В Большом драматическом театре вышел спектакль, ориентированный на самый сложный для театра возраст — младших и средних школьников. Лауреат «Золотой маски» режиссер Евгений Ибрагимов, выбрав для постановки повесть выдающегося польского педагога, писателя, режиссера Януша Корчака «Когда я снова стану маленьким», придумал лаконичный ход: один актер в живом плане управляет десятками крошечных кукол, и эти маленькие человечки постепенно заполняют все игровое пространство. И это — метафора погружения в детство: драматический актер Тарас Бибич, выходя на сцену взрослым человеком, от эпизоду к эпизоду проявляет все больше фирменно детских реакций и переживаний. Получается своеобразный каталог детских мук и радостей.
Кукольный, Детский |
6+ |
Евгений Ибрагимов |
23 марта 2014 |
1 час 30 минут, без антракта |
Непосредственно на сцене Каменноостровского театра, где помещается и пространство для игры, и зрительские трибуны, — дюжина чемоданов, полсотни 20-сантиментровых деревянных кукол и единственный драматический актер Тарас Бибич в кепке и клетчатой курточке. Он один управляется сразу со всеми героями и, виртуозно орудуя чемоданами, моделирует место действия. У Януша Корчака, выдающегося педагога и писателя, погибшего вместе с воспитанниками в фашистском лагере Треблинка, это довоенная Варшава, но постановщик спектакля, неоднократный лауреат «Золотой маски» с репутацией театрального мага Евгений Ибрагимов, на трагическом ближайшем будущем героев акцента не делает — это обычные мальчишки и девчонки. Только выполненные в стиле ретро — они выглядят как подростки из довоенных советских кинолент.
У 12-летнего Владека, кукольного двойника Тараса Бибича и главного героя повести Корчака «Слава», которого актер гордо вынимает из-за пазухи, есть младшие братья и сестры: Вицусь, который потом заболеет и умрет, Маня, в которую влюбится его ближайший друг Олек, как раз и мечтающий о славе, Блошка, которая наделает долгов на целых пять злотых и со слезами придет к брату за помощью, младенец Абу, которую, когда отец разорится, захотят забрать соседи снизу — толстая лавочница и ее муж, тот, что «наоборот, без ноги», отчего Владек будет рыдать горячими, отчаянными слезами, как малыш. Есть друзья — кроме Олека, Наталка, дочь политзаключенного, неформальный лидер дворовой ребятни и глухонемая Михалинка. Есть мама и папа. Есть целая гурьба детворы на покатой доске, которая собралась по зову Владека и Олека на первое заседание СРЧ (Союза рыцарей чести). Все они оживают, когда до них осторожно, даже нежно дотрагивается рукой Бибич. Под живую скрипку Бориса Кипниса разворачивается история одного детства, в котором нет всех красок радуги, но есть первый снег, первая любовь к девочке Марыне из Вильно и полет с нею над облаками (удивительный постановочный эффект), есть много вопросов к Богу и родителям, есть осознание того, что мир устроен не по справедливости. Но главное, что есть в этом старомодном, но очень своевременном спектакле, — та мера пиетета взрослых людей перед детством, которая читается в «Декларации прав детей» Януша Корчака, где есть, например, такой постулат: ребенок имеет право на отказ от педагогического воздействия, если его убеждения оказываются иными, и даже — на моральное осуждение взрослых. В этом смысле весьма логично, что спектакль поставлен в рамках художественной программы «Эпоха просвещения», которую провозгласил в БДТ новый худрук Андрей Могучий.