

| Премьеры, Драматический |
| 16+ |
| Борис Морозов |
| 16 сентября 2025 |
| 2 часа, 1 антракт |
Спектакль идет в небольшом Эфросовском зале. В нем всего два действующих лица: Марианна (Наталия Житкова) и Юхан (Григорий Старостин). Перед нами – внешне идеальная пара: красавица-жена, успешный муж, дети, обеспеченный быт. Они без слов считывают настроение друг друга и проявляют заботу. Но эта безупречная картина быстро дает трещину. За фасадом благополучия скрываются раздражение от чрезмерной заботы, подавленная жажда свободы и страх быть откровенным. Желание угодить партнеру оказывается лишь способом избежать конфликта, а не решить его.
Игра актерского дуэта была столь хороша, что в первом акте я полностью погрузилась в происходящее на сцене. И в этом момент меня очень порадовало, что спектакль выстроен так, что ничто не отвлекает от главной линии.
В лаконичной сценографии Анастасии Глебовой лишь одна яркая деталь – большой неоновый экран. Он, подобно осветительным приборам на фотосессии, высвечивает героев, подчеркивая все эмоции на их лицах. Настроение дополняет и классический музыкальный ряд – музыка Баха, Вивальди и Бетховена.
Спектакль придется по вкусу тем, кто любит разбираться в психологии отношении. Главная мысль, которая осталась после просмотра, – о том, что страшная пропасть может годами расти между самыми близкими людьми. О том, как постепенно становясь друг для друга чужими, они существуют в состоянии перманентного напряжения и отчаяния, при этом продолжая тщательно создавать для окружающих иллюзию счастья. Мне показалось, что в первую очередь эта постановка – напоминание о вечном конфликте между «казаться» и «быть», и о той цене, которую мы платим, выбирая первое.
Камерная постановка. Эмоции — яркие и узнаваемые.
Сцены из супружеской жизни – это, по сути, сцены знаковых событий, происходящими между главными героями на протяжении 20 лет. Наталия Житкова (Марианна) и Григорий Старостин (Юхан) играют историю любви, которая похожа на созависимость и не отпускает. Играют убедительно. Не оправдывают героев, не обвиняют. Просто показывают как есть, балансируя на грани между болью и достоинством. Благодаря этому начинаешь понимать, как слова и молчание могут ранить.
Свет и музыка создают настроение каждой сцены. То тепло, то холод — как в настоящей жизни. Возникает чувство близости к героям.
После просмотра хочется стать внимательнее к тем, кто с тобою рядом. Спектакль не дает готовых ответов, но побуждает желание проговаривать переживаемые чувства и мысли. И это, пожалуй, главное.
В пересказе сюжет спектакля кажется почти примитивным: двое людей любили друг друга, потом развелись, затем снова сошлись как любовники, хотя у каждого уже есть свои семьи, и жизнь продолжается. Прошлое не вернуть. Но это лишь поверхностное изложение. На самом деле происходит нечто, что трудно выразить словами, какими бы простыми они ни были: можно предположить, что это нездоровая любовь, но на нее не похоже; можно говорить о «родственных душах» или даже о созависимости на грани абьюза, ведь конфликт у пары в какой то момент перерастает в драку. Можно придумать множество объяснений тому, что происходит на сцене между мужчиной и женщиной — это странный и временами неприятный процесс, который оставляет ощущение дискомфорта, когда они ругаются и выясняют отношения и тут же чувство невероятной нежности, когда они тонут в объятьях друг друга или сливаются в страстном поцелуе. Спектакль оставит глубокий след в сердцах зрителей - как тех, кто уже пережил подобные испытания, так и тех, кто только начинает свой путь любви, строя отношения и стремясь защитить их от разрушения.

Театр Et Cetera пошли на смелый шаг, решив поставить этот спектакль. Это могло стать не просто «не для всех», но и для никого. В самом деле, там 2 часа 30 минут почти ничего не происходит, а в театре без этого непросто существовать.. Много сложных и длинных разговоров, выворачивающие наизнанку все переживания семейной пары Марианны и Юхана. Но неожиданно спектакль получился зеркалом, в котором каждый увидел себя и свое. Событий, через которые развиваются взаимоотношения в семье достаточно много, и это позволяет увидеть разное. Кого-то тронула тема принятие решения о рождении/нерождении ребенка, разговор о беременности немолодых родителей. Это и становится началом конца. Потом измена и уход из семьи одного из партнеров. А потом еще много происходит за сценой , а мы наблюдаем только реакции героев через их разговоры и монологи-исповеди.
Вот это страшное одиночество вдвоем в самом начале и интимная честная близость их же в финале через диалоги. Самый ключевой вывод, который напрашивается по итогу: надо разговаривать. Даже когда, кажется, бессмысленным. Это самая большая инвестиция в отношения.
Эти сцены из супружеской жизни настолько психологически выверены, что в каждый момент времени ты отчасти понимаешь обоих. Нет однозначного «плохиша» в ситуации. И оттого больно.
Действующие лица:
Марианна - Наталия Житкова
Юхан - Григорий Старостин
На мой взгляд более ясная история нескольких лет жизни получилась у Юхана. Злость на его безразличие и жестокость сменялась на жалость к нему в моем зрительском сердце, и наоборот, но.. Каждый момент времени мне все было понятно, что с ним происходит и мотивы поступков. А вот с Марианной случалось разное, даже в рамках одной сцены. некоторые ее поступки можно было объяснить только игрой гормонов, а хотелось найти какое-то психологическое объяснение. Марианна прошла большой путь трансформации и это убедительно было показано, но несколько последних эпизодов оставили меня в недоумении. Так кто же она? Истеричный манипулятор или так и не сумевшая сепарироваться зависимая женщина? Видимо правильный ответ и то, и другое, и еще кое-что..))
Благодаря Наталии Житковой мы видим на сцене красивую женщину, с потрясающей фигурой, великолепную актрису с широчайшим диапазоном. Она сумела превратить домохозяйку, ставшую не очень интересной самой себе, в женщину, знающую себе цену. Сохранив душевную тонкость, деликатность и заботу. Из старательной в самоценную. А через пронзительные и парадоксальные монологи сумела вызвать такую эмпатийную связь с залом, и волну сопереживания. «Она заболела скарлатиной, и это лучшее, что могло случится» - эта страшная фраза, сказанная ею в момент, когда муж ушел из семьи о болезни дочери, вызывает не осуждение и такое максимально человеческое понимание ее боли. А желание спланировать совместный отпуск - как спасательный круг, за который она хватается, в попытках сохранить семью.. И трезвящее « Счастье - это не только отпускное занятие» из уст мужа.. Там между строк много напряжения между героями.
Наталия Житкова и Григорий Старостин - прекрасный пример партнерского взаимодействия. Которым одинаково убедительно удались и сцены страсти, и леденящего холода.
Решение прожить без глобальной смены декораций 10+лет оправдано изменением костюмов и реквизитом. Переодевались актеры, не уходя со сцены, по очереди скрываясь за рейлами с одеждой. Прием не новый, но усиливающий действие. Действие, кстати, происходит не на основной сцене, а в Эфросовском зале. И, конечно, пространство тоже мультиплицировало эффект. Близость и возможность рассмотреть в деталях всю жизнь, как она есть.
С премьерой! Желаю зрительского интереса, спектакль можно сравнить с сеансом психотерапии.
В Театре Et Cetera п/р А.Калягина в эфросовском зале мне посчастливилось увидеть пресс-показ спектакля по киносценарию Ингмара Бергмана «Сцены из супружеской жизни» в постановке народного артиста РФ Бориса Морозова.
Перед нами в спектакле благополучная семейная пара из числа сугубо добропорядочных. Спектакль начинается с того, что Юхан дает себе положительную характеристику. У этих людей есть то, о чем многие могут только мечтать: живы родители, имеют двух дочерей, отмечают праздники в кругу семьи или друзей, имеют собственное жилье и хорошую работу. О своей жизни говорят, что «семья живет игрушечной жизнью и увязла в комфорте».
Полного понимания между супругами нет, говорят друг с другом они как-то осторожно, боясь сказать что-то лишнее. Отношения кажутся скучными и натянутыми. Весть о беременности супруги воспринимается вроде и с радостью, но потом муж предлагает беременной жене коньяка… и под коньяк они решают, что третий ребенок им не нужен. Грустная сцена…
Далее Юхан сообщает супруге, что уходит из семьи к другой женщине, растерянная Марианна начинает собирать ему вещи. Она проявляет какую-то невероятную выдержку. Юхан перестает даже дочерей с праздниками поздравлять.
Между этими людьми будут встречи и диалоги, попытка развода, но со временем их тянет у друг к другу. Возникает страсть и чувства, которых они боятся.
Режиссер-постановщик спектакля - народный артист РФ Борис Морозов ведет исследование человеческих взаимоотношений скрупулезно, фиксируя каждое мгновение.
Наталья Житкова в роли Марианны, Григорий Старостин в роли Юхана. Оба тонко и эмоционально передали историю любви, семейной жизни и переживание измены.
У меня сложилось впечатление, что они не влюбились в друг друга с первого взгляда, а постепенно шли к чувствам, разорвав их на время.
Однозначно в будничных диалогах этой семейной пары каждый выцепит что-то свое.
Я хоть и не любитель современного бытового жанра на сцене, но про любовь люблю, поэтому получила сильные впечатления от любовной истории и проникновенной актерской игры.