Старательная постановка с интересными находками (скажем, трехуровневая сцена во втором акте), но в плохом смысле слова устаревшая: ощущение, что пьесу поставили в (Питере) глубокой провинции лет 30 назад, и актеры во главе с седым Николаем и 45-летней Наташей с тех пор не менялись.
Звезды на сцене: Галина Тюнина, Кирилл Пирогов, Илья Любимов, Ксения Кутепова, Полина Агуреева, Томас Моцкус, Мадлен Джабраилова, Наталия Курдюбова, Карэн Бадалов, Сергей Якубенко, Дмитрий Захаров, Рустэм Юскаев, Никита Тюнин, Олег Любимов.
Местами затянуто.
"Войну и мир" Л.Н. Толстого я прослушала пару месяцев назад в виде аудио книги.
Недостаток постановки в том что она короткая: захватывает всего 8 сцен этого Великого романа.
К сожалению, соглашусь с авторами других отзывов: танец Наташи Ростовой в исполнении Полины Агуреевой перебор. Хотя я приняла этот танец т.к. видела Полину в роли Ларисы Дмитриевны в "Бесприданнице" Островского здесь же в Фоменках и та Лариса Дмитриевна была хороша. И сейчас вместо Наташи Ростовой Лариса Дмитриевна в созданном Полиной образе Наташи была.
И да, к сожалению, ни Галина Тюнина, ни Полина Агуреева, ни Кирилл Пирогов не молодеют, а их герои остаются в том же юном возрасте какими их создал Бог вселенной Льва Николаевича Толстого - Лев Николаевич. И да, я согласна с теми авторами кто в отзывах писал о седом 48 летнем Николае или 45 летней Наташе Ростовой. Или 54 летней княжне Марьи. Для меня эта постановка возможность посмотреть еще одну грань таланта любимых актеров и насладиться и их игрой, и танцами, и пением. Хотя голоса спорны, Ксения Кутепова поет (не в полную силу), Полина Агуреева местами не дотягивает. Мне понравилось пение Дмитрия или Юрия Степанова (не могу идентифицировать) игравшего Петю Ростова. У него сильный звучный голос и его пение приятно слушать.
C’est super! Фоменко конгениален. Поставить на основе довольно нудного многотомного романа, отягощённого школьными сочинениями, блистательный лёгкий спектакль – на это способен далеко не каждый. Режиссёр препарирует два тома «Войны и мира» в трёх
измерениях: 1) столичный глобализм с разговорами о политике, о войне и мире, о силах, которые движут народами, 2) московское купечество, больше занятое сплетнями, смотринами, вопросами наследства и денег, чем войной и 3) деревенское помещичество, которому традиции, семья и воспитание важнее всего прочего, в т.ч. войны.
На фоне старой карты Европы проносятся инь и янь, война и мир, голуби и ястребы. Со сцены несётся фирменный прононс и множественные франкологизмы. Пацифист, кутёжник и кидалт ПьерБезухов, напоминающий правозащитника Ковалёва, совершенно феерично танцует с Наташей Ростовой – один только этот эпизод достоин войти в анналы истории театра. У Фоменко стоит поучиться, как театрализовывать обычные рукописные письма. Интересно было бы посмотреть на задумку Фоменко в части сцены, в которой Безухов привязывает спиной квартального к медведю и бросает в Мойку.
3 часа 40мин с 2 антрактами в мастерской пролетают незаметно.
очень запоминающийся и яркий спектакль. единственное, на мой взгляд, слабенькое место - это отец Андрея, считаю несколько переиграно (глубина показана, а не прочувствована, не пережита). в остальном же, просто - браво!
Отличный театр.. Отыгрывают все ситуации, эмоции, чувства на все сто..
Специально использовали и внешне-внутренние данные, так сказать - у сестер Кутеповых оч. противные неприятные голоса.. Хотя.. может, так все организовали, что эти голоса такими кажутся? Раньше в кино, мне кутеповские голоса даже ничего так женственно звучали..
Толстой воспринимается как сейчас написанная вещь про нас..
Начну с небольшого разъяснения, что это, собственно, за сцены такие. Петербург, Москву и Лысые Горы распределили по трём действиям соответственно: в первом – салон Аннет Шерер, разговор Пьера и Андрея, пари Стивенса и Долохова; во втором – именины Наташи и кончина старого Болконского; в третьем – быт княжны Марьи и отъезд Андрея на войну. И в качестве эпиграфа – риторический вопрос: «Какая сила движет народами!», и в качестве эпилога – заключительные строчки песенки про Мальбрука: «Бог весть, вернётся ли?», и не раз и не два задаёт Пьер Андрею ещё один риторический вопрос, на который у того нет ответа: «Зачем ты идёшь на войну?». Но нельзя сказать, чтобы тема войны так красной нитью и шла через весь спектакль – тем было много, стержневую из них выделить крайне сложно, но как ни хотелось бы по привычке выделить единый смысл, единую мораль, понимаешь, что создатели спектакля не писали реферат по заданной проблеме, а просто бережно переносили на сцену бесценные крупицы великого произведения. И перенесли, следует признать, хорошо – текст звучал исключительно Толстовский (только один раз или не один, не помню, слова Анатоля или ещё кого-то отдали княгине Елизавете, но это мелочи), а к костюмам, декорациям, музыке придраться можно, но сложно и не нужно, потому что всё сочеталось естественно и органично, дополняя и подчёркивая одно другое. И снова здесь юмор Фоменко так же хорош, как юмор Арцибашева: уместен, ненавязчив, смешон благодаря остроумию, а не глупости; в частности, качественно улыбнули такие моменты, как чтение персонажами собственных характеристик по книгам и очаровательное представление «пасторали» на именинах Наташи. Но особенное спасибо, конечно, актёрам: снова искренне, трудолюбиво играли все, от самой эпизодической роли до самых первостепенных, никто не «потерялся» на фоне остальных, все запомнились, все ярко, убедительно, чётко нарисовали образы и характеры своих героев. Все на своих местах, не заметно ни одного несоответствия между персонажем и воплощающим его, не слышно ни одной фальшивой ноты, а кто особенно порадовал – так это актёры, представлявшие по нескольку совершенно разных героев за один спектакль, так что не зная об этом, и не подумаешь, что все эти герои – один и тот же человек. Как я и ожидала и что особенно предвкушала, из Любимова вышел великолепный Болконский, но я буду слишком несправедлива, похвалив его одного: из Казакова вышел очень мудрый Пьер, из Пирогова – чертовски обаятельный Долохов, да долго можно будет продолжать эту галерею выразительных портретов, пользуясь только превосходными степенями сравнения. А я выражусь лаконичней – браво, чёрт возьми, браво! Всем «ниасилившим» классику по причине «многабукаф» прописываю обязательное посещение сего спектакля с внимательным просмотром до конечного результата – понимания, что и в ней, даже в скучноватом своим обилием подробностей Толстом, есть чему задуматься и чему улыбнуться.
28.08.2008
Комментировать рецензию
Я впервые увидел классическое произведение, которое не только почти полностью оживило именно те образы, которые остались в голове со школы, но и сделало это произведение легким, безумно красивым и ни секунды не скучным.
Три акта, в каждом из которых актеры меняются ролями. Один актер играет, как правило, героев, которые в будущем станут соперниками или таковыми уже являются. Очень интересный подход, равно как и световые акценты и безупречная игра.
Это вот прямо ОНИ. Те самые герои знаменитого романа в самом начале своего пути. Они ещё иногда и не знакомы друг с другом, но мы ведь знаем, что будет дальше, мы видим за каждым из них их будущее и тем интереснее смотреть, как они, ещё невинные, ещё не соприкоснувшиеся с Войной находятся в Мире.
На полдыхании с придыханием от красоты и выверенности до миллиметра каждой сцены постановки и лучика света, мы просидели все эти короткие 4 часа, а потом ещё долго и увлеченно обсуждали увиденное. Фоменко не чужд символизму, а это всегда оставляет налет загадки, намека автора, которые станут чудной пищей для замечательной послеспектаклевой беседы.
Сходите обязательно. Этот спектакль безупречен.
Честно говоря, ожидала большего... Не зацепило - одним словом.
Может дело именно в сценах, которые выбрал режиссер для постановки, - показались мне не настолько яркими, чтобы их так долго обыгрывать. Плюс некоторые образы никак не вязались с актерами, их исполнявшими (Любимов - Болконский особенно).
Но в целом игра актеров на высоте! Виртуозно сыграли Тюнина, Кутепова (Соня просто великолепна))! Понравился Казаков в роли Пьера.
В целом, двойственное впечатление - что-то понравилось, что-то нет...
В первый раз были в театре Фоменко - красиво, удобно, хорошо видно и слышно. При этом спектакль разочаровал. Он, скорее описательный, для тех, кто досконально знает и любит книгу и готов вспоминать ее любыми способами. Мы читали книгу много лет назад и хотелось "нырнуть вглубину", почувствовать героев, время.
Не почувствовали. Вспоминаю спектакль "Бесы" в Современнике, им удалось передать атмосферу, эмоции, нерв. И все это несмотря на множество героев и запутанный сюжет.
Здесь было скучно, причем казалось, что актерам скучно тоже.
Понравилась игра Галины Тюниной, завораживает, уносит в другую реальность.. но тут же возвращаешься, т.к. она не одна на сцене.
Ушли после второго акта, не знаю, может быть, зря, но, увидев Наташу, поняла, что больше терпеть не хочу.
Первый раз посмотрела этот спектакль лет 10 назад на сцене Новой оперы (с балкона). Что-то воспоминания об этом вечере остались не самые радужные. Сложилось впечатление, что смотреть на другой площадке, а не в мастерской, не стоит. Да и сидя ближе, попадаешь в биополе, возникающее на сцене ( до балкона же влияние не доходило). Пересмотрела недели три назад (стараюсь увидеть, что ставил и как ставил Петр Наумович) - чудный, живой и очень хороший спектакль! Или я изменилась или постановка.... Вероятно, первое.
Второй спектакль Фоменко, на котором была и мне не понравилось.
Кривляются всю дорогу.
Еще так и лезут образы актеров из других спектаклей с их участием, где их манера игры смотрится более органично. С "Войной и мир", имхо, возник некоторый диссонанс.)
А главным аттракционом стал слэпстик в исполнении Наташи Ростовой! Е!
Наконец я поняла, за что ТАК хвалят Петра Фоменко.
Вчера побывали на необыкновенном действе - 3 часа 40 минут удовольствия.
Так живо и так не пОшло поставить классику - настоящее искусство.
В отпуске я как раз перечитывала 1й том и пришла на спектакль со свежими впечатлениями от книги, со своим представлением о том, какими должны быть главные герои.
Пьер Безухов поразил тем, что оказался точь-в-точь таким, каким он жил в моем воображении.
Та же прическа, цвет волос, те же очки и миленькое пузико. Голос, интонации, манеры - удивительно, как попал в точку Фоменко.
Отдельно хочется сказать про Ксению Кутепову, исполнявшую несколько разных ролей в разных действиях. Пусть они получились у нее немного похожие друг на друга. Но. Они все были великолепны. Прекрасная актриса.
Не увидела я Полину Агурееву, которую очень хотелось посмотреть на сцене - попали на другой состав.
Отдельно хочется сказать о самом театре - основное здание с новой сценой очень впечатлило. Огромное современное здание, красивое, уютное, большой буфет, в котором очень быстрые и собранные работники. А вот проход между рядами в зале такой узкий, что я даже удивилась. Как-то несерьезно экономить сантиметры в таком прекрасном театре.
В общем спектакль понравился всем - и тем, кто перечитывал ВиМ недавно, и тем, кто читал еще в школе, и даже тем, кто вовсе не читал оригинала.
От всего сердца советую сходить, тем более, что попасть на него совсем не сложно, в отличие от многих других постановок Фоменко.
Конечно, если Вы не читали произведения Льва Николаевича, вряд ли Вы что-то поймете. Однако ж если Вы читали краткое содержание романа, уже есть шанс на нужные понимание, осознание и восприятие. После спектакля "Войну и мир" хочется читать/перечитывать.
Первая часть действительно скучна. Время от времени зрителя слегка клонит в сон. Вторая и третья, наоборот, стремительно активны. Много сцен и событий. Ярких, шумных.
Классика всегда остается современна. Посмотрите. И услышите/увидите переклички - революция, патернализм, семейственность. Война в конце концов. Обществу, видимо, свойственны одни и те же проблемы - в разные времена.
Да, очень понравилось.
Виртуозная работа над хрестоматийным до затёртости текстом. Завораживает то, как в этом спектакле наведен фокус. Весь толстовский универсум показан с резкостью, наведенной на бытовой слой и сильным размытием прочих слоёв, оставленных фоном. В сочетании с нарочито современными интонациями актеров это даёт неожиданные для зачитанного до дыр текста эффекты стирания временной дистанции, присутствия и и вообще какой-то дополнительный 3D-эффект.
Мне кажется, на эту вещь нужно водить школьников перед прочтением ими романа в первый раз.
Первый раз была в мастерской, хотя много положительного слышала о этом театре от друзей и знакомых. Театр, актеры и режиссура полностью оправдали ожидания. От спектакля осталась в полном восторге. Хотя 2-ой акт не очень понравился (ну не такими я вижу Наташу и Соню), 1-ый и 3-ий - просто восторг!