Сегмент табор-рока, популяризованный Gogol Bordello, No Smoking Orchestra и — с некоторыми оговорками — «Ленинградом», не так давно пополнился еще одним именем, к которому явно стоит присмотреться фанатам жанра, да и не только им. «Шляпники» играют свое то ли алко-фламенко, то ли кадриль-кор, что называется, на разрыв (не только аорты, но и гармони). Со сценическим шоу у этого многолюдного коллектива полный порядок — сказывается учеба в питерских институтах культуры.
Белорусский рэп-исполнитель, чья карьера началась с выложенного в соцсети трека «Небо нам поможет», который стал популярным во время службы Коржа в армии. В 2012 году по окончанию службы певец подписал контракт с Respect Production и выпустил первый альбом «Животный мир». За дебютом последовали такие успешные пластинки, как «Жить в кайф», «Домашний» и «Малый повзрослел». Эстрадный хип-хоп Коржа замешен на вычурной маскулинности и дворовой романтике, но за внешней брутальностью скрываются истории о дружбе, любви и простых жизненных истинах, которые безошибочно резонируют с чувствами слушателей.
В прошлом году уфимец Иван Дремин был активен, плодовит и скандален: выпускал много нового материала, регулярно был в центре обсуждения — словом, хайпил. Прорвавшись к известности и большим площадкам, Фейс несколько сбавил обороты, но к началу осени выдал новый альбом «Пути неисповедимы». Запись оказалась крайне злободневной и политизированной, так что не зря Иван так долго удивлял демонстрацией оппозиционных взглядов в соцсетях.
Первый альбом «Касты», еще на кассете, вышел, страшно представить, в 1999 году. За это время русский рэп пережил драматические перемены — из маргинального жанра, заслуживавшего в местной музпрессе в лучшем случае просто снисходительного отношения, превратившись в самый настоящий мейнстрим. Тем интереснее увидеть, что сегодня готовы предложить слушателю участники группы, которые много-много лет назад занимались популяризацией этого жанра — причем в гораздо менее комфортных условиях.
Бульвар был соратником Фараона, соавтором нашумевших «5 минут назад» и «Сквирт шампанского в лицо», но сольно сопоставимого успеха не добился. Возможно, дело в том, что для массовой аудитории он слишком заморочен и непрост. Тем не менее выпущенный в середине весны альбом «Rapp2» — один из самых интересных и убедительных рэп-релизов года на русском.
Музыка продюсера GSPD — это мощный и бескомпромиссный рейв, идеально подходящий для ночных вечеринок в самых диких и андеграундных клубах. Треки артиста состоят из грубых битов, гудящих электронные рожков и злых ироничных текстов о веществах, вечеринках и насущных проблемах молодого человека в большом городе.
Алмас Гатауллин, уроженец Уфы, два года назад выпустил удивительный альбом «May 13», который, впрочем, не привлек к нему внимания широких масс. А зря: модный альт-RʼnʼB с теплым вокалом мог напомнить сочинения Фрэнка Оушена, перенесенные на российскую почву. Зато талант Томаса разглядели представители русской рэп-сцены. По меньшей мере десяток из них записали с ним совместные треки (а Яникс и вовсе совместный мини-альбом). А один — Оксимирон — пошел дальше и подписал контракт. С прошлого года менеджментом Томаса Мраза занимается его компания Booking Machine, что положительно отразилось на гастрольном графике. В 2018-м у Томаса на повестке выход альбома. Оксимирон нагнетает ожидания — пишет, что мы к такому релизу совершенно не готовы и намекает на фит, а то и не один.
Группу «Курара» трудно перепутать с кем-то еще —Олег Ягодин и компания совмещают интересную и небанальную лирику с вдохновленной британским роком гитарной музыкой, вкраплениями шизофренической электроники и резкими звуковыми экспериментами. Музыка у них получается нервная, мелодичная и определенно заслуживающая внимания.
Австралийская группа Error37 исполняет истеричный и громкий эмокор про неустроенность и проблемы с девочками, которые гуляют с другими парнями. Пафосность этого послания несколько амортизируется заразительным чиптюн-пищанием и якобы несерьезностью, мемностью всего происходящего — один из клипов коллектива полностью составлен из виральных интернет-видео и анимации из старых игр Mortal Kombat.
Похоже, главный из новых людей в рэпе в этом году, GONE.Fludd сначала выпустил удачный альбом «Boys Donʼt Cry», а потом подкрепил успех треком «Мамбл». Клип на него не только быстро набрал без малого 10 млн просмотров, но и неожиданно хайпанул на сайте Genius (том, где объясняют тексты музыкантов), где попал в двадцатку самых просматриваемых треков месяца в мире. Логика, по всей видимости, была такой: вышел очень популярный клип, но ни слова не понять — вот все и полезли за текстом. Тем временем у автора готовится еще один альбом и пухнет список дат осенних концертов.