Балет |
0+ |
2 часа 30 минут, 2 антракта |
Летний сезон «Лебединых озер» в Петербурге
В Петербурге, городе, обычно полном классического балета, опять нечего смотреть, кроме «Лебединых озер». Графиня с изменившимся лицом бежит к пруду. Это значит, что на дворе август. Важные птицы калибра Мариинского театра зарабатывают деньги на гастролях за границей (не исключено, что теми же самыми «Лебедиными»). Простому горожанину предлагается то же, что туристам: пернатые, различимые разве что в мощный бинокль. Вроде балета Тачкина (как правило, такие труппы гордо носят имя продюсера).
Если вы рассчитываете сейчас узнать, что лебеди Тачкина отличаются от лебедей Брускина, допустим, желтоватой полоской на горлышке и красным ободком вокруг глаз, то компетентное мнение заключается в том, что частности здесь вообще не важны. Любой русский балет, сочиненный в период с 1885 по 1900 год, невозможно испортить плохим исполнением. Говорю это с полной ответственностью: если я организую представление «Лебединого озера» силами редакции «Афиши» (с обозревателями в виде маленьких лебедей и стройной секретаршей в главной роли), то вы все равно сможете оценить, что композиция — гениальна. Гениальна на уровне геометрии сцен: все эти круги, коридоры, каре и дуги кордебалета. Port de bras мы вам тоже гарантируем: танец рук в «Лебедином» производит такое грандиозное впечатление, что с удивлением осознаешь — движения-то совсем простые. Правда, фуэте придется смотреть все-таки в Мариинке.
«Лебединое озеро» — один из шедевров балетного золотого века. Этот век длился около пятнадцати лет. К тому времени хореограф Мариус Петипа служил в России почти сорок лет. Ставил балеты хорошие, замечательные и плохие. Но ровно в эти последние годы глубокий старик вдруг начал печатать шедевры один за другим. Невзирая на возраст, хвори и череду похорон: один за другим начали умирать друзья-сверстники (а также весьма молодые люди, как Чайковский, например), напоминая, что и его время тоже истекает.
Петипа, похоже, чувствовал, что с ним происходит что-то из ряда вон выходящее, и поэтому спешно приводил в порядок даже старые спектакли: финальный удар кисти, сделанный в 1890-е, превращал прежний текст в шедевр. Неудивительно, что в течение золотого века у Мариуса Петипа было очень мало свободного времени и часты приступы тоски. Вот почему у «Лебединого озера» оказалось в итоге два автора: часть сцен Петипа просто скинул на ассистента — сильно пьющего Льва Иванова, которому по этой причине обычно не доверяли сочинять ничего длиннее получаса. Но как уже было сказано, со временем у Петипа был совсем швах. Как и с настроением: «Лебединое озеро», в частности, предполагалось обелиском недавно умершему Чайковскому. Понятно, в какие тона окрасилась любовная история принца и двух девушек-близнецов, одна из которых была к тому же заколдованной лебедью. Ну и что, что балет Тачкина. Или Брускина. Не будьте снобами: в случае «Лебединого озера» снобизм как раз выдает незнание предмета. Сходите. Это красивое и печальное надгробие, какое можно пожелать даже самому себе.