По правде говоря, для балета «Сотворение мира» самое лучшее — это если бы его не показывали больше вообще никогда. Когда его видишь наяву, кажется, будто его подменили: это не может быть он. Просто потому, что не может быть: слишком уж это мифологизированное произведение, и ему уютнее среди легенд.
Для 1971 года премьеры этого балета в Кировском театре Касаткина и Василев задумали не то чтобы очень радикальную вещь — «движущиеся картинки» по мотивам французского карикатуриста Эффеля (рай, Адам, Ева и т.д.). Это достаточно прямой для советского балета ход мысли: что-то подо что-то стилизовать, а не просто танцевать под музыку. Но штука заключалась в том, что балет был комедийный — раз уж по мотивам карикатур. И вышло страшно смело. Потому что применительно к танцу карикатура означает гротеск, а гротеск — смещение линий от привычного контура. И таким образом танец превращается в описание самого себя — а это уже невыносимый для советского балета модернизм. Клянусь, если бы «Сотворение мира» сняли с репертуара вскоре после премьеры, сегодня у этого балетика была бы репутация бешеного шедевра.
И ведь шансы умереть — были. Роль Адама танцевал Михаил Барышников. В 1974 году он сбежал, и его имя было стерто с лица советской земли: стереть заодно и балет было не трудно. Роль Бога на премьере к тому же исполнял Юрий Соловьев — это был такой альтер эго Рудольфа Нуреева: светлоокий, кудрявый, круглолицый отличник против невоспитанного грубияна-татарина (тоже, кстати, беглого). Если бы сбежал не Нуреев, а Соловьев, то мир бы сошел с ума еще больше: когда смотришь кинопленки с его танцами, хочется аплодировать телевизору. В 1976 году Соловьев покончил с собой, и почти все увидели тогда в этом отчаянный жест запоздалой солидарности с двумя другими великими танцовщиками второй половины XX века: Барышниковым и Нуреевым, — почти античное бегство трагического героя. Никуда не делась только Ева: осторожная и аккуратно танцующая Ирина Колпакова стала примой, лауреатом, героиней труда и даже депутатом. Собственно, вот эти человеческие драмы — и есть главное содержание и содержимое «Сотворения мира».
В обновленном же спектакле, как писали перед московской премьерой, добавлены «компьютеры, гитары, клавишные, перкуссия, духовые» — сообщаю на тот случай, если это кому-нибудь и правда важно.
Балет "Сотворение мира" на музыку Андрея Петрова от Театра классического балета Василева и Касаткиной - это больше, чем балет, это один из известнейших балетов XX века, жемчужина, по достоинству занявшая место в ожерелье шедевров.
Эта постановка претерпела более 60 интерпретаций на разных сценах мира и до сих пор не утратила своей актуальности.
Почему же?
Идея принадлежит ещё Жаку Эффелю, известному карикатуристу, создавшему цикл «Сотворение мира» (1951—1954) и «Сотворение человека» (1951—1953), другу Советского Союза, вдохновляющего сначала советского журналиста Музыкальной жизни Александра Медведева позвать создать либретто писателя Валентина Катаева а затем убедить и объединить усилия и композитора Андрея Петрова и молодых балетмейстеров Владимира Василёва и Наталью Касаткину.
За внешней легковесностью скрываются глубокие темы,
библейско - философские сюжеты, вопросы морали, лёгкий ироничный юмор -всё это есть в этом балете.
Лишь бросив взгляд на сцену, благодаря художнику Иосифу Сумбаташивили ни один зритель не останется равнодушным: нежность, зарождение новой жизни, цветение, созидание - всё самое прекрасное воплощено в художественных формах декораций
В передаче эмоций и создании настроения важнейшую роль играет и музыка в исполнении Симфонического оркестра «Новая классика», дирижёр — Андрей Огиевский.
Потрясающая пластика артистов, пантомима -универсальный язык танца, не требующий перевода, повествуют о важном, серьезном, основном.
Изящные ангелочки (Кристина До, Николь Каррара, Дарья Куринная), трепеща крылышками, предваряют появление Адама ( в эффектном исполнении Сергея Кузьмина),а затем и Евы ( пластичной до эффекта гуттаперчивости Марины Волковой)
Человеческая натура Адама и Евы искушаема соблазнами ( отрицательное обаяние Чёрта в исполнении Николая Чевычелова), Чертовки ( изящной Алисы Вороновой).
Борьба добра и зла, вечное их противостояние, появление архангелов (Даниил Чмыхов, Андрей Больбот) и Бога ( слегка наивного Виктора Кузнецова), нарастающий накал, драматизм, конфликт, смятение -всё это передано новаторски энергичными танцами, практически акробатическими номерами.
На этот балет рекомендую приходить всей семьёй - дети, даже не зная сюжета, познакомятся с балетом как с прекрасной сказкой, где торжествует добро, взрослые же найдут над чем задуматься, а всему составу исполнителей хочется сказать только одно слово - браво!
Ни разу еще не была на Новой сцене Большого и ни разу на спектаклях Классического балета Касаткиной и Василева. И тут удача: их Сотворение мира на Новой сцене. Как же не пойти?) Тем более, что будет звучать музыка Андрея Петрова. Я знаю ее только по фильмам, но ведь талантливые композитор талантлив во всем.
Новая сцена выглядит симпатично, спокойные тона зала, люстры, зеркала. Разыгрывается оркестр. Читаем либретто. И что это? «Однажды давным-давно, еще до начала времен, во тьме первозданного хаоса столкнулись лбами Бог и Дьявол». Очень странный, немного детский язык. И вот балет начинается. Бог с лохматой бородкой нелепо прыгает по сцене, ангелочки, не переставая, машут крылышками, Бог скандалит с чертом и преувеличенно грозит ему пальцем. Адам тоже ведет себя странновато. На билетах явно написано «16+», а тут спектакль для подростка. Несколько растерянно мы уходим после первого действия.
Во втором Адам и Ева взрослеют, и начинается «настоящий», по нашему мнению, балет. Хотя Бог, имхо, все-таки переигрывает. Но музыка красива, танцуют хорошо, и впечатление складывается благоприятное.
Но что-то все-таки мучает. И вот уже в метро читаю историю создания балета. Боже, так он создан по рисункам одного из самых известных в мире карикатуристов — Жана Эффеля. Циклы «Сотворение мира» (1951—1954) и «Сотворение человека» (1951—1953) сделали его известным на весь мир. А в СССР в 1959 г. издали его книгу «Сотворение мира и человека» с более чем 1500 рисунков.
«В начале 60-х годов завлит Большого театра Александр Медведев привлек к написанию либретто для новых опер и балетов ведущих советских писателей, и в частности Катаева, который и предложил что-то вроде балетного либретто по мотивам цикла «Сотворение мира» Эффеля. Александр Медведев не только порекомендовал для этой работы Андрея Петрова, но и свел его с молодыми и талантливыми балетмейстерами Наталией Касаткиной и Владимиром Василёвым».
И как же похож Бог Касаткиной и Василева на Бога Эффеля. И сразу все становится на свои места)
Мне кажется, в программке просто необходимо добавить пару слов про историю создания спектакля.
Теперь вернемся к самому балету. Видимо, продолжая некоторые странности, мне больше всего понравились темные силы Черт и Чертовка в исполнении заслуженного артиста России Николая Чевычелова и ведущей солистки Театра классического балета, дипломанта международного конкурса, Алисы Вороновой. Они были очень ярки и эмоциональны. А Ева в исполнении ведущей солистки Театра классического балета, лауреата международного конкурса Марины Волковой для меня раскрылась во втором отделении, была очень нежна и легка.
Декорации в виде несколько упрощенных цветов и солнца продолжают традиции карикатуры.
Ну, а музыка говорит сама за себя, вернее, нет, конечно, она говорит за действующих лиц. Все что касается Бога и его сторонников звучит плавно, а появление Черта можно сразу услышать, даже не смотря на сцену.
Сказочный, неожиданный, захватывающий балет. То смешной, то очень серьезный и драматичный, и, главное, очень красивый. Образ Евы у Екатерины Березиной получился трогательным и романтичным. Великолепная музыка Петрова. Спектакль яркий, необычный, и во всех отношениях выдающийся.
Либретто балета основано на библейском сюжете о сотворении мира. Однако создатели смогли интерпретировать эту историю по-своему, добавив в неё элементы современной хореографии. Музыка Андрея Петрова, объединяющая торжественные симфонические темы с джазовыми и современными гармониями, создает неповторимую атмосферу и подчеркивает каждую сцену.
Сюжет, основанный на древнем конфликте света и тьмы, Бога и Дьявола за душу первого человека - Адама, заставляет задуматься о вечных вопросах добра и зла, жизни и смерти. Адам и Ева, впервые встретившись, становятся символом любви и надежды, которые способны преодолеть любые преграды. Очень интересно было наблюдать за тем, как Бог создавал этот мир, особенно над созданием женщины из ребра Адама.
Танцоры показали высокий уровень мастерства и артистизма. Они смогли передать эмоции и чувства своих персонажей, сделать их живыми и настоящими.
Декорации и костюмы были простенькими, в стиле минимализма. На мой взгляд это огромный плюс, т.к. слишком большие нагромождения на сцене отвлекали бы зрителя от сути самого произведения.
Мне очень понравился балет. Это очень красивое пластичное действо, на протяжении которого звучит прекрасная музыка. От происходящего на сцене буквально пробирало до мурашек.