Не все поймут, а мне до слез. Долгий спектакль с погружением в незнакомую атмосферу.
Тяжелый, остался осадок на несколько дней. Есть о чем задуматься.
Постановка о том, что надо думать, сохранять разум критическим и мыслящим в любой ситуации. Виктория Исакова в роли преподавателя биологии и школьного психолога проникновенна, убедительна и экспрессивна. Спектакль о нашем сегодняшнем дне и актуален как никогда. Кирилл Серебренников на сцене использует инструменты схожие с постановками Юрия Бутусова: вода, доски, козлы.
Все-таки я думаю, Серебренникову надо заниматься кино, в театре происходящее совершенно не волнует. Вот в кино (Ученик) цепляет мгновенно (крупные планы, тела в бассейне и т.д.). Здесь все плоско, безжизненно , актеры будто играют на порядок хуже. Ну и в целом те же проблемы , что и в киноварианте: нет развития персонажей. Нет и кульминации.
(М)ученик - спектакль Московского "Гоголь-центра" - одно из самых смелых и открытых высказываний о безумии современного мира, пьеса переписана под Россию.
Не в одном театре не цитировали Библию столько, сколько Веня( Никита Кукушкин) обращался к ней за 2,5ч.
Действие проходит в серой комнате, вместо мебели столярные верстаки и доски- из них в финале герой сколачивает огромный крест. На протяжение спектакля герои переставляют реквизит, имитируют кабинеты, квартиры, зал.
Где граница между моралью и нетерпимостью, свободой, вседозволенностью, где кончается проповедь и начинается религиозный терроризм, манипуляции людьми с помощь Библии? На эти вопросы даёт ответ Кирилл Серебренников. Его постановка тонко сшита, актуальная, осмысленная и удовлетворяет потребности народа. Это все вокруг нас, практически обойдя цензуру, режиссёр даёт понять, что все происходящее на сцене может произойти с каждым.
Тяжёлые моменты сменяют шутки, каждый герой интересен, сочувствуешь и веришь всем - по сути, это все реальность.
Спектакль вышел умный, точный, настоящий.
Ждём фильм 😈
Самое слабое звено - адаптация пьесы. Ее перенос с немецкой на российскую почву выполнен топорно. Часть реплик звучит неестественно. Сценография и костюмы не лучше, но текст, текст...
Однако спектакль нескучен - хорошие актеры сыграют телефонную книгу.
Отличный спектакль, мне очень понравился.
"(М)ученик" - современная немецкая пьеса, написанная совсем недавно и адаптированная Кириллом Серебренниковым под наши реалии. На очень актуальную сегодня тему - про фанатизм (в данном случае религиозный, но это не важно, т.к. фанатизм в принципе страшная штука, что и показывает это спектакль). Отличная игра актеров - в первую очередь отмечу Викторию Исакову, Никиту Кукушкина, Александра Горчилина, Юлию Ауг, но там все хороши, на самом деле. Спектакль, что называется, "крепко сбит" - сначала все это даже смешно, когда герой сыплет цитатами из Библии, к месту и не очень, и ведет себя провокативно, но очень скоро зрителям становится очень даже не смешно - не смешно, а страшно. Потому что любой фанатизм ведет к насилию, так или иначе. И это постепенно в зрителя проникает ощущение нарастающего страха, через нетерпимость героя, его нежелание никого слушать. И, самое главное, никто особо не принимает его всерьез - т.е. не думает, что ему на самом деле нужна помощь - только одна учительница (ее как раз играет Виктория Исакова) пытается это сделать. Но силы, кажется, не равны. И еще - когда герой сыплет цитатами из Библии (про грехи и наказания, в основном), никто, ни один человек, даже священник, не скажет ему простую вещь - Бог есть любовь... А вот это как раз герою и не знакомо.
До жути актуальная пьеса, на самом деле - сколько таких Вениаминов (это главный герой) ходит вокруг нас, отвечая на вызовы этого мира ненавистью, желанием судить и обличать, и как просто оказывается от злых слов перейти к злым делам. И не важно, какова идея и каковы корни фанатизма - будь он христианским, мусульманским, расовым, классовым... Конец всегда один.
Всем, кто любит серьезный театр - рекомендую этот спектакль. Кстати, Серебренников сейчас снимает фильм по этой пьесе.
Я часто хожу по театрам, но еще ни на один спектакль не удосуживался написать отзыв, но исключения бывают!
Моё знакомство с Гоголь центром началось именно с этого спектакля, и это знакомство оказалось очень удачным!
Спектакль великолепен от начала и до самого конца, в нём поднято большое число важных, скользких и отчасти жестких тем, но все они требуют внимания. Не каждый решится рассуждать на тему религии публично, особенно в России, но в "Мученике" это не просто рассуждение, это вскрытие давно назревшей проблемы веры и верующих.
В спектакле много юмора, много трагизма, много юмора, наполненного трагизмом, все это одновременно и захватывает и заставляет задуматься.
Совершенно гениально сделаны декорации и реализовано освещение, в какой-то момент на сцене происходит 3 параллельных действия, но свет настолько точно и четко их разграничивает, что 3 доски, 3 "козла", 4 стула , пианино и микроволновка разделяются на 3 мира, при этом одновременно присутствуя в каждом из них.
В спектакле почти нет музыки, кроме редких нот на пианино, но их достаточно, они заполняют сцену собой, завершая начатый образ.
Актёрский состав блистательно играет и все находятся на 100% на своих места!
Браво! Это шедевр Гоголь центра!
Надеюсь, что Кирилл Серебренников "....Никогда оттуда не уйдёт"!
В билетном театральном киоске меня спросили, что бы я хотела посмотреть. Я ответила, что хотелось бы что-то нового и, может быть, даже новаторского. Мне предложили Гоголь-центр. Я согласилась, поскольку слышала много хороших отзывов от друзей.
Никакого театрального новаторства в Мученике не обнаружено. Более того, при такой скудости сценических построений этот спектакль можно играть на городских площадях или в парках. Театральная сцена не нужна. Сама пьеса настолько примитивна, что напомнила советские времена, именно тогда на сцене так же карикатурно изображали директрис школ, училок, мамашек и попов. По всей видимости, режиссер надумал что-то обличать.Типа сатира. Но это тоже как-то по-советски.
Ненависть к православию - это уже от всей души от ультрамодного режиссера. И его же традиция - оголять актеров. Зачем? Муж предположил, что пипл любит такое. Я не уверена. Публика - это то, что больше всего понравилось в театре - такая спокойная, модная, красивая, готовая так спокойно все это отсмотреть. Очень добрая публика.
Опять полная беда со звуком, хотя кто-то за пультом сидел, но движочки передвигал как-то лениво и неспешно. В результате не все реплики были слышны.
Вообщем, мучениками там являются зрители.
Надо отметить что-то позитивное. Это безусловно актеры. Играют искренне и вдохновенно. Жаль, что содержание и постановка не соответствуют их уровню.
Времени потраченного жаль, конечно. Зато с Серебрениковым все понятно. Больше никогда.
Этот театр (или не театр, а центр?) не для думающих людей и даже не для модных. Плохое может быть модным, но не долго.
Минута любви и благодарности.
"(М)ученик" - спектакль Кирилла Серебренникова
Пьеса - Мариус фон Майенбург
Адаптация текста – Александр Филиппов – Чехов
Свет гаснет, нам открывается вид на большую и неуютную комнату. Далеко друг от друга расставлены предметы: в углу телевизор, неустанно показывающий помехи, пара простеньких стульев, полка с одиноким цветком подвешенная подпотолок и давящие серые стены с полосой просвета наверху.
В углу безтолково созерцая серую рябь телевизора стоит Веня (Никита Кукушкин), именно этот спокойный с виду обычный "трудный подросток" станет терроризировать всю школу и не чем попало, а словом Божьим. Карманная Библия станет для него и отцом, и матерью, и возлюбленной.
Кряхтя, подперая то дверь, то стену неуклюже входит мать Вени (Юлия Ауг) - это одинокая истеричная ярко накрашенная женщина, в руках у неё деревянный столик из IKEA (который потом станет и партой, и мостиком на берегу речки, и крестом).
У Вени есть только один последователь - абсолютно невинная светлая душа одноклассника - калеки Гриши (Александр Горчилин), который всем своим видом противопоставляется мрачному наместнику Бога.
Противостоит православному террористу молодая учительница биологии (Виктория Исакова). Она - единственный человек, который понимает насколько сильное оружие находиться в руках у неумелого юнца. В своей войне оба доходят до апогея, учительница биологии становится чуть ли не одержимой психопаткой в поисках правды (а всего то хотела «бить Веню его же оружием), а Веня в доказательство чистоты и праведности своих поступков мастерит двухметровый крест.
Все типажи узнаваемы и имеют своих прототипы в реальной жизни, от этого пьеса приобретает жанр трагикомедии, поскольку смеху и улыбкам в зале нет предела. Чего только стоит истерично радикальной мамаша Вени Инга, которая только и жаждет что бы сын оказался наркоманом, но никак не религиозным фанатиком. Или директор школы (Светлана Брагарник) - непроходимо абсурдная женщина, любящая пропустить рюмочку другую коньяка с подружкой завучем.
События развиваются параллельно, комната, созданная художником Верой Мартыновой может быть одновременно спортивным залом и кухней в квартире Вени и его матери. Разобраться во всей этой сумятице помогают чётко расставленные световые акценты, которые выводят то или иное действие на передний план. На светлой части стены постоянно проецируются надписи из Библии с главами и нумерацией стихов - это сделано дабы зритель не усомнился в подлинности того что говорит Веня.
Всеми правдами и не правдами юный крестоносец добивается своего и школьную учительницу биологии увольняют, обвинив в разврате и нетерпимости. В пьесе Майенбурга она кончает с собой, у Серебренникова же, она стоит на своём до последнего, буквально пригвоздив свои кроссовки к авансцене и дрожащим голосом с подступающим к горлу комом, говорит: "Я никуда отсюда не уйду, потому что здесь моё место!"
Был вчера 14 июня 2015 г. Потрясающая игра всех актеров, при этом никто не переигрывает. Исакова в конце даже переводит основное зрительское внимание с Кукушкина на себя, но, уверен, что в этом то и была задумка. Посмотреть на одном дыхании почти два с половиной часа без антракта - это показательно. Зал был битком, ушло со спектакля три пары молодых людей, показалось что пустота их глаз была заметна даже в темном помещении)
Глубокий и очевидный смысл всего спектакля у меня не вызывает сомнения, и ,к сожалению, с каждым месяцем понимаешь спектакль становится все актуальнее и актуальнее...
Советую всем тем, кто судит о жизни не по ТВ новостям.
Но любимым для меня этот спектакль не станет)
"Мученик"...Казалось бы, название спектакля говорит само за себя и даже первое впечатление о герое складывается однозначное: подросток, отказавшийся от всех присущих человеку страстей цитирует строки из своей единственной Книги-Библии. Само собой, невольно возникает ощущение, что ОН, главный герой, вот-вот принеет себя в жертву...жертву ради спасения всего человечества. Знакомый сюжет? А нет... Вениамин готов принести в жертву любого, ради достижения собственных целей, прикрываясь "громкими" фразами, он бежит от своих греховных страстей, а затем, тем же цитатами из Книги пытается оправдать себя и свое поведение, в то время как ему свойственны все те же человеческие грехи: гордыня, алчность, зависть, гнев, похоть.
Он религиозный фанатик...Но все ли так просто?
В спектакле освящены вопросы зомбирования нашего общества, затронута проблема не умения и не желания людей противостоять своим порокам и слабостям, все они ведомое стадо. Вениамин же, явный лидер, ведущий. Он, унижая других, подавляя более слабых лишь для того, чтобы почувствовать свое превосходство, всегда готов пойти на риск, хорошо адаптируется и приспосабливается к сложным ситуациям.
Мы наблюдаем за тем, как каждый из героев спектакля теряет здравый смысл и оказывается под влиянием одного "религиозного террориста".
Они "фанатики". Правда жизни?
А где же та "золотая середина"? Где та грань дозволенного, которая позволяет сохранить нам человеческий облик, не превращаясь в животное?
И даже, казалось бы, самый трезво мыслящий человек в постановке, молодая учительница биологии, так же фанатична как и все они.
Чудесный спектакль с замечательной игрой актеров не оставит равнодушным.
Спасибо!
Совершенно замечательная о своевременная постановка худрука Гоголь-центра.
В ее успехе я практически не сомневался уже тогда, когда узнал, что в главной роли будет Никита Кукушкин. Актёр от Бога. Видя его хоть на сцене, хоть на экране, даже в голову не придёт не поверить или в чем-то усомниться. Кроме того, здесь одной из его партнёрш является невероятная Виктория Исакова. С такой изначальной заявкой невозможно было представить, что здесь что-то не получится. Всё так и произошло. Замечательный спектакль по пьесе очень талантливого автора. Нерв держится до самого конца, и смотрится на одном дыхании.