Как бы пафосно ни звучало, с этого «Китежа» начался XXI век в российской опере: она сбросила с себя ороговевшую тяжесть крестов, куполов и величия и заговорила, вообще-то, о единственно значимом — о людях. Вид Сенной площади на месте Малого Китежа и курящие в форточку Сирин и Алконост — все здесь пугало и раздражало, но описать произведенный Черняковым эффект тогда мало у кого получалось. За пятнадцать лет «Китеж» сохранился чудом, расшатался без присмотра автора и теперь, к сожалению, дорог больше как воспоминание.
Опера |
12+ |
Дмитрий Черняков |
4 часа 50 минут, 3 антракта |
Русский Вагнер, русский «Парсифаль», русская мистерия о страдании, искуплении и чуде — у поздней оперы Римского-Корсакова есть свой фан-клуб. В мариинском спектакле эта китежемания помножена на театральный стиль Дмитрия Чернякова. Поклонники Китежа и поклонники Чернякова не всегда соединяются в одних и тех же лицах, но пересечений немало. В любом случае, это одна из самых больших удач театра. В первом своем мариинском спектакле Чернякову удалось показать не только невидимый, ушедший под воду и в прошлое Китеж, но сам рай на земле. Впрочем и ад тоже.
Режиссура очень удачная. Возможно, это лучшая по режиссуре и сценографии опера, которая сейчас идет в Мариинке. Вот прям на голову лучше, чем то, что идет там обычно. Третья картина "Великий Китеж" так вообще шедевр. Но есть два "но". Первое "но" — это адовое либретто. Оно настолько адовое, что махровое мракобесие, псевдославянский стиль и лексика "инда взопрели озимые" вымораживает в последних актах начисто. Второе "но" — это грустная правда, заключающаяся в том, что свет наш Николай Андреич Римский-Корсаков при всём своём мастерстве симфониста и мелодиста писал для вокальных партий в этой опере полнейший и абсолютнейший трэш. Это настолько поперек того, что играет оркестр, что ушам было больно. И больно было смотреть как не самые плохие голоса Мариинки старались уложиться в "это" на сцене, изматываясь по ходу оперы. В общем, за режиссуру 5, за саму оперу 1, в итоге — 3.
Если меня спросят, идти или нет на эту оперу - я однозначно скажу нет.
Ну или идти на первые 2 части, т.к. далее начинается мутно, долготянущее "уми рание" героев, такое мучительное, затянутое и ненужное, что аж хочется подойти и помочь им уже отправиться на тот свет.
Я действительно, прямо исстрадалась, вместе с героями во второй половине.
Можно было урезать и сделать более динамично.