«Травиата» - спектакль театра «Новая Опера» по опере Джузеппе Верди. Музыкальная редакция Евгения Колобова. Режиссер Алла Сигалова. Сценография Эрнста Гейдебрехта.
«Такого профессионального во всех компонентах, цельного и непредсказуемого спектакля не только в Новой опере, но и во всей Москве не видывали давно» - написала о нем газета «Культура» в ноябре 1999 года.
Да, да – «Травиата» идет на сцене Новой оперы аж с прошлого века! Но благодаря блестящей постановке и отличному ее исполнению артистами этого театра - по сей день собирает полные залы.
Сюжет известен даже не знатокам оперного искусства – кто-то читал роман А. Дюма-сына «Дама с камелиями», кто-то видел одну из многочисленных его экранизаций, я же, вдобавок, еще умудрилась посмотреть несколько лет назад и одноименный балет в Большом театре.
Роман повествует о любви между парижской куртизанкой и романтичным молодым человеком. Прототипом героини являлась возлюбленная Дюма - Мари Дюплесси, которая в 23 года умерла от туберкулёза. Из-за болезни сильные запахи были для неё непереносимы; аромат роз или гиацинтов вызывал головокружение, поэтому она любила камелии, которые почти не пахнут…
В 1848 году Дюма, переработав роман в пьесу, с большим трудом добился ее постановки. На премьере присутствовал Верди, который, заинтересовавшись, принялся за создание оперы и сотворил шедевр, вот уже потора столетия не сходящий с ведущих оперных сцен!
Дюма, послушав оперу «Травиата», содержание которой было ему, как никому, знакомо, был поражен. Он считал, что Верди обессмертил его «Даму с камелиями», о которой через полвека никто, по мнению писателя, и не вспомнил бы.
В редакции Евгения Колобова опера сокращена с трех актов до двух, но эти изменения не коснулись сути произведения, сокращения, наоборот, лишь подчеркнули характеры героев и приковали все внимание зрителей к развитию их отношений.
Мне очень понравилась эстетика спектакля. Декорации в стиле хайтек. Светильник-паук, который то складывает свои «щупальцы» с софитами, то грозно нависает, занимая чуть ли не все пространство сцены.
В декорациях и в костюмах преобладает черный цвет – цвет траура.
Спектакль Аллы Сигаловой начинается именно со смерти главной героини.
А затем идут воспоминания Альфреда…
По мнению многих современных специалистов, музыка оперы отмечена психологической глубиной. Композитор стремился передать в ней оттенки душевного состояния героев.
Мне трудно судить, насколько это так, но все два часа я наблюдала, как Виолетта, в прекрасном исполнении Марии Буйносовой (сопрано) билась и металась, словно раненая птица, пытаясь вырваться из замкнутого круга собственной судьбы! Её завораживающе красивый голос был полон такого страдания и боли, что никого не оставил равнодушным!
Мощный, в прямом и переносном смысле, образ создал и Александр Мартынов (баритон), исполнявший роль Жоржа Жермона – виновника того, что счастье его сына было так недолговечно.
А вот Сергей Писарев (тенор, солист горячо любимого мною Арт-проекта «Тенора XXI века») в роли Альфреда не произвел на меня должного впечатления…
В спектакле очень хорошо поставлены и исполнены массовые сцены, которых здесь не так и много.
Оркестр – выше всех похвал (дирижер Дмитрий Волосников).
Из немногочисленных оперных спектаклей, виденных мной в «Новой опере», этот показался мне наиболее сильным по эмоциональному воздействию на зрителя.
Мир меняется, а тема любви и смерти остается актуальной... А уж во время пандемии тем более. Не даром эта история воплотилась сначала в романе, потом в пьесе, опере, балете, кино... Мы смотрели историю Виолетты и Альфреда в Новой опере.
Это настоящая оперная классика, где всё на итальянском, но проблем с пониманием сюжета не было, ведь есть либретто и субтитры... а главное музыка... прекрасная музыка в исполнении настоящего оркестра... А как они поют в массовых сценах... это надо слышать!
Декорации минимальны: барная стойка, несколько перегородок и люстра-трансформер, похожая то ли на паука, то ли на спрута... Цвета нет, все черно-белое... и черного явно больше, что не удивительно... От загородного дома остался только велосипед...
А перед спектаклем была небольшая беседа с искусствоведом. Для нас, профанов в оперном деле, было очень интересно и информативно. Жаль только, что времени на беседу было мало.
Мировая премьера оперы "Травиата"(traviata в переводе с итальянского означает “падшая”) состоялась в 1853 году в Венеции. Либреттист Ф.М. Пьяве написал сюжет на основе знаменитого в то время романа А. Дюма-сына 'Дама с камелиями'. Дюма, познакомившись с «Травиатой», воскликнул: «Через пятьдесят лет никто бы не вспомнил о моей «Даме с камелиями», но Верди обессмертил ее».
Эта опера о любви и её гибели, любви достаточно необычной между куртизанкой Виолеттой - главной героиней и Альфредом - ее поклонником и любовью.
Альфред впервые встречает Виолетту в салоне мадам Флоры Бервуа, и сразу попадает под её чары. Она тоже влюбляется в Альфреда Жермона. Но рядом с ней витает дух смерти, потому что Виолетта тяжело больна, приступы туберкулеза постоянно мучают её. Альфред, уговаривает Виолетту оставить свой образ жизни и уехать с ним в деревню. Виолетта соглашается. Казалось, для Альфреда дни счастья будут длиться вечно. Но приезд отца, стал началом крушения счастья молодых людей.
В опере великого Верди "Травиата"- главную роль Виолетты в тот вечер исполняла лауреат международного конкурса Мария Буйносова. Её голос настолько нежный и трогательный, полон страдания и боли, что никого не оставил равнодушным. На мой взгляд, это прекрасное исполнение, чувства просто переполняли, когда я слушала этот голос.
Понравились сцены с большим количеством артистов на театральной подмостке. Хор пел как одно дыхание, дружно, слаженно, динамично. Артисты потрясающе сыграли сцену осуждения Альфреда и сцену унижения Виолетты.
Голоса великолепные, манера исполнения трогательная. Голоса некоторых актеров остались в памяти.
Хачатур Бадалян, исполнитель роли молодого Жермона - Альфреда, понравился. И его главные партнеры, Борис Стаценко и Мария Буйносова, пели так, что щемило сердце, их голоса поднимались до такой вершины, где живет красота, гармония и совершенство.
Борис Стаценко в роли старшего Жермона был необычайно хорош, а Мария Буйносова в роли Виолетты была просто великолепна. Волшебные звуки оркестра под управлением дирижера, заслуженного артиста РФ Евгения Самойлова несомненно обогатили эту оперу. Зрительный зал в конце, так проникся великим искусством оперы, что продолжительные аплодисменты долго не отпускали артистов со сцены
ДЖ. Верди – король оперы, во-первых.
Мелодии Верди – бесподобны, их можно слушать всю жизнь, не ограничивая себя.
Но мы, как известно, постоянно должны это делать. Как-то ограничиваться.
Потому что диета – довольно полезная штука, и для восприятия музыки тоже. Оперное меню может быть продуманным.
А «Травиата» в музыкальном смысле – то самое пирожное, которое рекомендовала есть ветреная Мария Антуанетта своим подданным вместо хлеба.
Пирожное «Травиата» – не только прекрасное, но и провокационное.
Поскольку либретто оперы создано по мотивам пьесы Александра Дюма-сына «Дама с камелиями». Верди наверняка увлекся сюжетом, и не убоялся взять в качестве главной героини своей оперы куртизанку (прототип которой писатель Дюма-сын лично знал и ценил, недолго) и преподнести ее как образец благородства, душевной чистоты и способности к самопожертвованию во имя любви. Джоаккино Верди также подчеркнул свой выбор музыкально: мелодия любви Виолетты Валери и тема ее смерти – самые яркие и самые глубокие. Вот у Альфреда – блестящий застольный вальс. Так ему и надо.
Что в постановке Новой оперы удивительно и интересно?
-да, черный цвет, костюмы, декорации, эмоции, это все заметили и всем понравилось. Мне тоже.
Очень классно, стильно и трагично выглядит.
-на входной двери в театр прикреплено объявление: «Виолетта – Мария Буйносова»
Маленькая деталь сразу цепляет за сердце. Потому что интимно, театрально и думаешь о Виолетте немного заранее. Даже не добравшись до шампанского в буфетах.
Тут все удобно, кстати. Можно сразу начать вечер, сделав пару шагов от гардероба в сторону барной стойки. Сначала подготовить себя, потом, в антракте, взбодрить, и, наконец, утешить.
-дуэт-дуэль Виолетты с отцом Альфеда Жермоном Недосадный эпизод в лав-стори. Как обычно это получается? Консерватор-отец на фоне страсти влюбленных красиво, но занудно распевает свои аргументы за честь семьи, общества и государства. Этого нет здесь. Необычно.
Жермон выступил невероятно достойно, и в вокальном смысле, и по существу дела. Переиграл молодого любовника Виолетты. От манипулирования положением и коварных уговоров прошел быструю эволюцию к высокой оценке дамы сердца сына и защите девушки от него.
Но Виолетта умирает, не заметив еще одного рыцаря. Столь страшна любовь.
-никогда не замечала, что хор, который вкупе представляет развращенное пороками общество, в котором вращается Виолетта, не участвует в погибели, напротив, я бы назвала его хор добрых людей (и красивых!). Они вовсе не желают ей дурного. Поют – «Мы с тобой». Красиво поют. Это о трогательно и впечатляюще, когда хор – настоящее действующее лицо. Правда, в Новой Опере часто так.
- режиссер – Алла Сигалова.
Каждый раз , приходя в Новую Оперу , я слышу качественную музыку и великолепные голоса.
Но кто ожидает от оперных певцов ещё и незаурядных актёрских данных?
Этот кто-то я.
Я надеюсь и актёры оправдывают моё ожидание.
Виолетта знает жизнь , вроде бы с благополучной стороны , но , как и у любой дамы полусвета , её положение зависит от капризов мужчин.
За право лицезреть красоту прекрасной дамы борются барон и небогатый юноша , своей простотой и небольшим , но горячим умом, покоривший сердце Виолетты.
Барону все девушки покорны , хотя укол ревности он получает , а у юного любовника Альфреда , что продолжает портить репутацию Виолетты , кроме пустоты в карманах нет более отягчающих обстоятельств.
Семья Альфреда простила бы ему сожительство с куртизанкой , но сестру он компрометирует этим , а ей надо замуж выходить.
Отец юноши просит Виолетту оставить Альфреда ради этого факта и ей остаётся покориться , ибо она тяжело больна и месяцем раньше -месяцем позже...
Запасайтесь носовыми платками , быть трагедии!
Опера "Травиата" в сценографии Эрнста Гейдебрехта сразу заставляет задуматься о смерти. Первое, что мы видим на сцене, - это финал оперы! Во время увертюры на сцене Альфред и мертвая Виолетта. Герой раздавлен горем, он не понимает, что делать с телом, не верит, что его возлюбленная умерла. Потом появляются гробовщики и уносят труп любимой, а мы на два часа погружаемся в воспоминания Альфреда, как бы отматывая назад нить времени и пытаясь понять, возможно ли было предотвратить трагедию...
В редакции Евгения Колобова опера сокращена с трех актов до двух, но эти изменения не коснулись сути произведения, более того, я считаю, что сокращения наоборот подчеркнули характеры героев, и все наше внимание приковано к развитию их отношений.
Преобладание темных красок, черные костюмы исполнителей - все напоминает о смерти, это цвет траура по той любви, которая умерла вместе с Виолеттой...
Как известно, опера была написана по мотивам романа «Дама с камелиями», в основу которого были положены автобиографические записи, главным персонажам оперы соответствуют реальные прототипы. Прототипом Виолетты стала знаменитая парижская куртизанка Мари Дюплесси, считавшаяся не только очень красивой, но также и весьма умной женщиной. Среди поклонников Дюплесси был и Александр Дюма-сын. Считается, что в разрыве с Дюплесси и отъезде сына виноват Дюма-отец. Вернувшись в Париж, Дюма-сын не застал любимую в живых — она умерла от туберкулёза в 1847 году. Через некоторое время вышел роман «Дама с камелиями».
Благодаря прекрасной музыке Верди эта опера считается одной из шедевров оперного искусства, а партию Виолетты исполняли такие звезды, как Мария Каллас, Монсеррат Кабалье, Галина Вишневская, Анна Нетребко и многие другие.
Из всего репертуара "Новой оперы" эта постановка у меня на первом месте! Мне понравилась эстетика спектакля, костюмы, декорации (особенно обращает на себя внимание светильник-паук, то складывающий, то распрямляющий свои "щупальца"-софиты). Хотя спектаклю много лет, зал был полон, а это о многом говорит. С удовольствием схожу еще раз и очень рекомендую всем.
Для меня новая версия Травиаты на сцене театра Новая опера. Я не скажу однозначное да. Но и однозначное нет не произнесу. Я весьма консервативна. И многое не могу принять.
Почему новая? Потому как в опере произведены сокращения. И партитура переработана. Фортепиано или ансамбль на помосте в дальней части сцены меняют направление музыки и ставят свои акценты. Эти мизансцены меняют направление восприятия.
Музыка великого Верди однозначно изумительна даже в переработке. Она обволакивает и в некоторые моменты пробегают мурашки по телу. Оркестр театра под управлением Валерия Крицкова играет едва ли не ведущую роль . Аппассионато ни на йоту выше, ни на йоту ниже. Многие театры читая на современный лад произведения авторов давно минувших дней грешат уходом на герцы повыше. Тут именно та частота что надо до полурегистра.
Хотя может не от музыки, а от голосов исполнителей мурашки. Мария Буйносова прекрасно ведёт свою роль Виолетты. Её сопрано окутывает и манит за собой.
Прекрасен в роли отца Альфреда Борис Стаценко. Он очень органичен в этой роли. Возрастом и своим баритоном перекрывая тенор Альфреда.
Что не пришлось по душе так это предпочтение всем цветам только чёрному. Как в детской страшилке получилось "в чёрной-чёрной комнате, в чёрном-чёрном лесу..." На сцене всё чёрное. Костюмы у всех чёрные. Не важно дамы полусвета это или мужчины светского общества.
Я понимаю что история любви замешана на болезни Виолетты, куртизанки шикующей в противоборстве со смертью, но ведь история не о трагедии болезни, а о любви. Самоотверженности и чистоте чувств людей.
Мне хотелось переодеть массовку в тёмные, но цветные одежды. Выделить главную героиню в яркие.
Мне, человеку с не очень хорошим зрением, приходилось сильно напрягаться что бы выделить из чёрной массы не только белую рубашку Альфреда, но и Виолетту пока её в ночнушку белую не переодели. В конечном итоге я просто закрыла глаза и слушала. Погружение в музыку и голоса стало совершенным.
И вот за это совершенство можно полюбить эту версию оперы Травиаты.
Черная сцена, черные стены, черные декорации и умершая девушка в черном — так начинается «Травиата» в Новой опере. Для меня это было первое прослушивание произведения Джузеппе Верди (и да, для меня было открытием, что у этой оперы один сюжет с произведением «Дама с камелиями», хотя по ходу постановки я периодически ощущала пересечения).
Единственная сцена, где мне понравилось решение с черным нарядом у Виолетты в финале, сочетание черного и белого на сцене в эпизоде встречи умирающей Виолетты и Альфреда.
История любви куртизанки Виолетты и Альфреда, в которую вмешивается чахотка и просьба отца Жоржа Жермона сохранить честь его семьи, балы и деньги, и даже дуэль — в произведении Александра Дюма-сына. В Новой опере это получилась очень мрачная история, но не столько за счет сюжета, сколько за счет временами не различимого черного пятна на сцене (очень странное режиссерское решение). Хотелось поменять цвета костюмов пусть на темные, но цветные.
Очень сильная сцена, когда Альфред пытается вступиться за Виолетту и получает пощечину от отца. Вообще персонаж Бориса Стаценко — самый запомнившийся для меня в этом спектакле. Потрясающий голос, стать. Мария Буйносова прекрасна в роли Виолетты, очень красивый голос. Её исполнение роли трогает за душу.
Но самое главное — это музыка! Музыка здесь волшебная. Она пробирает до мурашек. Удивило решение с оркестром на сцене.
Только благодаря Жермону оценка 3, а так даже страшно сказать. Моя дочь любит эту оперу настолько, что разбуди ее среди ночи, и она споет любую партию с любой ноты и поэтому похода на этот спектакль ждала в течение 3 недель, по-моему, даже не тратя лишних сил на метаболизм)). Муж не любитель классической оперы и мы его соблазнили тем, что во-первых это ТРАВИАТА!!! ВЕРДИ!!!!, зная, что эта опера вся состоит из ЖИВЫХ хитов и ею можно увлечь даже мертвого человека, не понимающего оперу, и ее не получится испортить профессиональному столичному оперному театру. НО НЕТ! ИСПОРТИЛИ! "КАСТРИРОВАЛИ" ВЕЛИКОГО ВЕРДИ!!! У НИХ ЭТО ПОЛУЧИЛОСЬ!!! Вопросов тысяча!!! начиная с первого аккорда, когда Альфредо возит за руку труп любимой женщины по сцене, через обрезание некоторых существенных номеров, и не понятно, почему бедного Жермона заставили эротично сопеть в шею Виолетте во время их очень трогательного и проникновенного дуэта, где Жермон-эталон отца, заботясь о репутации своих дочери и сына, все-таки проникается уважением и отцовской любовью к ТРАВИАТЕ. КАКАЯ-ТО ПЕСНЬ ИНЦЕСТУ, а не дуэт ОТЦА и ДОЧЕРИ. Итог плачевный: дочь орет, что изурооооодовали ВЕЕЕЕРДИ!!!, муж гаденько потирает ручонки и хихикает: дескать, опера умерла! А на том свете Рихард скачет вокруг Джузеппе и дико хохочет над своим визави и дразнится:"А я говорил, тебе Пепе, что ты пошляк, вот и посмотри на свой "шедевр" в ээээ...Новой Опере в ээээ Москве".В общем, "цирк с конями", а не Травиата((((
Made in PRC.
В своё время Китай открыто позиционировал себя, как занимающего нишу производителя низкокачественной продукции.
С чем и поздравляю "Новую оперу"!
Особенно понравилось, как во время увертюры Раскольников волочит по сцене труп Настасьи Филлиповны! И конечно вампироподобная Виолетта, которой Алфред обясняется в любви, засунув свою голову между её ног. Замечательная сцена, в которой Жермон бегает за ползающей по полу, как таракан, Виолеттой и пытается прихлопнуть её огромным семейным альбомом! И хук, полученный Альфредом от папаши. И идиотское па-де-труа во время её смерти. Хор, конечно, хороший! И даже слишком: в том смысле, что он довольно агрессивен и часто вытесняет главных героев как в смысле звучания, так и в смысле мизансцены. Ночью мне приснился чудный сон, что опера кончается смертью не Виолетты, а режиссёра.
Ярким краскам в этой постановке предпочтен черный цвет. "Травиата" в НОВОЙ ОПЕРЕ не романтическая история любви, а трагический рассказ о ее гибели. Смертью Виолетты начинается и заканчивается спектакль. А в промежутке она, как раненая птица бьется, мечется, пытается вырваться из замкнутого круга собственной судьбы. Этот спектакль обнажает разрыв века нынешнего и века минувшего. Театр не просто сочувствует Виолетте и Альфреду, он их оплакивает.
Оперное действо в четырех тонах - синий пол, черные стены, желтый свет, черно-белые персонажи. Декорации в стиле хайтек.
Что понравилось: всегда хорошие в "Новой опере" голоса, сильные и мягкие, хорошее оркестровое исполнение, музыка Верди.
Что не понравилось: прежде всего, решение образа Виолетты. Сгорбленная походка, черная рабочая роба почти весь спектакль, видимо, должны были символизировать ее душевный надлом и телесные страдания. Но получилось похоже на Бабу-Ягу. И совершенно непонятно, за что же ее так любит Альфред, как и то, почему страдающей героине обязательно регулярно ползать на четвереньках по полу. Вообще много претензии на символику. В сцене смерти героиня долго и мучительно снимает с себя эту черную робу - что-то среднее между кринолином и халатом уборщицы - и никак не может ее снять. Так что не столько думаешь о том, как она страдает, сколько о том, когда же она, наконец, выдернет руку из рукава. Начинается и заканчивается опера тем, что Альфред за руки тащит по полу Виолетту. В начале она пьяна, в конце она мертва. В середине она ездит на велосипеде. Не понравилось, что очень много поют, буквально забившись в угол, оставляя сцену надолго совершенно пустой.
Кому может понравиться. Эмо, ибо трагично и решено в черных тонах, вообще отдельным представтелям молодежи, потому что главное действующее лицо - огромный хайтечный металлический светильник, символизирующий паука, сосущего жизнь из бедной Виолетты; просто всем, кто любит Верди, хорошие голоса, хорошее исполнение и хорошую музыку. Аудиалам повезло - им зрительный ряд не мешает.
Общее впечатление - на сцене в течение 2 часов сражаются прекрасная музыка Верди и режиссерское решение спектакля. Но, в силу действительно хорошего вокала и хорошего оркестрового исполнения, Верди в конце концов побеждает.
Посмотреть, а, главное, послушать стоит. Подростков ведите смело. Им должно понравиться.