Драматический |
16+ |
Роман Виктюк |
5 марта 2020 |
2 часа 15 минут, без антракта |
В прошедшую пятницу я посмотрела спектакль «Отравленная туника» в Театре Романа Виктюка по пьесе Николая Гумилева. Трагическая история бродячего поэта Имра и Трапезондского царя в Византии, перенесенная в декорации последних дней жизни русского поэта. В постановке Романа Виктюка пересеклись поломанные судьбы...
В спектакле пересекаются судьбы Имра и самого Гумилева, как в стихотворении «Я и Ты»:
Да, я знаю, я вам не пара,
Я пришел из другой страны,
И мне нравится не гитара,
А дикарский напев зурны.
Не по залам и по салонам,
Темным платьям и пиджакам —
Я читаю стихи драконам,
Водопадам и облакам.
Прекрасна в свой жестокости Феодора (Людмила Погорелова). Для меня это центральный персонаж постановки — и Имр, и Зоя, и Трапезондский царь — лишь пешки в её руках.
Сильная женщина, которая вела свою линию очень четко и резко, и даже момент, когда её узнал Имр, не сильно выбил из колеи. А уж страсть — зашкаливает, хотя в плане страстей и Зоя (Анна Подсвирова) ей не уступала. И не скажешь, что Зое всего 13 лет, в сцене любви она не уступает опытному Имру.
Очень нравятся в этой постановке Антон Даниленко и Дмитрий Жойдик.
Образ Дмитрия Жойдика — Юстиниан — напомнил мне постановку этого же театра «Мандельштам», та же военная форма, тот же чеканный шаг. А потом оказалось, что не случайно. «Обратиться к этой драме я решил ещё в период работы над постановкой «Мандельштам». Мандельштам страстно любил Анну Ахматову, супругу Гумилёва, но она не приняла его чувств. Эту неразделённую любовь Осип Эмильевич тяжело переживал до конца своих дней», — рассказывает режиссёр спектакля Роман Виктюк.
Антон — Трапезондский царь — очень ярок в той сцене, в которой мне в прошлый раз не хватило его. Сейчас вся та жесткость, ярость, ревность видна — полная гамма эмоций. Как же его жаль, хотя с самого начала понятно, что Юстиниан не оставил бы его в живых. И хотя кесарь не осуществил свои планы, царь не вернулся в свои владения...
В этот раз у меня не было мысленных параллелей и ассоциаций с другими постановками. Со временем это стало цельной постановкой, и для меня наверно третий, ставший в ряд после Саломеи и Служанок.
Прекрасная подборка музыки и сочетание с декорациями, камнями, бревнами — это очень стильно, и очень в стиле Романа Виктюка. И костюмы — туники, шинели, контрасты белого и серого.
Из нынешних театральных будней — в зале надо сидеть и в масках, и в перчатках. Вот последнее очень утомительно, а уж аплодировать — ну вообще странно.
Первый раз была в театре Романа Виктюка. В театры хожу в среднем раз в пару месяцев, так что заядлым театралом не являюсь.
Итак, сама пьеса по Гумилёву хороша. Но хороша колоритом Востока и языком произведения. А женоненавистническое содержание оставим в стороне - обе героини "подлые и коварные разрушительницы миров." И если про Феодору еще можно такими мазками, то 13-ти летняя царевна (вероятно, прообразом которой является Ахматова) тоже выставлена развратной предательницей. Сцена соблазнения ее Арабом заставляет сомневаться, что перед нами 13-тилетний ребенок, а не женщина со зрелой сексуальностью. В-общем, женские фигуры ни в произведении, ни в постановке не имеют шансов на сочувствие. А жаль. По-человечески жалко лишь царя Трапезондского. Так то - соединение и самого персонажа трагедии Гумилева и его собственной судьбы. Если сказать совсем невозвышенно: во всем виноваты бабы, не сумевшие оценить юношу бледного со взором горящим.
Спектакль с минимумом декораций в виде шпал, винтовой лестницы, старых панцирных кроватей, которые будто хаотично разбросаны по сцене и активно работают в сценах (не по прямому назначению, как можно подумать, учитывая провокативность имиджа театра) утомляет с первых минут агрессивностью звука. Актеры в момент пиков эмоций кричат так, что становится больно в ушах. И если форсированную, нарочито истерично-театральную подачу текста можно понять и объяснить так же, как например, вычурность картин Дали, то уровень громкости ( я сидела на 9м ряду балкона) вызывает мысли о просто технической неотлаженности звука или намеренной агрессии к зрителю. Если неприятная заложенность в ушах не проходит больше часа, то желания еще раз испытать подобное не возникает. Это испортило впечатление.
Чем же можно насладиться(при условии взятых с собой бируш)? Пластика движений прекрасных мужских тел, отличное освещение и да, мне нравятся вот такие символьные декорации и тунично-шинельные костюмы. Вероятно, в этот список вошли бы чудесные тембры голосов актёров, но, увы, смотрите выше...
Добрый вечер!
Не смотря на расхожее восприятие Романа Виктюка как некого театрального эксцентрика, коим воспринимал его и до посещения его театра, постановки его театра — это пример отличных работ, в которых используется весь потенциал современного театра.
Спасибо театру.
Отравленная туника в театре Виктюка – это диалог и контраст веков и событий. Одна из последних пьес Николая Гумилева, поставленная в петербургской тюрьме и сыгранная в день гибели поэта. И одновременно – последняя работа Романа Виктюка, впервые сыгранная за полгода до его смерти.
Очень сильная пьеса, и тоже самое можно сказать о спектакле. Все чувства героев на пределе: любовь, страсть, стремление отомстить, горе. И играют актеры тоже на пределе. И это не может не передаться зрителям.
Сначала - некоторая оторопь. Вместо ожидаемых роскошных византийских интерьеров - камни, бревна, железные кровати, которые превращаются в тюремную решетку. И шинели, которые, конечно, рассказывают не об арабе Имре, а о самом Гумилеве. И, конечно, эта пьеса про параллели в жизни гениев. А вы знаете, что Имр – совершенно реальная фигура, Имру-аль-Кайс, арабский поэт 6 века? И вся пьеса - рассказ о его жизни, а что это - действительность или легенда - скрывается в тумане времени.
Имра играет Дмитрий Бозин. Как сказано про него на сайте театра: «Воплощает тип синтетического актера, владеющего пластикой, вокалом, перевоплощением и отстранением – всем, что необходимо для исполнения ведущих ролей в театральной модели режиссера Романа Виктюка». И это действительно так. Сначала его речь немного напрягает, но потом понимаешь, что так это и должно быть. А о пластике и говорить нечего.
Всего в спектакле заняты семеро актеров, и каждый – это настоящий герой. Особенно отмечу царицу Феодору (Людмила Погорелова) – хоть она и не совсем главная героиня, но все же главная.
И, конечно, очень советую сходить на этот спектакль, и, возможно, не один раз – слишком много в нем смыслов.
Театр Романа Виктюка находится рядом с метро Сокольники. Оригинальное здание, которое сразу бросается в глаза. Вчера я впервые посетила этот театр на трагическом спектакле «Отравленная туника» по мотивам пьесы Николая Гумилева. Театр достаточно вместительный, но устроен так, что зрители не создают толпу, рассаживаясь по своим местам. Первый ряд партера - это продолжение сцены, и ты как бы сидишь вместе с артистами, пропитываясь их игрой и атмосферой.
Теперь о самом спектакле. Задействовано всего 6 артистов. Я не читала заранее это произведение, и вслушивалась в каждое слово, каждый звук, представляя картину вживую. На сцене в качестве декораций используются перевернутые столы, кровати, бревна, тяжелые булыжники…. Действие происходит в богатом дворце, но нет никакой роскоши и богатства, все очень просто… Спектакль поставлен в стиле оды, артисты не просто читают свои слова, а будто бы поют, протягивая каждое слово…. Периодически герои начинают очень громко разговаривать, я бы даже сказала, кричать…. Эмоции? Естественно! Но зачем так громко?
Сам сюжет спектакля мне напомнил роман Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Что-то есть схожее в царице Зое и Джульетте. Возможно, юный возраст героинь и влюбленность пылкая и искренняя, а возможно трагический финал… Бурная любовь дочери византийского царя к арабу, в тот момент, когда она должна выйти замуж за трапезондского царя….
Бродячий поэт араб Ивр, которого сыграл Дмитрий Бозин, предстал перед нами в образе дикого животного, который то мурчал по-львиному, то выл, как волк. Речь его лилась как песня, то тихо, то с надрывом, то мелодично, то речитативом, тем самым сводя с ума юную царевну и зрительский зал. Гибкость и пластичность артиста действительно подобны кошачьим повадкам. Накаченное тело, которое еще и используется талантливо, всегда завораживающе действует на зрителя…
На меня большое впечатление произвел Никита Башков который сыграл царя Трапезондского. В конце спектакля его ждала трагическая гибель. Очень искренне артист исполнил свою роль, я верила тому, что он творил на сцене. Ненаигранно, честно, эмоционально и очень искренне.
В целом спектакль мне понравился. 2,5 часа без антракта пролетели незаметно. Спектакль запал в душу и теперь появилось желание увидеть и другие шедевры театра.