искажений текст комедии Грибоедова. Сокращение коснулось только шести княжон Тугоуховских: им было бы тесно на малой «Сцене под крышей». «Горе от ума» в Театре имени Моссовета — камерная история молодых людей, модных и бескомпромиссных.

Эксперимент знаменитого театра

Французский режиссер предложил авангардный вариант прочтения текста Гоголя. Всю фантасмагорию разыгрывают панки — в черных кожаных костюмах с тяжелыми металлическими заклепками, с изощренными тату, цветными ирокезами на головах. Куклы на сцене столь же непривычны для московских зрителей. Вместе с исполнителями они предстают своеобразными кентаврами, и в какие-то моменты актер ведет диалог с куклой, которой сам же и управляет.

Великая пьеса, сыгранная без слов

В этой трактовке не звучит ни одно слово Гоголя, в ней вообще нет слов. Режиссер Сергей Землянский известен тем, что переводит литературу в пластику. Всего за полтора часа актеры в танце передадут одновременно сатирический и лирический сюжет о жизни людей в провинциальном городе, где они обитают со своими слабостями и надеждами.

Классическая постановка с куклами

Пьеса Гоголя лишь незначительно сокращена, основное внимание уделено человеческим отношениям, а не сатирическим карикатурам. Кукольные персонажи в первую очередь обаятельны, а поэтому вызывают не то чтобы сочувствие, а понимание. Неожиданные решения возникают, когда куклы взаимодействуют с персонажами, сыгранными актерами в «живом плане» (так в театре кукол говорят о приеме, когда актер играет роль исключительно средствами драматического театра).

Мастерская Петра Фоменко,
20 сентября и еще 1 показ

Все только начинается

О войне еще только говорят и на нее лишь, бравируя, собираются. Мир представлен московскими и петербургскими семьями с начинающими взрослеть Наташей и Андреем. Шедевр режиссера Петра Фоменко идет почти четыре часа, но воспринимается на одном дыхании. Актеры едва успевают представить события неполного первого тома великого романа, играя по несколько разноплановых ролей и демонстрируя чарующее мастерство, за которое зрители так полюбили «фоменок».

Великая актриса рассказывает о великом поэте

Алла Демидова не просто представляет стихи Анны Ахматовой, что она часто делала в своих чтецких программах. Она рассказывает об Ахматовой и действует, читая текст в мизансценах и сценографии Кирилла Серебренникова в окружении современного саунд-дизайна и видеоанимации. Неоновая надпись на латыни, украшающая Фонтанный дом в Питере, «Бог сохраняет все» становится важной деталью оформления идущей всего час, но чрезвычайно насыщенной смыслами постановки.

Театр наций,
26 октября и еще 4 показа

Спектакль для продвинутых подростков и их продвинутых родителей

Евгений Миронов примерил на себя роль Рассказчика, который в невероятно красивом спектакле звезды мирового театра Боба Уилсона носит рыжий парик и болтает ножками, сидя на дубу выше ученого кота. Он иронично комментирует происходящее, то разъезжая в красном кабриолете вместо корабельщиков, то мгновенно стареет, делясь с публикой малоизвестной «Сказкой о Медведихе». Спектакль — повод посмотреть на заученные с малолетства стихи свежим взглядом зарубежного режиссера-визионера.

Театр в роли сада

Конечно, чтобы принять этот спектакль, надо принимать манеру игры Ренаты Литвиновой, которая здесь не играет Раневскую, а живет этим образом, иронизируя над собственными интонациями и жестами. Тем не менее она жалеет свою героиню-«недотепу». Сам сад в трактовке режиссера Адольфа Шапиро — это театр. Новые актеры приходят на смену старым мастерам, которые здесь представлены Николаем Чиндяйкиным и Сергеем Дрейденом, а привычный занавес с чайкой не раскрывается, а распадается на сегменты, разрезая пространство всей легендарной сцены МХТ, становясь похожим на цветущие деревья в холодную весну.

Спектакль на краю бездны

Сцена по воле режиссера Камы Гинкаса и художника Сергея Бархина располагается прямо на зрительском балконе. Оттуда в темную пропасть партера прыгает Коврин, которого играет Сергей Маковецкий, а где-то вдалеке, на привычной сцене, показывается Черный монах в гуттаперчевом исполнении Игоря Ясуловича. В роли сада, на смену расцвета которого приходит умирание, — красивейшие павлиньи перья, о которых трудно сказать определенно, живая это материя или нет.

Молодые люди в библиотеке

Новое сценическое пространство Community Stage посвящено в первую очередь книгам, уютные полки с различной литературой становятся непременной декорацией любого проекта. Второй спектакль здесь играют студенты ВГИКа. Молодые и азартные, амбициозные и ценящие лирику, они по очереди примеряют на себя роли Онегина и Татьяны.