Драматический |
18+ |
Олег Леушин |
15 декабря 2017 |
2 часа |
ZOOFELLINI\ Интернет и ТВ времен Римской империи
"В системе произошел сбой... требуется перезагрузка".
Премьерный спектакль в театре на Юго-Западе. Сразу скажу бомба... бомба замедленного действия. Вот уже вторые сутки я пытаюсь найти новые смыслы, идеи, и они не перестают рождаться в голове. Смелая откровенная провокация. Спектакль - непревзойденный шедевр, безусловный вызов, удивительная по силе и талантливости постановка. Я в восторге! Это мегасовременная притча на стыке философии, культурологии, политологии, основ шоу-бизнеса.
Само название zoofellini - интрига, смесь зоофилии и Феллини, великого итальянского режиссера, снявшего "Сатирикон Феллини" о фантастическом мире Римской империи времен упадка.
Пьесу поставил талантливый Олег Леушин всего за 20 дней по мотивам еще нигде не опубликованного произведения ныне модного Петра Гладилина.
Начинается всё в отдаленном будущем: инопланетные существа в ходе своих археологических раскопок обнаруживают файлы - свидетельства существования нашей цивилизации. В следующих сценах мы понимаем, что эта цивилизация погибла и отправляемся на поиски причин падения.
В спектакле мастерски переплетены времена могущественного Цезаря и наши дни. В этом есть какой-то намек на то, что современные правители и медиакультура, которую они создают, приведут нас к краху и исчезновению. Эта пьеса про то, как формируется общественное мнение, навязываются вкусы и ценности посредством сми, автор дал всему этому процессу прекрасное название "онавоживание". Актеры произносят его рефреном, и оно прочно обосновывается в голове. "Онавоживание" - это тот "навоз" в виде рекламы, компьютерных игр, "мыльных опер", реалити-шоу, извращенных новостей, которые манипулируют сознанием человека. Новости - неправда, "навоз", придуманный сильными мира сего, чтобы поднять их рейтинг и контролировать людей, факты искажаются и подводятся под определенную идеологию - ни для кого не секрет. Индустрия развлечений - "навоз", бесконечные компьютерные игры заменяют реальность и создают виртуальный мир. И даже костюмы актеров - что-то между доспехами римских легионеров и экипировкой роботов. Движения как будто запрограммированны, перед нами - человекоподобные автоматы.
Безразличные, поверхностные и безрассудно жестокие темы становятся нормой. Людям скучно жить, им нужен постоянный адреналин, сенсации. В гонке за рейтинг самого успешного телеканала медиамагнаты используют темы секса, смерти, ужаса, насилия, агрессии, паранойи, они готовы снять любой сюжет, будь то зоофилия, истребление в ходе военных действий, распятие младенца, юродивого (намек на Иисуса Христа), и это будут смотреть, не отрываясь. Главное - зрелищность.
В приоритете цифровой мир гаджетов, люди перестают общаться друг с другом вживую. Высокое искусство, добрые советские фильмы заменяются безвкусными конвейерными безэмоциональными сюжетами, рассчитанными на примитивного некритичного зрителя. На смену религии с ее богами - "опиума для народа" - пришла медиакультура. Что ждет эту цивилизацию? Она погибнет сама, без внешних вторжений.
От души и сердца благодарю:
гениального режиссера Олега Леушина,
обаятельного Сергея Бородинова (Цезаря),
соблазнительного Владимира Курцебу (Брута),
бесценную Ольгу Авикову,
умопомрачительную Елену Шестовскую,
божественную Любовь Ярлыкову,
волшебную Алину Дмитриеву (медиамуз),
непредсказуемого Фарида Тагиева,
бесподобного Александра Шатохина (репортеров),
могущественного Дениса Шалаева (Тарквиния) и
привлекательного Андрея Санникова (Лициния)
за незабываемый вечер!!!
Пьеса Петра Гладилина
Странная
Хотя в «Фотоаппаратах» дичи больше. Но и тут воображения в стиле арт брют хватает.
Ситуация с медиа (безразмерные штаны, на все стороны равны) примерена на как бы римлян. Римляне – по части внешнего вида ориентированы на роботов, или даже на робо-насекомых (Про тараканов ни слова, поручик). До кибер-панка недотянуто, что жаль.
Итак. Медиа- завладевающее умами людей, а также их деньгами и жизнями, - супер-адская штука и судя по намекам, это телевидение, в основном. Передачи развлекательного характера, низменные манипуляции инстинктами– все это зло. Это понятно изначально, о капитан Очевидность, и кажется нам наивным анахронизмом. Тем более, есть гениальное «»Черное зеркало, действующее в этом же направлении, скупыми средствами, но ярко и жестоко, и совсем не в лоб.
По части такой темы тонкости не жди.
Но смотреть интересно. Как будут выкручиваться артисты в условиях не самого выразительного текста. В котором - немножко юмора, цитат есть, и сильно не хватает смысла
Смысл, по крайней мере, визуальный, привносит Сергей Бородинов, чистый Цезарь. Лоб, движенья, красота внешности и хриплый голос. Царь горы, которому приходится называть метафорой то, что ей не является, и все равно производить нужное впечатление.
К нему в пандан Владимир Курцеба – Брут, красавец и хороший наездник. Его коню, Тарквинию. (Денис Шалаев) не так тяжело тащить стройное тело по сцене, еще и подавая ему реплики..
Насчет рабов. Это – женщины. Ну что тут скажешь. Предсказуемо и реалистично.
В программке рабов назвали привлекательней: Музами.
Среди Муз выделена по сюжету Валерия – Алина Дмитриева. Хотя и другие симпатичные и талантливые. Узнала О. Авилову и Е.Шестовскую. Черное обтягивающее трико, коса, шлем плюс сапожки. Не то чтобы шарман, но годно.
В качестве образца высокодуховного искусства, в котором нет места медиа-пропаганде, называются несколько фильмов советских времен, которые, видимо, рекомендуются к просмотру стотыщный раз, такое не помешает. Как очищение. В таком же контексте – наличия души, правды и искусства- прозвучала квази народная песня в исполнении рабов-Муз. И это был скучный момент. Тоскливый. Хотелось, чтоб вернулся Цезарь и его робо-тараканы. Фильм «Любовь и голуби» - хороший, и максимум контраста с безудержным и порочным весельем отвратительных шоу составляет. Но при чем тут Александр Македонский с Гаем Юлием Цезарем, и зачем стулья ломать и катать..может, потому что нужно еще раз подумать мысль, что империи – это плохо, а императоры – жадные- кровожадные-беспощадные, и лучше бежать от них всех в пустыню, или в маленький домик у моря, рядом косить луг и собирать грибы? Наверное, так.
Спектакли "Театра на Юго-Западе" очень стильные, музыкальные и всегда какие-то необыкновенные. "ZOOFELLINI\Интернет и ТВ времен Римской империи" по пьесе Петра Гладилина в жанре трагифарс не стал исключением. А еще он злободневен, прямо про бич нашей современности - интернет и телевидение. Хотя действие происходит в Древнем Риме, главные герои - Цезарь, Брут, Тарквиний. Но вся их жизнь: сражения, завоевательные походы транслируют по телевидению. Богатейшими людьми становятся медиамагнаты, к которым примыкает и Цезарь. Эти "телевизионщики" готовы снять любую грязь, насилие и пошлость, чтобы привлечь как можно больше зрителей и соответственно заработать денег. Они не гнушаются сделать главной звездой козу. Очень похоже на наше время, не так ли?.. У Цезаря ненадолго просыпается чувство прекрасного и желание снять что-то красивое, вечное, доброе. Но жажда денег все же побеждает и он продолжает погоню за дешевой славой и популярностью. "Люди не хотят смотреть на бои в Колизее, когда можно их посмотреть на экране на любимом диване" примерно такая фраза звучит со сцены и этой же фразой можно охарактеризовать нашу современность. В этом спектакле действие перенесено в Древний Рим не случайно. Так как он погряз в пороках, разврате, в погоне за дешевыми деньгами и в конце концов рухнул. Нашим деятелям современного искусства необхожимо пойти иным путем, чтобы не допустить ошибок прошлого. Развивать чувство прекрасного и любовь к балету, театру, классической музыке в молодом поколении. Хотелось бы конечно, чтобы людей с пониманием прекрасного и стремящихся к настоящему классическому искусству было как можно больше. Я верю, что очень и очень многим, хочется слушать музыку со смыслом, смотреть кино и передачи не только для развлечения, но и для образования и собственного развития. Актерский состав замечательный, но выделить я хочу Сергея Бородинова в роли Цезаря. Прекрасная игра, его герой - ироничный, смелый, властный, неостанавливающийся ни перед чем. Брут, в исполнении Владимира Курцебы тоже хорош, но все же немного уступал Цезарю. Андрей Санников в роли Лициния, хитрый, изворотливый и очень обаятельный.
Хороший спектакль, оставляющий после просмотра много чувств и мыслей. Заставляющий думать, причем не только о сегодняшнем дне, но и о будущем наших потомков.
Громко и "в лоб". Наверное, слова, которые для меня характеризуют спектакль. Фарс может быть разным, эксцентричным, тихим, но хороший фарс – умный. Этот - таким мне не показался. Бесконечные аллюзии к современному телевиденью, шоу Малахова и влиянию СМИ на сознание. Не тонкие. А прямые, как нога советской табуретки. Да, актуальная тема. Но вместо повода задуматься, получился приторный, до свода зубов, спектакль с сомнительной сценографией. Хотя, публика кричала «браво!». В гардеробе дамы 60+ восхищались…
Воскресный вечер. Любимый Театр на Юго-Западе. В этот вечер здесь давали ««ZOOFELLINI\\ Интернет и ТВ времен Римской империи».
Впервые увидела в зале свободные места. Насторожилась. Как оказалось – не напрасно…
Спектакль вызвал очень неоднозначные впечатления.
Основная тема этой фантасмагории – война (битва за рейтинги) двух медиамагнатов, в которой все средства хороши!!!
А медиамагнатами здесь выступают, ни много, ни мало – Гай Юлий Цезарь (Сергей Бородинов) и Брут (Владимир Курцеба).
Вы же помните, что жители Рима требовали «хлеба и ЗРЕЛИЩ»!!!
«Если гноит рана на ноге, то ногу ампутируют. А как ампутировать душу???» вопрошает в спектакле Гай Юлий Цезарь. Да уж! Души тут «гноят» практически у всех!!!
В сюжете пьесы есть явные нестыковки – в начале мы слышим, что найдены 300 видео файлов из жизни ДРЕВНЕГО РИМА (I век до новой эры), а в дальнейшем действии Древний Рим оказывается запараллелен с современностью. И «все смешалось в доме Облонских» - здесь упоминают Горького, Сталина, художников - импрессионистов и т.д. Причем сюжетом это никак не обосновано…
Автор текста - драматург, режиссер театра и кино, художник-график, Петр Гладилин. Удивилась, когда узнала, что он автор и полюбившихся мне «Фотоаппаратов».
Есть в спектакле и явно удачные находки, прежде всего это прекрасные медиа-медузы в исполнении Елены Шестовской, Ольги Авиловой, Любови Воропаевой и Алины Дмитриевой.
А уж их рекламные сленги – выше всех похвал!
С интересом смотрела на Дениса Шалаева (Тарквиний).
А вот ни Андрей Сальников (Лициний), ни Фарид Тагиев (репортер) в этом спектакле как-то «не прозвучали».
Очень странным мне показалась и исполнение роли Брута молодым, талантливым Владимиром Курцебой (мужские фамилии вроде бы склоняются). Его первое появление на сцене происходит в дальней ее части практически в темноте. Первая мысль – Олег Леушин? Вроде бы его имя в программке значится только в качестве режиссера… И потом ВЕСЬ СПЕКТАКЛЬ Владимир упорно копировал не только голос, но и пластику Олега Николаевича! ЗАЧЕМ???
К сценографии, костюмам и музыкальному оформлению нареканий нет, здесь Театр как всегда был на высоте!!!
Несмотря на то, что зрители, как всегда тепло принимали спектакль и бурно аплодировали на поклонах, с моей точки зрения, «оправданием» появления его в репертуаре Театра может быть только отдание дани памяти Валерию Беляковичу, который планировал его поставить, но ушел из жизни на следующий день после читки пьесы.
Подвожу итог.
Если вы захотите стать участником ток-шоу между Цезарем и Брутом, узнать, как сделать из козы телезвезду и сыграет ли она роль Анны Карениной и что же решит противопоставить Брут в борьбе за телезрителей Цезарю, который в формате реалити-шоу показывает свой испанский поход, где кровь льется рекой, то вам следует посмотреть этот спектакль.
Если же в ваши планы входит зарядиться позитивом и просто приятно провести время, советую выбрать из очень богатого и интересного репертуара Театра что-нибудь другое!!!