Афиша–Рестораны — самый удобный способ найти и забронировать столик

Москва
fitcher: Еда на вокзалах: бургеры, гирос и фалафель как приметы новой эры

Еда на вокзалах: бургеры, гирос и фалафель как приметы новой эры

  • На московских вокзалах теперь можно поесть — и оказаться в поезде, а не в отделении гастроэнтерологии. По крайней мере, так считает Роман Лошманов, который досконально проинспектировал Ленинградский, Ярославский, Курский, Киевский и Казанский.

  • Во многих европейских странах вокзалы давно стали частью общей городской ткани. Помню, как удивила меня в Праге безбарьерность: я сошел с трамвая, перешел улицу, вошел в вокзал, в котором даже не было дверей (может и были, но все было открыто), прошелся по зданию и перрону — и везде был тот же уровень пола, что и улица, никаких бордюров, порогов, ступенек.

  • В Москве же до сих пор вокзалы — торжественные порталы в другой мир. Порталы экстерриториальны, и в них не так просто попасть: лестницы вверх, лестницы вниз, массивные деревянные двери и еще металлоискатели, рентгеновские аппараты и охранники. А как же, вы входите в зону транспортной безопасности.

  • Чебуречная «СССР» на Киевском вокзале

  • Типичный европейский вокзал стал частью городского конструктора — как квартал, площадь, парк, улица. Поэтому и еда там устроена не по-особому, а точно так же, как в городе. Я для примера приведу вокзал Мальме, который, не кривя душой, можно назвать и хорошим фуд-кортом, — ну а вы наверняка вспомните и другие железнодорожные места, вас в этом плане удивившие.

  • Но в Москве по поводу еды на вокзалах существует стойкое убеждение: там кормят пищей невкусной, несвежей, плохо приготовленной, непонятно из чего сделанной — да попросту опасной. На вокзале лучше не есть, этому с детства учат.

  • Но, знаете, все ведь постепенно меняется. Стала чище Москва — становятся чище и вокзалы. И есть там уже реально можно. Во-первых, они успешно освоены крупными сетями фастфуда, прежде всего KFC и Burger King. Там то же, что и в городе, стандартный уровень еды, и чтобы отравиться, надо очень сильно захотеть. Во-вторых, все вокзалы обросли кофейнями с кофе по 60–70 рублей и непритязательными закусончиками. Ну а в-третьих, там есть и просто нормальные места с нормальной, а кое-где даже и вкусной едой. Пройдемся по вокзалам и примерам.

  • На Курском вокзале

  • Ленинградский вокзал внутри самый, наверное, благоустроенный в отношении еды. Там давно работают небольшие рестораны вроде «Il Патио» и «Хлеба насущного». А снаружи, у пригородных касс, целый ряд общепита, где можно выделить две точки под одним названием Fresh: бургеры, шаурма на углях. Во Fresh бывает неплохо, но плохо то, что именно что бывает. В один день бургер будет приличным, в другой — безалаберным. Нормальную и работающую концепцию портят развязные люди, которые относятся к работе не как к работе, а так — языком почесать друг с другом, кепкой поджигитовать. Фирменный бургер называется тоже «Фреш» (310 р.), это котлета, сыр и «все овощи, которые находятся в помещении». Булка сладкая, сдобная, котлета нормальная — но впечатление может испортить холодный помидор и неземное количество майонеза, на фоне которого теряются все остальные вкусы.

  • Fresh на Ленинградском вокзале

  • Напротив Fresh есть павильон, у которого сразу два названия: «Москебаб» и «Ленинградская пышка». Я про него напишу только для того, чтобы вы туда не ходили, хотя пышечная вывеска и выглядит довольно привлекательно. Пышками там называют толстенные пончики (25 р. за шт.) — сухие как позавчерашние, с сильным дрожжевым привкусом и беспонтовые совершенно. Как, представьте, плохие беляши без мяса.

  • Площадь перед соседним Ярославским вокзалом (внутри которого есть целых два KFC) в основном располагает ларьками с шаурмой. Но в одном из них, между вокзалом и метро «Комсомольская», есть новинка — фалафель! Для тех, кто еще не в курсе, что это такое, на окне подробное объяснение: «Незамысловатое, но полезное и питательное блюдо впервые появилось в Египте в период раннего средневековья. Фалафель начали готовить копты». Есть даже сноска, которая поясняет, кто такие копты.

  • «Street Донер» с фалафелем

  • Порция стоит 170 р., на 20 р. дороже, чем шаурма с курицей, —такая вот наценка за новинку. Устроено все так: на лаваш выкладывают овощи (больше всего там моркови), рядом кладут два больших шарика фалафеля — и разбивают их в крошки. Дополняют соусами по желанию (лучше всего просить чесночный) и сворачивают: отличная, кстати, с приятной остротой растительная шаурма.

  • На Курском вокзале раньше практически безраздельно властвовали ООО «Псарьки» — всюду, куда ни глянь, были их пирожки с беляшами. Могло даже показаться, что название означает основной источник начинки, хотя на самом деле это неплохое фермерское хозяйство рядом с Монино. Но теперь у пассажиров пригородных электропоездов и поездов дальнего следования выбор куда богаче: и столовые, и фастфуд, и кофейни. Там даже есть гирос. Вот еще лет пять назад — вы бы представили гирос на Курском вокзале? Место называется «Пита плюс», рядом с ним стоят себе уютные столики, и отгорожены они от остального пространства клумбочками — хоть и с искусственными, но растениями.

  • «Пита плюс» на Курском вокзале

  • Чисто, ухоженно, аккуратно — не хуже, чем на фуд-маркете. А кроме гироса с мясом есть овощной и с халуми (180 р.). Да, это скорее фета, чем халуми, но дзадзики там вкусный. Ешь такой, посматриваешь на ветви с пластиковыми листочками и чувствуешь себя нормальным человеком, а не обезличенной единицей пассажиропотока.

  • На Киевском вокзале тоже есть и приличного вида столовые, и чебуречная «СССР», буквально недавно ставшая кафе «Плов Казан», и «Столовая по-домашнему». Да что говорить, там даже есть парикмахерская «Депо» на самом видном месте! Можно поглазеть, как делают модельную стрижку в ожидании поезда Москва–Кишинев, — или усесться в кресло самому. Но больше всего меня поразила там «Пельменная-вареничная», а именно — что там стоит машинка для раскатки теста. Прямо рядом с прилавком. То есть все вареники лепятся непосредственно на вокзале, у вас на глазах, на открытой кухне. Мне кажется, это даже в сто раз удивительнее, чем гирос на Курском и фалафель на Ярославском.

  • «Пельменная-вареничная» на Киевском вокзале

  • Вареники тут (я пробовал с картошкой, 140 р. за 100 г) большие такие блямбы, защипанные косичками, с приятным эластичным тестом. Не верх совершенства, но совершенно естественные.

  • Самый богатый на общепит и одновременно самый неустроенный в этом плане вокзал — Казанский, он же и самый большой по количеству пассажиров. Вообще, Казанский производит впечатление какой-то неумытости или даже неотмытости. И если главный зал ожидания в последнее время выглядит как более-менее цивилизованное место (недорогие кофейни, сувенирные и конфетные лавки, недавно открылось «Му-му», и цены там такие же, как в городе), то шагни немного в сторону — и оказываешься в хмурой и вязкой полутемной тоске.

  • Думаю, мало кто из москвичей знает, что огромный павильон, висящий прямо над путями, давно уже обжит и заполнен всякой всячиной. Там и дешевые магазины вроде «Центр металлоискателей и товаров для активного отдыха». Там и суровый вокзальный фастфуд: есть «Баварская кухня» (ассорти «Тирольское» и знаменитый мюнхенский борщ), русские блины, но основная масса — чайханы. В одной из них я попробовал люля-кебаб, порция обошлась мне в 198 рублей, включая овощи и томатный соус. Как видите, я про него пишу, а значит, жив и со мной все в порядке. Нормальный кебаб, хоть и разогретый в микроволновке. Ел я его и смотрел через грязные окна на составы и рельсы прямо подо мной — получил немного бесплатной дорожной романтики.

  • Вообще, безразмерные пространства Казанского вокзала стараются использовать по максимуму. Прямо перед перронами построили второй этаж с кафешками и плотно заселили предперонное пространство стеклянными павильонами: столовая «Зайди попробуй», кафе «Встреча» и так далее. Все это в сочетании с бесконечными заборами производит впечатление макабрическое.

  • Но и в этом хаосе не без небольших жемчужин. Я имею в виду киоск с осетинскими пирогами недалеко от выхода на Новорязанскую улицу. Пироги там в уменьшенном варианте, чтобы съесть одному. Начинки традиционные: сыр, картошка, свекольная ботва, мясо (115–195 р.), вкус аутентичный. Готовят осетинки, торгуют осетинки и осетинки же заходят попрощаться со знакомой продавщицей перед поездом Москва–Владикавказ. И еще там продают владикавказское пиво «Бавария».

  • «Осетинские пироги» на Казанском вокзале

  • Ну и конечно, лучшее из того, что можно найти на московских вокзалах, то, ради чего на вокзал даже стоит специально идти (сам лично делал это не раз), — это бургерные «Ракета». Они есть на Белорусском, Павелецком, Ленинградском и Курском — и больше нигде. Первоначально это был другой революционный проект — WineExpress, с вином и нехитрыми закусками. Например, можно было на Курском выпить хересу, хотя и без вымени (в поэме «Москва — Петушки» в ресторане вокзала, наоборот, вымя имелось, а хереса — не было ). Но «Экспресс» просуществовал несколько лет тихо и спокойно, а «Ракета» взлетела, потому что оказалась и ко времени, и к месту. Там одни из лучших бургеров в городе (особенно по соотношению качества с ценой) и там осталось вино — выбор, правда, небольшой, но большой, как уже выяснилось, и не нужен. Только не берите бургерму, внебрачную дочку бургера и шаурмы — не самый удачный эксперимент, — а бургеры все хороши. Даже с растительным мясом.

  • «Ракета» на Ленинградском вокзале

  • Фотографии: Роман Лошманов

  • «Ниже радаров» — в предыдущих выпусках:

  • «Исфара» и чайханный кластер на «Савеловской»: фуд-маркет? Натурально!

  • Бурятия в Москве: буузы, суп из бараньих потрохов и сырой лошадиный жир с печенью

  • «Дружба», «Чебуречная», «Ника — Век XXI»: что хорошего в олдовых чебуречных

  • «Магнолия»: Кикабидзе, Сафин, режиссер Соловьев и место на всю жизнь

  • * Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в нашем Instagram и на странице в Facebook. Подписывайтесь!