Кто не читал роман Джона Фаулза «Коллекционер», тот по крайней мере смотрел выдающуюся одноименную киноленту Уилльяма Уайлера 1965 года. Однако режиссер Павел Артемьев (не тот, который из группы «Корни»), недавно окончивший ГИТИС, обратился напрямую к многостраничному первоисточнику: спектакль его длится два акта и подробен в мелочах. Героев, как полагается, двое — закомплексованный маньяк Фредерик (Олег Ребров) и строгая красотка Миранда (Марина Ворожищева). Напряженный патологический (а оттого местами даже смешной) дуэт происходит не на сцене, а в знаменитой белой комнате МТЮЗа, что означает не только повышенную концентрацию энергии, но и малое количество мест: обилечиваться лучше заранее.
Драматический |
18+ |
Павел Артемьев |
2 июня 2015 |
2 часа, 1 антракт |
Прошло уже несколько дней после того, как я посмотрела спектакль "Коллекционер" в МТЮЗ, а увиденное не отпускает. На спектакль шла осознанно, заранее купив билеты, зная сюжет. Опасалась лишь одного, что молодому актеру Олегу Реброву не хватит мастерства сыграть очень сложного персонажа - Фредерика. Мои опасения оказались напрасными. Он не просто сумел, он сделал это гениально! Вообще в этом спектакле все на самом высоком уровне - и режиссура, и актерская игра. Павлу Артемьеву удалось весь сюжет выстроить точно по книге, но второй акт представлен очень оригинально - основное действующее лицо Фредерик, а Миранда - фон, иллюстрирующий превращение мужчины в чудовище. В этом спектакле каждый предмет несет смысловую нагрузку. При минимуме декораций все играет на сюжет. Каждая книга, пластинка, картина, цветок. Все призвано создать нужную атмосферу именно здесь и сейчас.
Марина Ворожищева в роли Миранды очень убелительна, но Олег Ребров в роли Фредерика просто безукоризнен. От него невозможно отвести взгляд. Он вызывает жалость, сочувствие, постепенно переходящие в ужас и отвращение.
Этот спектакль иллюстрация того, почему люди из разных слоев общества почти никогда не могут быть вместе. Разный менталитет, разное воспитание, разное развитие приводит к одному - невозможность и нежелание услышать и понять другого. И это страшно...
Была на этом спектакле сегодня! Потрясающая игра обоих актеров!! Прям умнички на все 100!! Да, скромный театр, да, скромная сцена, НО- это всё отошло не то что на второй, а на десятый план- по сравнению с сюжетом, режессурой и отличной игрой всего-навсего, но таких очаровательных и талантливых, двух актеров!! Рекомендую!! Удовольствие от просмотра и положительное послевкусие гарантировано!
Роман Джона Фаулза "Коллекционер"; до просмотра спектакля, поставленного Павлом Артемьевым во флигеле МТЮЗа я не читала, поэтому не знала, с чего начинается эта жуткая история в нем.
В спектакле режиссер ставит зрителя уже пост-фактум: начинающая художница Миранда (Марина Ворожищева), похищенная Фредериком Клеггом (Олег Ребров), очнулась (он усыпил ее хлороформом) в незнакомой обстановке…
Через некоторое время раздался лязг многочисленных затворов и в комнате появился сам похититель.
Первое впечатление он производит совсем неплохое, да и целью его похищения было показать Миранде, девушке, которая вот уже не один год не давала ему покоя и которая при нормальных условиях и близко бы к нему не подошла, какой он хороший. Клегг рассчитывал, что узнав его ближе, почувствовав его заботу о ней, она его тоже полюбит. А цель, так сказать, "оправдывает средства".
Совершить похищение мелкому клерку позволил большой выигрыш, полученный им на скачках. Он купил загородный дом с большим подвалом и оборудовал в нем комнату для Миранды, тщательно продумав все детали – вырваться оттуда "его добыча" не смогла бы при всем своем желании!!!
И все-таки она неоднократно пыталась это сделать, разумеется, безрезультатно.
На короткие ночные прогулки Клегг выводил Миранду, которая задыхалась в подвальном помещении, со связанными руками и заклеенным пластырем ртом.
При этом исполнял все ее прихоти – покупал все, о чем бы она его не попросила, завалил всю комнату цветами, кормил свою пленницу самыми изысканными блюдами и был искренне удивлен ее попыткам бежать из этого "рая".
Чтобы не настраивать девушку против себя, пообещал ее отпустить через 4 недели, надеясь, что за этот срок сможет завоевать ее расположение.
А во время "прощального" ужина даже сделал ей предложение. И тут Миранда, не понимающая всей серьезности своего положения, совершила главную ошибку – отказала Клеггу, сказав, что никогда не сможет его полюбить. Через пару минут, увидев его реакцию, она согласилась, но было уже поздно…
Сложно найти тот момент, когда человек из нормального вдруг превращается в одержимого маньяка. Клегг был обычным, но с нарушенной психикой. Он вроде бы и не делал ничего ужасного, но в итоге случилось непоправимое. А самое главное — такие люди не осознают всего происходящего и готовы снова пойти на такой поступок.
Олег Ребров потрясающе органичен в этой роли!
Марина Ворожищева в первом действии показалась мне гораздо менее убедительной.
А вот во втором, когда у нее и слов-то практически не было - зрители слышали отдельные записи из дневника, который она вела во время своего заключения, а актриса стояла в углу сцены и смотрела в зрительный зал, и в ее взгляде при этом читалась такая БЕЗЫСХОДНОСТЬ, что было, действительно, страшно...
Очень мощный по эмоциональному воздействию спектакль!
Актеры держали на протяжении 2-х часов зрительный зал в сильнейшем напряжении!!!
Откуда же взялось такое название у книги и спектакля?
В спектакле Клегг лишь вскользь упоминает о своей коллекции бабочек. Дальше режиссер эту мысль не развивает. Поэтому название спектакля "оправдывает" только финальный монолог "героя", в котором он планирует похищение следующего экземпляра в свою коллекцию (теперь уже не бабочек), и сообщает нам о том, что, наученный горьким опытом, будет вести себя уже совсем иначе…
А вот в одной из рецензий на книгу проводится настолько точная параллель, что привожу текст отрывка из нее полностью:
"Когда ты знаешь толк в том, как надо выслеживать свою жертву и в какой момент нужно нанести свой удар, безобидное коллекционирование бабочек можно без проблем перенести на людей. Даже жалкий и ничтожный мещанин вроде Клегга способен на это.
Взмах сачком / Прижать жертву к себе.
Сетчатое одеяло сачка укрывает бабочку, не давая ей никаких шансов на спасение / Белая влажная марля соприкасается с носом.
Осторожно вытащить бабочку из-под мешка и засунуть в банку / Связать жертву и оставить в подвале.
Скоро обеим придет конец. Жизнь главной героини угаснет так же, как и мечущаяся в банке бабочка. Можешь биться своим тщедушным тельцем о стеклянные стенки герметично закупоренной банки. Это бесполезно".
Спектакль до сих пор меня не отпускает. Прочитала книгу. Расстроилась, что режиссер практически не раскрыл внутренний мир Миранды, а ведь больше половины книги занимает ее дневник - рассказ о своей жизни "до", любви, планах на будущее (а она ВЕРИЛА, что оно будет), ее попытка разобраться в происходящем и найти любой ценой выход из этого кошмара.
Жаль! Спектакль от этого только бы выиграл.
"Коллекционер" – дебютный роман Джона Фаулза, популярным стал сразу, и спектаклю МТЮза популярность сопутствует в полной мере.
Дело в сюжете, но только с одной стороны. Психологический триллер о коллекционере бабочек, ставшим серийным маньяком – эффектный задел. Начало преступного пути маленького человека, так сказать.
И с другой стороны, тема романа – столкновение двух миров, не то чтоб добра и зла, а именно высокой культуры, не всегда ровной, гладкой и правильной, но притягательной и безусловно приличной, корректной, можно сказать, серой массой. Последняя пытается путями девиантного поведения – пленения, удержания, власти – заставить полюбить себя первую. Бедный лондонский чиновник Фредерик (чисто Акакий на максималках) получил выигрыш на скачках и использует его в целях овладения недосягаемым – принцессой-искусствоведом Мирандой. Не тело интересует его, хочет, чтоб полюбила его таким, каков он есть.
Иногда это поистине смешно, когда удается отвлечься от понимания, что происходит все в подвале.
Вот Фредерик сервирует вечерний чай, в высшей степени культурно, как ему кажется, с целью услужить, показать себя в выгодном свете. «Кушайте-кушайте», повторяет неприятный влюбленный снова и снова. Это повторяемое «кушать» возбуждает желание зрителя встать с кресла и приступить к удушению Фредерика, вот честно. А прекрасная Миранда неплохо держится, однако, покончив с призывами "кушать" Фредерик шумно вдувает чай, держа блюдечко самым аккуратным образом, и тогда она не выдерживает - и передразнивает его. Фи, как ужасно себя ведет эта Миранда.:) Мне нравится.
К тому же может стоит помнить – перед ней не гостеприимный хозяин, с которым можно запросто раскланяться, а насильник.
В общем, вовлекаешься в этот сюжет моментально. (Je suis Miranda, хотя не дай Бог, конечно)
В роли коллекционера – Олег Ребров, а Миранды - Марина Ворожищева. Оба вполне красивы, но такие разные…Похожи на актеров из фильма 1965 года по роману Фаулза, так мне показалось – Саманту Эггар и Теренса Стэмпа.
Еще в одном герои похожи – оба двигаются к состоянию безумия. Миранда пересмысливает свои позиции, даже собирается соблазнить Фредерика (бедная!). а потом убить его, но по окончанию оказавшихся неуспешными мероприятий осознает границы собственного духовного падения. Тогда как он постоянно себя оправдывает, говоря о высоких чувствах и морали – о, да, и о морали, деградирует. Не интеллектуально, к слову. Тут все на стопе. Фредерик в полной мере осознает пропасть между образованным сословием (условно) и такими людьми, как он. Но он не хочет (полюбить оперу и современное искусство) приобщиться к ценностям, а напротив, понял вот что – ему нужна девушка попроще Миранды, над которой его личная власть будет работать эффективнее.
Не кошмар ли?
Художник спектакля - Екатерина Злая (какая красивая деталь), режиссер - Павел Артемьев.
Все было великолепно.
Ушли, захваченные меланхолией.
Потому что непреодолимые границы, жестокие случайности, упущенные возможности – это бесконечно печально
Отвратительно. Отвратительно неприятный персонаж, то есть блестяще сыгран. Браво. Подобными сюжетами с темой любого рода насилия я сильно проникаюсь, посему очень переживала за героиню и не смеялась там, где подразумевался смех. Можно часами копаться в мыслях подобных отрицательных героев и думать что у него в голове и как можно себя в данном случае вести, что делать на месте жертвы. А ещё спектакль я бы назвала крайне фотогеничным. Куча явно неслучайных красиво поставленных моментов, которые 100% шикарно смотрелись бы на фото. Так что эстетика в сочетаниях цветов и форм так же в наличии. Я скупа на высокие баллы, уверена что многие оценят спектакль гораздо выше.
Всем приятного просмотра)