В парке исконную регулярную планировку, продуманную еще Яном Роозеном, автором проекта Летнего сада, сохранила только небольшая площадка перед дворцом. В ее перспективе проглядывает еще одна жемчужина барокко, павильон Эрмитаж работы Михаила Земцова и Бартоломео Франческо Растрелли — забава императриц, крошечный обеденный дворец с подъемными столами, которые позволяли хозяевам не смущаться присутствием слуг; убранство пока не восстановлено. Павильон Грот, еще один обязательный элемент регулярного загородного парка XVIII века, Растрелли поставил на берегу Большого пруда. На одной оси с ним — лучшее сооружение екатерининского времени в стиле классицизма: Камеронова галерея (1786) с примыкающими к ней Холодными банями и Агатовыми комнатами. В отличие от бань, оформленных как римские термы, галерея особого практического применения не имела и сочетала функции висячего сада и бельведера; по ней и сейчас можно прогуляться в ненастную погоду и поразмышлять о природе вещей, глядя на бюсты греческих философов и римских императоров.
За галереей начинается пейзажная часть парка со множеством достопримечательностей, как хрестоматийных вроде льющей воду Молочницы (воспетой Пушкиным) или славящих победы русского оружия Морейской колонны и Кагульского обелиска, так и менее примелькавшихся: среди них гранитная пирамида, к которой Екатерина приходила оплакивать любимых собачек Тома Андерсона, Земиру и Дюшес, и псевдокитайская беседка на арке Большой каприз, что соединяет Екатерининский и Александровский парки. Скульптуры и павильоны живописно раскиданы в окрестностях Большого пруда. К острову, куда манит «Зал на острову», ходит паромчик. Издали заметна Чесменская колонна посреди пруда, вытесанная из бело-розового олонецкого мрамора по эскизу Ринальди. Кирпичное Адмиралтейство, где в XIX веке хранилась коллекция гребных судов, теперь служит выставочным залом, а в одном из фланкирующих его Птичников открыт ресторан. Неподалеку стоит последний по времени парковый павильон, дань мавританскому стилю — Турецкая баня, устроенная по просьбе Николая I в виде мечети; ее открыли после реставрации летом 2009 года.