Ксения Кутепова, Алексей Колубков и Томас Моцкус на сцене с кучей стульев и кулером посередине разыгрывают почти абсурдистскую комедию Вырыпаева. Героев будоражит поведение некоего Маркуса, съеденный палец, непрекращающийся дождь и осы, которые кусаются даже в ноябре. Поставить не вполне традиционный для мастерской Фоменко материал была приглашена ученица Сергея Женовача норвежка Сигрид Стрем Рейбо, чей минималистский хит «Ежик и Медвежонок. Диалоги» уже несколько лет с неизменным успехом прокатывают различные московские площадки.
Драматический |
16+ |
Сигрид Стрем Рейбо |
1 час 30 минут, без антракта |
Отличный спектакль по прекрасной пьесе Вырыпаева. Раннего Вырыпаева (по крайней мере по стилю) - того, когда он ещё не уходил в эзотерику и не занимался совсем лубочными нравоучениями. Текст замечательный, глубокий, абсурдный, нетяжёлый.
Играется не совсем так, как вы привыкли видеть пьесы Вырыпаева в постановке самого автора: нет того гипнотизирующего полёта текста, когда сам же текст становится главным героем спектакля.
Для меня это было непривычно, мне всё-таки нравится это состояние, которое у Вырыпаева-режиссёра достигается тем, что актёры не актёрствуют, а занимаются чистой фонетикой и интонацией. Но и в этой довольно классической драматургии у спектакля есть своё обаяние: он довольно доступный для неподготовленной публики, лёгкий, смешной.
Пьеса необычна для репертуара Мастерской Фоменко, на сцену которой современная отечественная драматургия не допускалась, пьесы Оли Мухиной «Таня-Таня» и Петра Гладидина «Мотылёк» – исключения. Пьеса необычна для Вырыпаева, эта пьеса вообще необычна, я ничего подобного до сих пор на театре не видел. Это пьеса-хамелеон, она по ходу меняет свой жанр, свои драматургические регистры много раз, соответственно спектакль, его интонация, внутренняя наполненность, тоже перманентно трансформируются, начинается всё то ли как семейная мелодрама, то ли как сцены из скандинавской супружеской жизни (имена у всех трёх героев универсально-космополитические): муж, жена и их друг выясняют, где-кто-когда-с кем был, выяснение перерастает в почти детективное расследование с опросом свидетелей и чуть ли не очными ставками, потом зритель оказывается вовлечённым в спектакль-энигму – ну не может же один человек быть одновременно в нескольких местах (или всё-таки может?), потом, когда прилетают «летние осы, жалящие даже в ноябре» начинается театр абсурда в его чистом виде, а абсурд вдруг оборачивается пронзительными почти поэтическими исповедями одиноких и страдающих людей, а потом снова осы налетают, на этот раз ручные осы, жалят они нежно-нежно, чуть щекотно, и ты улыбаешься и хохочешь вместе с ними.
Смотришь эту осиную энигму-триллер-драму-абсурд-мелодраму-трагикомедию как заворожённый, завораживает феерическая стихия игры, которую трое фоменок (К.Кутепова, Т.Моцкус и А.Колубков) творят на сцене, и из которой они создают этих людей, одиноких и потерянных, мающихся и не верящих, запутавшихся в паутине жизни, просто живых людей. По окончании спектакля понимаешь, что этот необычный для Фоменок спектакль, по непривычной для них пьесе, является поистине фоменковским, стихия, магия и величие театральной игры - это то, на чём этот театр вырос, что развивал и культивировал, и в чём достиг совершенства. «Осы» - это одновременно и продолжение старой Мастерской Фоменко, и начало нового театра, уже без Петра Наумовича.
Плохо. Негатив у меня начался с первых минут, когда на вопрос - Кто у тебя был? жена ответила - твой брат Маркус заезжал. На что присутствующий ДРУГ СЕМЬИ возразил - нет, Маркус был у меня. Далее... Сюжета никакого. Банальные мысли и откровения. Скучные, затянутые монологи. Весьма натянутые шутки. В общем - очень плохо. Впрочем, многие смеялись и аплодировали.
Игра актёров, конечно, на высоте, и режиссёрская находка с всеобъемлющей дамской сумочкой, из которой по ходу спектакля не достали разве что только танк, забавна, но в зале многие украдкой посматривали на часы. К сожалению, сама пьеса не показалась и мне ни очень глубокой, ни достаточно смешной. Два часа абсурда в исполнении прекрасных актёров. Я не жалею, что сходила, но второй раз не пойду точно и вряд ли буду кому-то рекомендовать.
Для меня пьеса представила троих людей которым нечем заняться в этой длинной и "никчемной" жизни. Метания недалеких буржуа о ее смысле и месте религии в ней смотрятся ограниченно и мелко. «Остросоциальные» вопросы, старательно выпускаемые режиссером в течение пьесы как крюки на абордаж, не цепляют- так как таковыми не являются. Желания сопереживать главным героям не появляется. А Гибаряновский финальный вывод о том, что человеку нужен в конечном счете другой человек, и вовсе притянут за уши, как и постоянно повторяемое актерами название этого спектакля по ходу действия. Юмор на троечку с минусом. Какая там была игра актеров судить не берусь, может и неплохая. В данном случае это было вторично. Выйдя в холодный декабрьский вечер, осознал, что провел его абсолютно бессмысленно.