Детский |
6+ |
Юрий Алесин |
1 час 10 минут |
Против истины всё-таки не пойдёшь и никуда-то от неё не денешься: ребёнок зверь страшный и не вполне познаваемый, так что детский спектакль - особый жанр, там гораздо больше, мне кажется, надо думать о реакции зрителя, потому как переборщить в одном лишь моменте - и всё, крах, дети станут потом слишком активно реагировать. Или наоборот, станет им неинтересно и всё. Теперь, воздав должное жанру, стану хвалить непосредственно "У ковчега в восемь" - детский спектакль Юрия Алесина, о котором здесь речь. Во-первых, выбор драматургии, мягко говоря, странный, - немецкая пьеса, местами напоминающая такую "введение в религию для самых маленьких" - но вполне себе удачный. Пингвиныи - главные герои действа - очаровательны, то есть и актёры очаровательны, и персонажи. Во-вторых, музыка, конечно: живая музыка всегда спектакль делает намного лучше, а когда сам по себе он хорош, и вовсе поднимает до небес. А здесь музыка ещё и несказанно хороша и эти прекрасные рок-мотивчики, в каждом из которых что-то такое знакомое чувствуется - ах! Все необходимые элементы жанра выполнены с ювелирной точностью: интерактивность в нужном объёме, наличие некой морали, но без слишком назидательного тона, и все эти песенки, и то, что спектакль идёт чуть меньше полутора часов в данно случае тоже большой плюс. Ну и взрослым, собственно, тоже скучать не приходится: мы, во-первых, вместе с детьми, поддавшись светлому порыву, кидали на сцену по команде снежки, наслаждались вышеуказанными бесспорными преимуществами спектакля, а я ещё почти до самого конца предстваления гадала, что там за отношения у пингвинячьей троицы - любовный треугольник или всё же menage a trois, но в конце всё встало на свои места. И про отношения я, кстати, не очень-то и надумываю - там это отыграно слегка.
В общем, всем советую, отведите детей, если таковые имеются, на "У ковчега в восемь", а если детей временно нет в наличии, но душа лежит к киданию снежков, когда под ногами только листья, и вообще в Арктику потянуло - вам тоже туда.
Нет-нет-нет! Вы не правы, когда думаете об актёре, играющем роль «третьего пингвина» в детском спектакле, что он, скорее всего, бездарность, неудачник и мизантроп. Это в Вас говорят обидные стереотипы о детском театре. Да, мало кто сейчас всерьёз занимается его развитием, да, для детей пишется катастрофически мало хороших пьес и да, ТЮЗы по всей России держат при себе многих, кого не пускают на порог настоящего, «взрослого» театра. Всё это вытекает из ещё одного стереотипа: сочинять, ставить, играть для детей якобы слишком просто. Но попадаются иногда детские спектакли, сделанные всерьёз, талантливо и глубоко, с любовью к маленьким зрителям, с фанатичным отношением к театральному искусству. Таким, к моей радости, оказался спектакль Юрия Алесина «У ковчега в восемь».
Казалось бы, сюжет, в основе которого лежит библейская легенда о Всемирном Потопе, мог бы заинтересовать только кого-то вроде детей Фландерса из известного американского мультсериала… Ан нет! Фландерсу пришлось бы утащить сыновей ещё в начале спектакля: для его богомольных детишек «У ковчега в восемь» - слишком вольнодумное и слишком весёлое действо. Без лишнего морализаторства, без библейских цитат, многим маленьким зрителям впервые расскажут о Боге. И тут же, как только прозвучит Его имя, понесутся потоком и вопросы, которые рождаются в голове у любого ребёнка, лишь только начнёшь говорить с ним о самом важном: «А как понять, что Он есть, если Его не видно?», «А почему я должен быть хорошим?», «Почему убивать плохо?», «Как Бог наказывает?», «Почему Он бывает жесток?». Пьеса Ульриха Хуба значительно облегчит ответы родителей на эти и многие похожие вопросы.
Но что самое приятное – с такой сложной задачей режиссёр Юрий Алесин и творческая команда театра «Будильник» справляются играючи, успевая шутить, наслаждаясь театром в его подлинном смысле. Дети и их родители не только узнают историю трёх пингвинов, спасшихся от Потопа на Ноевом ковчеге, но и похохочут над ссорами этих странных птиц, над самовлюблённостью и растерянностью голубки, над внезапными поворотами сюжета. К немалому удовольствию публики, спектакль начинается с интерактивного элемента: Арктика на сцене появляется только тогда, когда все зрители дружно кинут на сцену войлочные снежки. Всё действие сопровождает живая музыка (гитара А. Ахвердяна, бас-гитара А. Стефановского, духовые Д.Шамшина, перкуссия В. Малыгина), забавные звуковые эффекты (ветер из полой пластмассовой трубки, гром из железного листа), секреты которых не прячут от детей. Сюжет приятно перемежают забавные песенки в стиле light-rock. Реквизит и декорации простые, но не без фантазии: тучи на верёвочках с дождиком-мишурой, спасательные круги, войлочные сугробы, гигантский красный чемодан, огромный радужный зонт и многое другое…
Что же до актёров (Александр Амелин, Ольга Петрова, Александр Караваев, Марианна Дырзу), то они играют выразительно, каждый в своём образе. Особенно зацепил Александр Караваев - тот самый «третий пингвин», к которому большинство заранее испытывает неосознанную враждебность. Единственный немного расстроивший недостаток спектакля– технические оплошности. Впрочем, уверена, что его причина – молодость театра, у которого нет даже собственной площадки, где всецело можно было бы положиться на технику.
Итак, начну с самого начала. Как говорил классик:"Театр начинается с вешалки". У меня поход на этот спектакль начался с бронирования билетов через интернет: очень приятное впечатление оставило общение с Ларисой, вся информация очень оперативно, доходчиво и доброжелательно - уже приятно. Дальше собственно про саму "вешалку" насколько я поняла разные спектакли театра "Будильник" проходят на разных сценах, мы были возле "старого детского мира". Бархатные портьеры, мраморное крыльцо - нет, это не про это место. Всё гораздо скромнее, и я бы сказала неформатнее - сначала напрягло. Поднимаемся по лестнице - сидят двое молодых людей (такого странноватого вида), у которых я спросила как нам пройти в зал и где купить билеты, они мне всё показали - очень вежливые (потом оказалось, что это музыканты, играющие на спектакле на всевозможных инструментах). А дальше...сам спектакль, тут много было написано, не буду повторяться, но я вспомнила себя в студенческом возрасте, много смеялась, наслаждалась музыкой, игрой актёров, юмором и режиссёрской задумкой. Дети в восторге, моя дочь (6,5 лет) сказала, что это был лучший спектакль в её жизни)) Всем спасибо!!!
Жила-была шведская семья пингвинов: верующий (Амелин), сомневающаяся (Петрова) и убеждённый атеист (Караваев). На почве религиозных конфликтов последний вынужден был покинуть товарищей… Но не спешите с выводами: пьеса Ульриха Хуба «У ковчега в восемь» в самую последнюю очередь похожа на морализаторскую проповедь. Без пафоса и пиетета внесценический персонаж Бог, которого вдруг всё достало, устроил Всемирный Потоп, и его уполномоченная Голубка (Дырзу) пустилась оповещать всех тварей, как водится, по паре. Наши благочестивые пингвины получили два билета на Ковчег, но бросить третьего они не могут – и проносят контрабандой, рискуя быть выброшенными Ноем за борт. Закончилась эпопея благополучно: пассажиры сошли с борта на обновлённую землю, а Бог признал свою ошибку и пообещал больше потопов не устраивать. Концепция театра «Будильник» - «чтобы дети рассуждали как взрослые, а взрослые – по-детски смеялись». Лучшего определения я бы не дала, а будучи человеком, окончательно взрослеть не собирающимся, я и смеялась над удачным юмором, и могу заверить, что это отнюдь не пустой, а весьма философский, для своего жанра, спектакль. Например, тема смерти для многих родителей считается таким же табу, как и тема рождения, и сказки вроде «дедушка уехал в командировку» звучат не реже, чем «тебя принёс аист», а мне кажется, что нет худшего вранья, чем враньё детям. А уж в том, чтобы кто-то из современных мам и пап находил время адекватно рассказать ребёнку о Боге, я и вовсе сомневаюсь. Дети же очень тонко чувствуют фальшь и обладают бОльшим абстрактным мышлением, поэтому здесь к заведомо недостижимой реалистичности не стремятся – вместо пингвиньих масок несомненно приятнее смотреть на живые человеческие лица, человеку, рассыпающему по сцене листья, не нужно сюжетное оправдание, а необходимые звуки можно тут же воспроизвести: гром – ударив по металлическому листу, дыхание спящих тигров – подув в пластиковую трубку. Музыка тоже живая – гитара, бас, саксофон, под этот маленький оркестрик исполяняются замечательные песни с непопсовыми мотивами на режиссёрское либретто. С самого начала спектакля, когда дети сами создали на сцене Арктику, забросав её снежками из ваты, между сценой и залом установилась несущая море позитива взаимосвязь – актёры реагировали и отвечали на детские реплики, общались с музыкантами, и это было более естественным, чем актёрская отрешённость от зала по канонам «взрослого» театра или набившее оскомину что-то вроде «дети, помогите, ответьте хором». И актёры, и музыканты работали с явным удовольствием, энтузиазмом и самоиронией, без переигрывания, заискивания перед публикой и тем паче без халтуры. На протяжении часа действие «держало» взыскательную и разношёрстную детскую публику, никто не заплакал, не заскучал, не запросился домой, не задавал вопросов, свидетельствовавших бы о непонимании происходящего. Для меня, непосвящённой в работу с детьми, привыкшей, что они шумят, тупят, капризничают, мешаются, такой спектакль видится маленьким чудом, а качественный детский театр вообще – призванием, пожалуй, более сложным, нежели театр репертуарный, кормящий кассу бесчисленными мелодрамами, которые обыватель с аппетитом потребляет. В общем, господа, имеющие в наличии сыновей, дочерей, братишек, сестрёнок, племянников, племяшек и т.п., теперь вы знаете, куда племя молодое-незнакомое сводить с пользой и удовольствием – просто следите за сайтом театра «Будильник». И я туда ещё когда-нибудь вернусь, ведь там обещают спектакль по Шэлу Сильверстайну, которого я очень уважаю и люблю.
26.09.2010
Комментировать рецензию
Сынуля (7 лет) после просмотра, спросил меня: "Папа, а Бог есть?", потом немного подумал и сказал "Шучу!"...
Особенно понравилась рок-группа на сцене. Живое музыкальное сопровождение придало спектаклю неповторимый колорит. Завораживающе смотрелся и слушался Гитарист, а шапочка на голове у духовика - это отдельный реквизит :) Что касается самого спектакля, все играли гениально, но Плохой Пингвин (Александр Караваев) превзошел все ожидания. Ну и конечно же прекрасная Голубка (Марианна Дырзу)! Спасибо ребята!!! Отличное завершение недели!