Кто-то ходит в театр чтобы показать себя на публике и посмотреть на нее, кто-то ходит чтобы культурно провести время, кто-то чтобы просто скоротать вечер. В моем же случае получается так, что не ставится никакая из перечисленных или не озвученных целей, а весь масштаб действия остается в загадочном состоянии до самого конца действия, мероприятия в целом. Даже при наличии рекомендаций, от задействованных в постановке людей, об ознакомлении хотя бы с кратким содержанием оригинала пьесы Шекспира решил оставить все так, как есть, и позволить самому спектаклю и игре людей оставить свой след в сознании и воспоминаниях. Как оказалось – решение было верным. Сюжет оказался понятым без сторонних пояснений. Сам факт того, что в спектакле играли люди не профессионалы, а обычные люди, был беспощадно разорван в клочья за неимением каких-либо причин на то, чтобы существовать и быть недовольным увиденным действием. Все было даже намного лучше и удачнее, чем если бы это смотрелось в театре с профессиональной игрой.
Постараюсь немного систематизировать выражение своих осмысленных мыслей и впечатлений и перейти от описания общей картины к отдельно взятым персонажам.
Первое и довольно сильное, необычное ощущение возникло в самом начале спектакля. В этом сыграло свою роль и нахождение в первом ряду «зрительного зала» (в кавычках, т.к. в данном случае нет строго определенного понятия зрительный зал, поскольку и сцена и зрительные места представляют собой единую часть, в которой все взаимосвязано, нет ощущения сидения перед телевизором) и сама игра людей (не уверен как правильней называть людей, задействованных в спектакле, т.к. кто-то может быть обижается на слово «актер» и называет себя другим понятием, поэтому выражать свою мысль буду продолжая использовать понятие «люди/человек»). Когда ты сидишь и буквально в метре от тебя происходит действие, стоит только руку протянуть и ты дотронешься до человека, но при этом вы с ним находитесь в «разных измерениях» и если ты его буквально «пожираешь взглядом», то он смотрит сквозь тебя и не замечает, а такие взгляды всегда вызывают какой-то холодок по спине. Возможность отключить себя от мира реального и выстроить вокруг себя немного другой не нова и не стара, но пришлась очень к месту (не могу сравнивать эту игру с игрой профессиональных актеров или же выпускников театральных вузов, может быть это и присуще любой ситуации, но тут, увы, я не силен в познаниях и останавливаться не буду).
Не слишком понятна для меня оказалась начальная сцена, которая по идее несла в себе смысл авторского предисловия, чтобы дать точку отсчета событиям, обыграна была в лицах и скорее всего это немного сбивало восприятие. Примерно такая же ситуация была и в заключительных сценах с аналогичным «авторским словом», но там уже это не воспринималось по причине переполненности эмоционального банка, загруженного всем предшествующим действием.
Уже после окончания спектакля пришло осознание разницы в восприятии первого и второго акта. Первый акт, по моему впечатлению, проходил как-то в режиме «собеседования», когда зритель «приглядывался» к участвовавшим в спектакле, и участвовавшие «приглядывались» к зрителю. Т.е. ни люди задействованные в спектакле, ни зрители не успели образовать «единую сферу», все еще чувствовалась граница. Возможно, это было связано с тем, что не все зрители успели вникнуть в суть происходящего, возможно, не все играющие люди успели перестроить восприятие от реальной жизни к самому действию и другой реальности. Поэтому первый акт прошел немного в неопределенной обстановке.
Второй же акт стер эту границу. Причем стерлась она еще в самом начале, когда при проходе на свое зрительское место тебе нужно было пройти через своеобразные «ворота» действующих лиц. Т.е. ты еще не успел дойти до своего места, но ты уже попал в атмосферу самого действия, что опять же было необычно, т.к. мы привыкли к совершенно другому. Дальше все события пошли уже не «перед тобой», а «вокруг тебя», сам зритель оказался в «эпицентре» события. Личное восприятие события уже не в роли зрителя, а в роли одного из участников, уровень эмоциональных переживаний возрос в разы, т.к. когда смотришь со стороны – чувства одни, когда же сам переживаешь что-то – уже все выглядит по-другому.
Накал страстей закономерно продолжал возрастать и с учетом, что «граница» оказалась стерта, все оказались на одной волне чувств и переживаний. При этом т.к. играли не профессиональные актеры, которые в большинстве своем играют именно роль, т.е. надевают на себя чужую маску и показывают ее другим, а обычные люди, что и сидевшие в зале, барьера для понимания чувств и их восприятия не было. Да, люди всеравно «вживались» в роли, но при этом со стороны их игра и эмоции были их, простого человека, что ценится больше, чем мастерски обыгранная эмоция (опять же в моем личном понимании и мнении). Естественно абсолютно идеального тона выдержать не получилось, где-то были какие-то «проколы», какие-то незначительные отступления, но лично для меня это только еще больше добавляло положительных эмоций и пополняло счет в моем банке эмоций.
Резюмируя общую картину, могу сказать, что положительный заряд эмоций был просто бесподобен. Я не получал такого заряда и когда ходил в этом году на «Веер леди Уиндермир» в театр им. Гоголя, где играли профессиональные актеры (хотя посмеялся там отменно), и когда попал на дипломный спектакль «Остров» в тот же театр. Там было именно впечатление, что ты сидишь перед телевизором и втянуться в сам мир действий тогда не получилось или, может быть, даже не было задумано. Здесь же все было кардинально противоположно и это оказалось огромным плюсом. Дорога домой и остаток вечера дома был как «в тумане», т.е. не произошел резкий обратный возврат в реальный мир, волна эмоций была совершенно другой, в отличие от обычных дней. Даже в течение нескольких дней после спектакля все это еще отчетливо держалось в голове, причем не сюжет и действия, которые и по сей день имеют место быть в мозговой копилке, а именно эмоциональная волна, позитивная волна, дружеская атмосфера и теплота. За собой такой «эйфории» я уже давно не замечал, за что отдельное спасибо всем людям, которые приложили колоссальные усилия, чтобы такой обычный зритель как я и другие присутствующие на спектакле смогли насладиться этим зрелищем. Минимализм костюмов в некоторых случаях сначала бросался в глаза, но когда ты оказываешься в самой атмосфере на вещи нет времени обращать внимания, нельзя упустить нить слов, фраз, поток мыслей и чувств. Вещи служат лишь переходными воротами от мира материального и физического к миру нематериальному и духовному.
Переходя к описанию каждого действующего лица в отдельности сразу хочу предупредить о возможности неправильного толкования увиденного, т.к. оно может не соответствовать заложенному смыслу. Все мы люди и у каждого есть свое видение происходящего, свое восприятие и свои мысли.
Дабы не было обиженных и удивленных, перечислять «результаты работ и заслуги» каждого отдельного лица буду в соответствии с предоставленной и сохраненной программкой спектакля. И предвкушая сие, хочу еще заметить, что, на мой взгляд, подбор людей под роли в спектакле или же выбор самими людьми себе ролей был просто идеален. Я пытался себе представить спектакль при игре других лиц, т.е. немного другого состава группы (т.к. рекламный ролик несет в себе нарезку с участием не одного состава, а почти всех возможных участников спектакля), но не получалось. Может быть, если бы я «пережил» это еще раз уже с другим составом, то ощущения были бы схожи, но пока для меня это идеальный вариант подбора человека к роли.
Полоний.
Грация, важничество, поддержание собственного высокого статуса и значимости, при разумном осознании невозможности оказаться на самом пике вершины, но при этом быть на самом близком расстоянии от него и строить свою цель и перспективу на этом. Игра была просто бесподобна, внешний же облик только еще больше усиливал положительный эффект.
Офелия.
При условии, что этого человека ты знаешь в одном «образе» в реальной жизни, оказалось огромной неожиданностью увидеть его в другом, но при этом не разочароваться от увиденного (как часто происходит в жизни), а наоборот, порадоваться и за него, что есть еще что-то другое в жизни и оно приносит счастье, и за себя, что ты стал свидетелем раскрытия человека, таланта, заложенного в нем. Это сродни наблюдению за распусканием цветка или восходом солнца, который знаменует приход чего-то нового, нового дня или восприятия, ощущения, впечатления. Женственность, хрупкость, детская неведение с любопытством и тягой к познанию нового в первом акте, сумасшествие во втором акте, от первых секунд которого возник настолько реальный и сильный страх за человека, который невозможно выразить словами. А что если на самом деле случилось что-то и ты не сможешь ему никак уже помочь, «спасти» его от падения в неизвестную пустоту? Но вскоре пришли успокаивающие мысли, что это лишь игра и, как в случае с Гамлетом, здесь ничего не произошло с реальным человеком, играющим роль, он лишь изображает сумасшествие, хотя подсознательный страх где-то затаился внутри и оставался.
Горацио.
Уверенность в своих действиях, честность моральная и духовная, хотя и не все выкладывается на чистоту со всеми, но помыслы при этом об общем благе, а не собственном обеспечении и процветании, помощь другу и товарищу всеми возможными силами, но одновременно с этим и жертва и потеря этого во имя большей цели и блага. Харизматичность и вдохновение окружающих.
Палач.
Образ палача и сочетание с образом реального человека настолько предвосхитили все ожидания и чувства, что это неописуемо. Настолько кажется идеальным это и не понятно, либо настолько великолепна игра, либо настолько великолепен сам человек и его образ, либо третий вариант, не поддающийся объяснению.
Чарльз.
Человек не сломленный никакими муками и издевательствами, предательством товарищей и соблазнением, но поступившийся своей правдой и верой в нее ради любви и любимого человека. Единственная слабость, ради которой ты готов на все, в том числе быть «грязной свиньей, роющейся в помоях», но именно эта слабость и делает тебя человеком с душой и сердцем, а не просто телесной оболочкой. Корыстность в поиске выгоды, измены любимому человеку, прямое ведение людей не осознающих последствия действий, ведущих к верной гибели, но при этом, как и Горацио, человек, ищущий того общего блага для окружающих. Любой лидер, ведущий за собой людей всегда стоит перед выбором и порой для обычного человека такой выбор выглядит варварским, диким, кощунским, но слабый не может быть лидером, а сильный продолжает идти, принося в жертву частичку себя каждый раз, когда делает этот выбор.
Элизабет.
Ревность и смирение, любовь и ненависть. Простой человек по своему происхождению и поведению, но обладающий безграничным чувством любви по отношению к своему единственному и любимому, готовый поддержать его в любой напасти и слабости, возродить его из пепла, пробудить от дурного сна и кошмара.
Бенволио.
Опыт и мудрость ведут этого человека по жизни, но в какой-то момент мудрость и знания порождают трусость и желание пойти легким путем, лишь бы не дойти до пропасти. Но чувство сожаления и сочувствия окружающим не дают сердцу полностью закрыться от всего происходящего.
Генри.
Молодость и незнание, желание всего и сразу, да побольше. Было очень интересно наблюдать за игрой и узнавать в каких-то моментах частичку такого же себя, пытающегося пройти маршем по ниточке, протянутой над пропастью, не осознавая самой сути и смысла происходящего и желаний.
Амалия.
Развратность, торговля телом и красотой для выгоды себе, а значит влечение за этим последствий в виде черной игры с чувствами других людей, но при этом почти полное отсутствие осознания своей значимости, своего статуса в той среде, в которую попадает. В то же время открытость сердца и добродушная простота, желание помочь тому, кто частично проходит тот же путь, что был пройден ей самой, пусть не в физическом и прямом смысле, но в моральном и духовном. Крики и пощечины на высоте.
Суфлер.
Маленький человечек, которого все отодвигают на второй план, но он при этом себя видит и действует на первом плане и влезает во все, что слышит и видит. Правда зачастую эти действия несут прямо противоположный эффект от задуманного, т.к. все делается в собственных корыстных целях.
Хочу еще раз выразить огромную благодарность за такой огромный титанический труд по работе над постановкой спектакля, великолепную игру задействованных в самом спектакле людей, кучу положительных эмоций, полученных от просмотра и «участия», а так же пожелать дальнейших успехов как в жизни и быту, так и в творчестве и самовыражении.
Никогда не была в этом театре, даже не слышала про него. Посмотрела рейтинг и решила сходить. Могу сказать что я часто хожу в театры, но этот спектакль поставила в своем личном рейтинге спектаклей на второе место. Первое занимает питерская постановка Раблера "Гаргантюа и Пантагрюель".
"Убийство Гонзаго" это синтез современного искусства с наследием классического театра. Хотя идет три часа (что немного тяжеловато воспринимать под конец), он держит в напряжении и восхищает. Не буду пересказывать сюжет, советую просто сходить и насладиться. Если вы только ничего не имеете против подвального помещения с низкими потолками, где не работает телефон и маленьких деревянных стульев, на которых придется просидеть три часа
Великолепный спектакль. А главное мотивирует начать изучать историю и литературу, чтобы подробнее изучить события 12 века. Это же так интересно.
Вопрос: Директор выбрал этот спектакль потому что зал сделан под средневековье или зал специально сделали под это спектакль?))
"Убийство Гонзаго"...как много в этом спектакле.. Жизнь и смерть, юмор и трагедия..Данная постановка- потрясающая феерия, держащая зрителя доконца..Этот спектакль заставляет задуматься о том, что мы все с вами всего лишь "актеры" в театре под названием "жизнь"..И мы играем то, что нам скажут..ИЛИ..если нам ЗАПЛАТЯТ...Нам ЗАПЛАТЯТ, ЗАПЛАТЯТ...
"Убийство Гонзаго"-это больше,чем просто спектакль, это жизнь, которую зрители проживают вместе с актерами. Для меня всегда в постановках были важны не именитые актеры или известные постановщики, а тот смысл и те эмоции, которые давал мне спектакль..И "Убийство Гонзаго" превзошел в этом все ожидания.Ведь этот спектакль- целая палитра чувств, эмоций и переживаний..
Я смотрела его раза четыре, и каждый раз он раскрывался для меня по-новому. С удовольствием приду еще и еще...
Данный спектакль я бы советовала посмотреть каждому Ведь если вы не видели "Убийство Гонзаго", вы не видели жизнь)))))
Может ли артист одним словом со сцены изменить ход истории? Может ли один спектакль повлиять на судьбу целого государства? Артист должен изрекать только истину – чего бы это ему не стоило. Готовы ли слуги Мельпомены ради искусства принести в жертву свою жизнь, ведь порой достаточно сказать лишь одно слово, чтобы стать бессмертным, только важно знать, когда и где его сказать. Или же, правда, в том, что в этой стране только палачи нормальные, потому, что только они служат истине
Видео к спектаклю: http://www.youtube.com/watch?v=hMpVhf1mNFU&feature=plcp