Балет |
6+ |
3 ноября 2007 |
2 часа 15 минут, 1 антракт |
Престранное место этот Михайловский театр. Как известно, в нем сменилось руководство. Это была такая невозможно бархатная революция, что никто ничего не почувствовал. Поговорили было иронически, что театр возглавил бизнесмен, сделавший состояние на торговле бананами. Но других поводов для иронии не было, и про Михайловский снова забыли. Новое руководство начало с того, чем вообще сейчас модно заниматься среди театральных руководителей: сделало фундаментальный ремонт. Обычно театральные руководители сублимируют таким образом отсутствующую творческую жизнь. Но в Михайловском вскоре поползли ее первые ростки. Они были изумительны. Я, конечно, имею в виду недавний балет «Спартак». Широко рекламировалось участие живых тигров. Постановка была поручена хореографу Ковтуну. А это такой хореограф, что на его «Спартак» стоит идти только в одном случае: если на сцене живые тигры съедят самого Ковтуна. В общем, как-то все было бы про балет в Михайловском понятно: пришел-де прекраснодушный Лопахин в давно засохший вишневый сад…
Если бы не одно но. Там помимо кресел обновили «Жизель». Раньше этот балет в театре шел, вернее — ползал по сцене, не приходя в сознание, в виде полустертой советской копии (на западных гастролях канало, и ладно). Как вдруг его отдали на реконструкцию Никите Долгушину. Великому танцовщику (последний всплеск коллективной гениальности советского балета — плеяда Нуреев–Долгушин–Барышников–Соловьев). И очень тонкому знатоку старого балетного театра. Не просто текстов, а именно театра. Ибо быть великим танцовщиком в советское время — значило быть самому себе режиссером, от малейшего вздоха кисти до цвета парика. Сентиментальность, вкус к архаике у Долгушина сочетаются с беспощадной остротой зрения балетного профи. Остается добавить, что это один из величайших исполнителей «Жизели» вообще. И что его личная творческая судьба сложилась не слишком счастливо. Впрочем, из чего было выбирать его поколению? Побег на Запад, как Барышников и Нуреев? Самоубийство, как Соловьев?..
Это удивительно, но я и сама видела, как Никита Долгушин танцует «Жизель». Вживую. Казалось бы, что за странная тяга театральной легенды к самоуничтожению? Что за идея — отметить вот так собственные 60 лет? Я очень боялась — даже когда он выбежал на сцену, безупречно затянутый в трико, закрыв профессорский лоб паричком. Но дальше… Дальше была одна из лучших «Жизелей», которые мне доводилось видеть. Это была работа великого перфекциониста. Даром что его окружала труппа, набранная с бору по сосенке, — но и с ней он сумел поработать так, что было на что взглянуть. Теперь в Михайловском ему отдали в распоряжение как минимум профессиональный человеческий материал. Плюс деньги. Знаете, уже за одно это тигров им можно простить.