Комедия |
16+ |
Илан Ронен |
16 ноября 2017 |
2 часа 45 минут, 1 антракт |
После открытия занавеса на сцене – живописная группа людей в серых одеждах, они пристально, с ожиданием в глазах, вглядываются в зал. Ждут Её. Формально – бывшую жительницу этого бедного города, а по сути – вершительницу их судьбы. Он тоже в этой группе ожидающих, Он тоже ждёт и искренне радуется вместе со всеми Её приезду. Он – это маленький человек в немодном костюме и мешковатых штанах.
Эйфория радости охватывает горожан – будет много денег, миллиард долларов, разделенный пополам между городом и жителями. С одним условием – в обмен на жизнь того, кто с Ней нехорошо поступил 45 лет назад, на Его жизнь. Вершительница судьбы города для Него становится вершительницей правосудия. Поначалу Он пытается всё отрицать, потом – спихнуть на срок давности – «Это было давно… молодо-зелено…». Горожане вместе с мэром-бургомистром поддерживают Его – «Правосудие не продаётся!» На самом деле всегда и всюду всё продавалось и продаётся. Когда-то он подкупил двух лжесвидетелей, а теперь она покупает город вместе с горожанами и правосудием.
Город желтеет, сначала по чуть-чуть – вещи, купленные горожанами в кредит, выданный в залог за его жизнь – всё жёлтого цвета, ботинки, у кого-то пояс, у кого-то кофта или рубашка. А маленький человек мечется, у Него глаза – загнанного зверька, «я... я погиб…» Он не может убежать от неизбежного.
А город стремительно желтеет, уже у всех жителей вся одежда жёлтая – на полицейском жёлтый мундир и жёлтая фуражка, священник в жёлтой рясе и фелони, бургомистр, и даже (о ужас!) – его жена и его дети, все в жёлтом, и даже пожелтели листья на деревьях в лесу, тут вспоминается мем придуманный одним русским писателем – «город жёлтого дьявола»! Израильский режиссёр дарит Малому театру новую меру условности и актёрской свободы – лес играют жители города, держа в руках ветки деревьев.
А что с Ним? В жёлтом городе он обретает свободу, из эгоистического состояния «Почему я?» Он переходит к пониманию и осознанию – «Я виновен». И принимает наказание. Перед смертью он отказывается помолиться, и говорит жёлтому священнику – «Молитесь лучше за наш город».
Финальная мизансцена – та же, что и в прологе, группа горожан, правда без одного человека, и в жёлтых одеждах, напряжённо всматривается в зал, видимо ждёт теперь уже грядущего правосудия над ними. Оно придёт?
Вся его семья, как и он в молодости, по-настоящему любят деньги, а через года ее безграничная и разочарованная любовь искала возможность быть вместе, и нашла, разорвав его сердце горем.
Этот город сделал меня шлюхой, а я сделаю из него бордель. Несколько слов к спектаклю «Визит старой дамы» Малого театра.
Дюрренматта всегда было сложно ставить на сцене, ну сложный он дядька. В его драматургия это конгломерат из социальной психологии, футурологии, демонологии и много чего еще, и поэтому любой режиссер берущийся за такое неблагодарное дело, должен сто раз подумать, а еще не раз задуматься прежде чем отрезать. И только подумайте, как сложно органично выстроить на сцене появление Лукавого в маленьком городке и карающего всех его жителей до одного, походя завладевая их душами. Воланд на мой взгляд, был гуманнее к жителям Москвы, чем демоническая аватара Клары. И когда Клара сказала главную фабулу действа: «Этот город сделал меня шлюхой, а я сделаю из него бордель», жители Гюлена уже не поняли, что теперь Бездна смотрит в них.
Но Илиан Ронен, работая над этим спектаклем и подумал хорошо, но и резать не стал... Он стал творить, что ему весьма удалось.
Архитектура спектакля, всегда опирается на определенные точки опоры, бывает, что свита играет короля, бывает и наоборот, но тут Илиан Ронен построил все так, что с одной стороны прекрасно подобранная свита вроде бы играла королеву, но с другой стороны, королева доминировала надо всем. Клара, Людмилы Титовой буквально потрясла глубиной изображения характера и буквально инфернальной элегантностью. И свита была под стать… Трагический Илл Василия Бочкарева, верящий и не верящий в близкую черную пропасть. Чиновник-конформист в исполнении Александра Клюквина, абсолютно синтетически сыгравший переход от дружелюбного земляка, до холодной убийцы протягивающего инструмент суицида марки Вальтер Р-38. Василий Дахненко, которого я даже сначала не узнал в штатском и который, не смотря на сутану, очень профессионально обращался с карабином Маузера, Мария Дунаевская едина в четырех лицах играя сразу четыре роли и ни в одной из них не повторившаяся. Виктор Низовой, буквально растворившийся в роли полицейского (хотя на мой вкус, ему надо бы было вместо фуражки ввести в костюм каскетку немецкого полицейского, к маузерам и вальтерам массовки, это было бы органичное добавление). Кстати на счет карабинов Маузера, очень повеселил штрих, когда хористы поющие жалостный реквием по убиенному ягуару, поют с ружьями на ремне.
И очень в тему были двухуровневые декорации и безусловно, блестящее решение с интегрированным в спектакль театром теней. Про живой почти Шекспировский лес, это вообще воссторг.
Еще хочу отметить работу Художников спектакля Лили Бен-Нахшон Аарон и Анат Штерншус Бедани. Великолепное костюмное и цветовое решение спектакля. Анатомические бронежилеты Тоби и Роби, это просто восторг. Ну а тонкое психологическое нарастание желтого цвета в композиции, которое начиная от желтых ботинок и заканчивая к финалу полностью желтым ансамблем костюмов, показывает степень и градацию захвата душ демоном стяжательства, это вообще высочайший класс. И тончайший органический хореографический флер, вносящий в спектакль непревзойденную пластичность, прекрасная работа Н.В. Цибульской.
В общем большое спасибо Театру и Коллективу. Короче рекомендую.