Драматический |
16+ |
Роман Виктюк |
25 октября 2001 |
1 час 55 минут, без антракта |
«Мастер и Маргарита» Романа Виктюка — пафосный, но не противный ритуал истребления режиссером тиранов недавнего советского прошлого. Обаятельные и пластичные «дети Виктюка» — Дима Бозин, Коля Добрынин и Лена Морозова — в течение часа и сорока минут эффектно кружат по сцене, заваленной бюстами Ленина и Сталина.
Нынче мы с приятелем сходили в театр.Действо длилось 2 часа без антракта и мы довольно скоро поняли почему. Чтобы нельзя было сбежать после первого действия. Это стало ясно через 20 минут после начала. Именно 20 минут можно было наблюдать безумие в его непосредственной близости. Безумие вышло хорошо. Натурально так. А вот остальное...
Ну, не трогает. Ни пластика, ни дикие крики, ни сатиновые трусы.
Мы сидели на третьем ряду, а зритель на втором - откровенно спал, утомившись этой тягомотиной.
И, наконец, за 20 минут до конца - бал у сатаны. Золотые головы Ленина и серебряные головы Сталина кружились под мелодию вальса.
Кстати, к музыке в этом спектакле претензий нет. Так же как и к свету, и к гриму, и костюмам. А вот все остальное надо выбросить на помойку. И вымыть руки.
Конечно, красивые, пластичные мужские тела было приятно посмотреть. И вообще, этот театр - театр пластики тела. Им бы хорошо подошла пантомима, без слов и с хорошей музыкой. Слова в этом театре - лишние. Так же, как и разум и чувства. И почему Роман Виктюк так любит "обсасывать" Булгакова. Других тем нет? И почему именно спектакль? Пусть бы лучше балет освоил, что ли.
Мой приятель так расстроился, что потратил время и деньги на "такое го...ще" и признался:
"Знаешь, мне словно кошки в душу нагадили. Тошнит даже."
Боялась ходить в театр Романа Виктюка. К сожалению, мои опасения оправдались.
Одна звезда за голоса Павла Новикова и Дмитрия Бозина. Голоса действительно великолепны и стоит ходить в театр Романа Виктюка и слушать голоса как Павла, так и Дмитрия.
Вторая звезда за текст оригинала отдельных глав произведения представленных в постановке. Текст сохранен слово в слово (кроме просьбы не подкладывать Фриде платок) и очень хорошо подан в мизансценах. Не все произведение показано, отдельные главы.
Третья за смелость подачи, за инаковость, за общее впечатление от подачи материала - трактовка произведения отличается от подачи на других Московских сценах (МХТ, Фоменки).
Четвертая за танец Дмитрия Бозина с плащом и физическую форму актеров (как мужчин, так и женщин), красоту их тел, легкость, с которой актеры перемещаются по сцене, преодолевая препятствия. Лично мое мнение красота и сила тел актеров не использована в полной мере хореографом постановки. С такой красотой и силой можно было бы показать и интересней движения и интересней танец во время бала Сатаны.
Не понравились категорически музыкальные вставки в конце каждой из глав. Лубочная музыка характеризует и режиссера - постановщика и среду театра Романа Виктюка как отсутствие вкуса (при том что демонстрируется ария Фауста и музыка из оперы Шарля Гуно что говорит об эрудированности автора сценария и режиссера - постановщика).
Странные танцы - движения телом актеров. Вначале спектакля я не поняла почему именно конвульсиями тела Игорь Неведов выражает эмоции и чувства своего Героя Ивана Бездомного. Просто в этом театре так принято играть.
Нет ни демонстрации сложности драматургии (К.А. Райкин Сатирикон, Ю.Н. Бутусов (любой театр где маэстро ставит спектакли), К.С. Серебренников (Гоголь-центр), В.В. Долгачев (НМДТ)), ни фейерверка чувств (Ю. Н. Бутусов).
Сидела очень далеко (предпоследний ряд основной сцены театра в Сокольниках). Смотрела в бинокль. Слышно было хорошо. Очень хороший и лично для меня местами слишком сильный звук и я услышала периодическое непопадание актеров в звуковое сопровождение. К сожалению, даже на моем 12 ряду Бельэтажа было видно что ария Фауста Дмитрием Бозиным исполняется под фонограмму. Лампочек загораживающих игру актеров не видела. Маргарита молода и стройна. Но ее танец был странным, я бы так не танцевала если бы исполняла роль Маргариты.
Да, всю постановку я колебалась уйти или нет. Потом решила посмотреть 20 минут. Я определяю "мое-не мое" в течении 20 минут. Я не услышала внутри себя свой собственный камертон что стойкое нет и решила дать шанс и себе и постановке. Я подумала: "Это просто другой взгляд на произведение". Это самостоятельное вот такое произведение. Как сказал мой сосед когда я смотрела Гамлета в Глобусе в Лондоне и Главную роль Гамлета играла женщина: расширь горизонт своего кругозора. Эта постановка и эта среда и этот театр о расширении своего горизонта кругозора. Но, к сожалению, не то, не теми инструментами и не так как я очень сильно люблю.
Эту КНИГУ невозмжно "переплюнуть"! Но можно "прочесть" по своему, что в данном случае и было сделано, безусловно, талантливо. И на мой взгляд, это прочтение вполне имеет право на существование. Воланд невероятен, Мастер пронзителен, Пилат - посмертная маска того, кто упустил последний шанс вернуть себе жизнь. Ешуа не потрясает до глубины души, но, может так и надо, ведь он - прежде всего, человек. Маргарита "не моя", но лично мне вполне понятно, что "ею" хотел сказать режиссер. По мне - явный перебор по части Ваниного безумия, хотя, попытки изложить события на Патриарших, когда он то находит логическое обоснование своему бреду , нащупывая в пустоте руку Воланда, то теряет "почву", когда эта рука предательски ускользает - ход, по-моему, абсолютно гениальный. Еще, на мой взгляд, слишком много черезчур прямолинейного, и, даже, какого-то не "по-виктюковски" топорного политического контекста. И в этой связи, мне отчаянно не хватило похождений воландовой свиты. Жаль, потому что трудно себе даже вообразить что-то более просящееся на сцену, чем "бальные затеи Бегемота" и прочие безобразия пресловутой "троицы". А ведь в книге именно их бесчинства, беспредел и, как сейчас это назвали бы, безудержный стеб, тонко, иронично и беспощадно задают очертания бездушного, давящего и безобразного политического ланшафта.
"Никогда и ничего не проси, особенно у тех кто сильнее тебя. Сами предложат и сами всё дадут"
(М.Булгаков)
Очередная головоломка, сложенная из мозаики мистического абсурда и жестокой реальности прошлого имеет два названия: «Мастер и Маргарита» с низким поклоном к творению Булгакова и «Сны Ивана Бездомного» от самого Маэстро – Романа Виктюка. Сплетенные железными цепями неумолимого времени, писатель и режиссер в спектакле сливаются в единое целое. Воронка рокового сюжета медленно и искусно втягивает в себя фарс и трагедию.
Если желанием Булгакова было зашифровать и запрятать в фантасмогорическое повествование все то, что происходило в советской России, то желанием Виктюка стало символическое отображение булгаковского шифра театральным языком. Сбрасывать все откровения режиссера только на политические и социальные подтексты, было бы слишком примитивно. Спектакль похож на черно-белую картину, нарисованную не кистью, а изуродованным пальцем человеческого страха и отчаянья.
Полураздетая затемненная сцена, со спартанскими декорациями, выливающимися в странное сооружение тюремной пирамиды, из которой торчат длинные гвозди, вполне пригодные для виселиц, окаймлена красными стягами. По краям сцены два черных стула, на которых по очереди будут сидеть главные герои, и рассказывать свои истории для нас, таких же сумасшедших 21 века. Больничные каталки, превращающиеся по ходу спектакля в кресла или столы, снуют взад и вперед. Бронзовые и стальные бюсты Ленина и Сталина, одетые друг на друга, оживут в знаменитой сцене весеннего шабаша полнолуния. Отдельно притаился бюст Иосифа Виссарионовича Сталина с вываленным красным языком, похожим даже не на язык, а на более откровенный и значимый член человеческого тела, явно недооцененный и стыдливо скрываемый от глаз советской общественности, а зря…
Пугающе смешная и убогая действительность 30-х годов умиляет и вызывает улыбку, смешанную со слезами горечи и жалости. Марширующие люди в майках и черных трусах, смирительные рубашки, очаровательные кальсоны, несуразные спортивные штаны и мятые костюмы. Вся эта советская экипировка действует смело и безошибочно. Потерянные лица, растерявшие красоту взгляды, блуждающие в страхе слова, которые то и дело вырываются с надрывом или хриплым шепотом.
Бьющие в цель знаменитые фразы Булгакова, растасканные не одним поколением, изящно вырезаны для спектакля маникюрными ножницами. Жизненная Дьявольщина и безысходность усиливается советскими хитами 30-х годов. Среди них нежная «Голубка», агитбросок «Если завтра война. Если завтра в поход», которую так искренне и по-детски напевает Иван Бездомный (Д.Малашенко), цыганские напевы, под которые выплясывает отчаявшаяся Маргарита (Е.Карпушина) на глазах у бесстрастного Воланда (Д.Бозин), классические фрагменты из «Фауста».
Отдельными линиями пробегает любовь Мастера и Маргариты в корчах и муках. Наносит свои удары страх, уничтожающий и унижающий в спорах затравленного Берлиоза (О.Исаев) и поэта Бездомного. В спектакле происходит реинкарнация Мастера в Понтия Пилата и Ивана Бездомного в Иешуа. Наконец, божественное проведение, в лице «… той силы, Кто вечно хочет зла и вечно совершает благо». Воланд (Д.Бозин) молча блуждает по сцене, наблюдая за происходящим, или сидит в позе египетского сфинкса и предается космической медитации. Он цитирует Гете и исторгается из музыки Гуно. Взмахивает черным платком фокусника-иллюзиониста, обнажает безупречный торс, на котором хочется вырезать слово «СВОБОДЕН». Его тело невесомо, его опасные движения легки и грациозны, его взгляды выпрямляют тусклые желания, его раздевающие улыбки вызывают дрожь. Воланду, выполняющему черную работу за Господа, иногда бывает смешно и забавно наблюдать за глупыми мечтами. Трудно рассмешить Дьявола, умеющего читать чужие мысли, но если очень постараться, то вполне возможно. В данном случае его забавляет человеческое безверие и глупость. Он ждет от нас смелых поступков, а мы обращаемся к нему с просьбами о любви и прощении. В ответ он безжалостно исполняет наши желания.
Актерские энергетические посылы вызывают восхищение. Каждый булгаковский образ, одетый в театральные одежды Виктюка, уникален и неповторим. Потрясающая дьявольская свита Воланда из серии «Эх, ухнем» колобродит на сцене и разносит отчаянное и бесшабашное веселье. Гелла (Л.Погорелова), поначалу стильно одетая в черное ажурное платьице и такие же чулочки, фланирует на высоких каблучках и зачитывает хорошо поставленным голосом речи трудящихся Сталинского избирательного округа. Затем «ведьма с советским прошлым» переодевается в голубые спортивные штаны и белую майку, демонстрирующую грудь 6-го размера. «Знойная женщина – мечта поэта» с лопатой окончательно поражает воображение. Ошалелый и взъерошенный Азазелло (И.Никульча) готовый врезать в любую минуту и словом и делом, размахивает отрезанной головой Берлиоза в авоське. Уморительный кот-бегемот (М.Руденко) в круглых очочках, похож на студента ботаника. Растерянный Коровьев (Е.Атарик) снует по сцене и удивляется происходящему и самому себе. Эта мутная компания вносит определенный колорит и слегка разбавляет нарастающую обстановку безысходности.
Увы, от безмолвного отчаянья никуда не скрыться. Не спасает даже воссоединение Мастера с его возлюбленной. Безнадежность и апатия ко всему читается в глазах уходящего в никуда Воланда. Мало что изменилось на земле. Такие же раскрашенные лица и слегка переодетые мысли.
Не было потом, не было после…
Были мы там... Давно были, но иногда кажется, что это было два-три дня назад. Ощущение яркой мысли с капелькой порочности. Шикарно, восхитительно, блестяще! Конечно Дмитрий Бозин прекрасен, и девочки могут просто посидеть не думая ни о чем, но для тех кто хочет посмотреть интерпретацию, то вам точно по адресу! Понравилось очень, остался осадок чего-то неизбежного, да, далеко не светлого, но чего-то прекрасного...